Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Статьи For users who are interested in Solaris website history, visit solaris onion link https://solaris6hl3hd66utabkeuz2kb7nh5fgaa5zg7sgnxbm3r2uvsnvzzad.net

 

МОЛИТВЕННИКИ О ЦАРЕ-СТРАСТОТЕРПЦЕ

Автор:  Алексей Поповкин

 

 

МОЛИТВЕННИКИ О ЦАРЕ-СТРАСТОТЕРПЦЕ

Почитание Государя Николая Второго православным духовенством России в 1917-1930-х

img4cf8ec717a06a.jpg

Царские Дни, дни воспоминания мученического подвига Государя Николая Александровича, Его Супруги и Детей, с каждым годом привлекают всё больше паломников, желающих приблизить к своему сердцу этот подвиг, молитвенно почтить его - и в Екатеринбурге, и по всему лицу Русской Земли, и в славянстве, и в целом свете.


В наше время открываются свидетельства почитания Государя, свидетельства верности и любви к Царю Батюшке, проявленной и в страшные времена богоборческих гонений.


Одно из таких свидетельств - проповедь о верности Царю священномученика Евгения, Пресвитера Переяславского, датированная 1918 годом.


Священномученик Евгений Андреевич Елховский родился 26 февраля 1869 года в селе Пустоша Владимирской губернии в семье псаломщика. Учился во Владимирской духовной семинарии, по окончании которой в течение четырех лет работал учителем. 21 ноября (4 декабря) 1895 года был рукоположен во иерея. Начал свое служение во Введенской церкви Переславля-Залесского (ныне не существует) и в приписанном к ней храме Сорока мучеников Севастийских, который сохранился до наших дней.
С 1896 года, одновременно со служением, был законоучителем в церковно-приходской школе и состоял членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. 17 (30) октября 1907 года протоиерей Евгений Елховский был переведен в Никольский монастырь, где служил священником вплоть до его закрытия 20 февраля 1923 года. Предположительно до 1929 года продолжал служить в Благовещенском храме разоренной обители, обращенном в приходскую церковь, и одновременно в городском кафедральном соборе Преображения Господня. Потом перешел в храм митрополита Петра.
Первый арест последовал в 1930 году, а второй - 18 октября 1937 года. По «свидетельским показаниям» отцу Евгению вменялось в вину, что «в канун Рождества 1935 года он уговаривал группу школьников около десяти человек приходить в церковь», а также вступал в общение с другими священниками, которое было расценено как «антисоветские сборища». Обвинительное заключение гласило, что отец Евгений проводит антисоветскую обработку пионеров, защищает врагов народа, допускает высказывания повстанческого и террористического настроения в отношении коммунистов. Вины своей отец Евгений не признал: «Нет, все это я отрицаю». И 29 октября 1937 года в возрасте 68 лет он был приговорен к расстрелу. Через два дня приговор привели в исполнение.

 

img4cf8ec9196ec1.jpg


22 мая 1989 года митрофорный протоиерей Евгений Андреевич Елховский был реабилитирован, а в 2000 году - причислен к лику святых. День празднования памяти священномученика Евгения определен Архиерейским Собором в день его мученической кончины 29 октября (11 ноября).
Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомучеников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель - Свято-Никольский Переславский монастырь [1].

Св. Евгений был женат на Анне, урождённой Альбицкой (из рода Альбицких была бабушка автора этой статьи).

Предлагаем вниманию боголюбивых читателей текст проповеди.

«Святая Церковь совершает ныне празднество в честь святителя и чудотворца Николая, этого прославленного Богом угодника, которого чтят повсюду, которого призывают во всяких несчасть¬ях не только православные, но и магометане и даже язычники.
Если же имя святителя Николая прославляется и почитается во всех концах христианского и даже нехристианского мира, то нам, православные христиане, особенно следует праздновать в честь сего прославляемого угодника. Что же мы должны делать, чтобы празднование наше было достойно праздника, чтобы мо¬литвы наши дошли до святителя Николая? Подумаем, возлюб¬ленные слушатели, в чем состоит истинное празднование.
Истинное празднование состоит не в одном только посеще¬нии храма и наших здесь молениях, не в одних только молебнах, не в возжжении свеч пред иконою святителя, а главным обра¬зом - в подражании тем добродетелям, которыми прославился великий угодник. Если мы повнимательнее прислушаемся к тро¬парю, в котором Святая Церковь восхваляет святителя, то узна¬ем, что он был образцом - правилом христианских добродете¬лей: веры, кротости, смирения, воздержания и милосердия.
Конечно, нам, грешным, невозможно вполне следовать примеру великого святителя, потому что мы живем среди соблазнов мира сего, среди обыденных мелочных забот и не имеем того величия духа, той любви к ближним, которыми отличался про¬славляемый нами святой. Это не по нашим силам, да и такого бремени на нас никто и не налагает, но стремление к добру в нас должно быть, потому что это является для нас вполне по¬сильным бременем. В жизни святителя Николая, по преиму¬ществу, преобладает добродетель милосердия, почему Святая Церковь и воспевает, что он был «быстрое нищих услышание, и алчущим кормитель, крепкое падающих возведение, недугующим исцеление, страшный наказатель обидящих, скорый утешитель в беде сущих». Вот подражание этой-то добродетели святителя по силам каждому из нас. Конечно, мы не можем творить столько дел милосердия, сколько творил их великий угодник, но милосердным каждый из нас может быть. Всякий может по¬служить другому в несчастье если не делом, то добрым словом сочувствия, утешения; и это будет дело милосердия, потому что уменьшает душевную скорбь страждущего. Добродетель милосердия одна из самых легких, а между тем она ценна пред Богом, полезна для творящего дело милосердия, потому что Спаситель, изображая будущий Страшный Суд, ясно показал, что все дела милосердия зачтутся нам, и что мы чрез них будем помилованы, достигнем Царствия Небесного.
Возлюбленные слушатели! Празднуем ли мы великому святителю так, как нас этому учит Святая Церковь? К сожалению, нет! Каждый из вас, присутствующих на настоящем церков¬ном торжестве, кажется, должен согласиться со мной, что наше праздничное поведение в большинстве случаев недостойно праздника. И если только вы дадите себе труд безпристраст¬но, по совести, заглянуть в себя, хотя теперь, то вы должны будете придти к моему же, сейчас высказанному, заключению.
Но, возлюбленные, теперь мы уже знаем, в чем состоит ис¬тинное празднование. Будем же, по возможности, проводить день праздника так, как нас этому учит Святая Церковь. Будем же подражать в своей жизни добродетелям святого, которому мы празднуем. А вместе с этим будем и молиться великому угод¬нику Христову святителю Николаю, чтобы он ходатайствовал пред Престолом Господним за нас и чтобы согрел наше очер¬ствевшее сердце любовью к ближним.
Благословенные слушатели! Именем и в честь празднуемого ныне чудотворца наименован великий наш Государь Император Николай Александрович, который празднует сегодня день свое¬го тезоименитства. Наш долг, как верноподданных своего Царя в настоящий день, побуждаясь искреннею, нелицемерною любо¬вью к нему, прибегнуть с усердною молитвою к святителю Нико¬лаю, великому заступнику во всех нуждах и напастях, - о спасе¬нии нашего Царя и Отечества. Святителю отче Николае, «царем верным поможение», умоли пред Престолом Всевышнего да укрепит Господь возлюбленного Императора нашего в его мно¬готрудном служении, да хранит драгоценнейшую для нас его жизнь и продлит ее на многие и многие годы. - Аминь». [2]


