Наша эпоха

О НАШЕМ МОНАРХИЗМЕ

Автор:  Григорий Николаев

 

 

О НАШЕМ МОНАРХИЗМЕ1

Сергею Фомину -
летописцу Дома Пресвятой Богородицы -
с радостью о Христе Воскресшем

Невозможность (а мы бы даже дерзнули сказать - кощунственность) любых форм политического монархизма - от легитимизма до соборничества - очевидна для каждого, кто вдумывался в пророческое обетование о ризе, которая сама придет к Державной иконе. Ибо пока скипетр и держава Русского Царства не сокрыты от предстоящих и молящихся, смысл явления самой иконы - по-прежнему - еще и в том, что русский народ лишен монархической государственности и продолжает в самоослеплении считать себя Верховной властью.
Если же исповедовать Пречистую Царицей Русской Земли, то должно признать, что: во-первых, русский трон - онтологически пуст, а имя претендента на него - легион; во-вторых, высшая управительная власть - в руках воров (а ведь смысл борьбы «за ответственное министерство» и состоял в том, чтобы разрушить органическую связь между единоличным носителем Верховной власти и деятелями высшей управительной власти), но наше им подчинение есть та епитимия («канон», на языке Святой Горы), которую, по слову афонского старца Тихона, проходит Россия. И, наконец, третье: Своим отречением в день явления Державной иконы Государь как бы засвидетельствовал прекращение действия Основных законов. Предположив обратное, мы неизбежно придем к признанию незаконными созыва Поместного Собора, а всех его решений - юридически ничтожными (согласно статьям 64-65 и 86 Основных законов от 1906 года).
С юридической точки зрения, Россия после 2 марта 1917 г. (и до сих пор) живет в состоянии непрекращающейся пара-номии (но не аномии, т.е. беззакония, причем понятого как угодно широко), а Русская Церковь (о какой бы из двух юрисдикций мы ни говорили)2 - в состоянии пара-каноничности, имея своим основанием и краеугольным камнем (после февральско-мартовского предательства и апрельской «ликвидации») отнюдь не Поместный Собор 1917-1918 гг. и даже не кровь новомучеников, но услышанное и исполненное «моление о чаше» Святого Царя, искупившего русский грех и спасшего Виноград сей от неизбежного вырождения в церковь лукавнующих («хамократическую церковь», по безстрашному выражению о. Павла Флоренского).
Историческая Россия невозвратимо мертва, и мы живем не надеждой на ее воскресение, но чаянием мета-постистории, когда
... делом единым милости Господней
Исхищена будет Русь из преисподней.
Гонители, мучители постыдятся;
Верные силе Божией удивятся,
Как восстанет Русь во славе новой,
И в державе новой невестой Христовой.
Но, - возможно, возразят нам, - разве не были сказаны слова: «Государь взял вину русского народа на Себя, и русский народ прощен»? Да, ответим мы, однако повторим - вслед за старцем Иосифом Афонским - «хотя и прощается грех, остается епитимия, соответствующая падению» (письмо 21).
И сегодня смысл нашего монархизма позволительно почерпнуть из хрестоматийного, но так и оставшегося непонятым стихотворения Георгия Иванова. Всматриваясь с благоговением и почти нестерпимой сердечной болью в лица Царственных Мучеников (Наследник, Императрица, четыре Великих Княжны), мы (подобно автору, но в отличие от послушницы Ольги Бойко, которая, представ Престолу Небесного Царя, «на земного царя смотрела свободно») не смеем отвести взор от «эмалевого крестика в петлице» - ведь нам нечего ответить на безмолвный