Сам факт сохранения этой проповеди в то время, как иные по малодушию сжигали и гораздо менее «преступные» документы, свидетельствует о верности св. Евгения Государю.
Между тем, поминовение Царя, добрые слова о Нём преследовались вплоть до ареста и убийства.
Например, «Известия Воронежского губернского исполнительного комитета» сообщали 13 апреля 1917 года следующее: «В одном из сел Новохоперского уезда к волост¬ному комитету явилась группа крестьян с требова¬нием ареста священника, который позволил себе сравнить арестованного Николая II со Христом:
- Христос пострадал - и бывший император тоже теперь в изгнании, - говорил священник» [3].

 

img4cf8eca799bf3.jpg


О Священномученике Иувеналии Рязанском известно, что он служил Панихиду по Государю и за это преследовался властями: «Сообщаем, что Масловский Евгений Александрович, он же монах ЮВЕНАЛИЙ, 15 января 1878 года рождения, уроженец гор. Ливны Орловской области, архиепископ Ря¬занский и Шацкий, был арестован 22 января 1936 года. Обвинялся в том, что "являлся организатором и вдохно¬вителем контрреволюционной группы духовенства, мона¬шества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вел контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в част¬ности о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывше¬ му русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-лет¬него юбилея, он же разрешал производство тайных пост¬ригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь, т.е. в преступленим, предусмотренном ст. 58 п. 10 и 11 УК РСФСР"» [4].

Иван Лукьянович Солоневич вспоминал, что один немецкий левый деятель признавался ему, что видел в 1920е в СССР годы портреты Государя, спрятанные в домах за иконы. Документы большевицкого сыска подтверждают факт тайного хранения Царских портретов: «В Старобельске произведенным обыском в женском монастыре было обнаружено спрятанным большое количество драгоценностей и портрет Николая II-го» (информация 1922 года) [5].

image004.jpg


Епископ Осинский Пётр (Гасилов), рукоположенный по благословению Святителя Тихона в 1922 году, говорил на допросе о своих монархических убеждениях: «Я, епископ Гасилов Федор Степанович, допрошенный уполномоченным Кунициным сего числа показываю: Ранее данные мною показания, я <...> подтверждаю. Виновным себя не признаю, однако не отрицаю того, что во мне остались сильные привычки старого строя, церковно-монархические убеждения в следствии чего, как я уже го¬ворил, что не могу быть полезным человеком для существующе¬го строя»( Протокол допроса от 20 июля 1932 г.) [6].
Сочувствие Государю, молитвы о Нём, сбережение Царских портретов, сохранение монархических убеждений - всё это грани подвига Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX столетия.
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!


Примечания:

1. http://www.vidania.ru/svmuchenikevgeny.html

См. также: Сщмч. Евгений Елховский

2. Проповеди отца Евгения. Поучение в день святителя Николая./Страницы истории России в летописи одного рода. М., Свято-Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский, Изд-во «Отчий дом», 2004. С. 680-681.

3. О подвиге веры - в документах большевиков// Воронеж/Липецк Православный, №2 (10), февраль 1998 г. С.4.

4. Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1995. С. 16.

5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941.Документы и фотоматериалы.- М.: Изд-во Библейско-Богословского Института Св. Апостола Андрея, 1996. С. 144.

6. Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? / Сост. В.А. Королев. - Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999. - С. 131.


Иллюстрации:

1. Икона Священномученика Евгения

2. Икона Священномученика Иувеналия http://pravoslavie.tomsk.ru/i/53/21/yuvenaly_web150.jpg

3. Портрет Епископа Петра

 


скачать



Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати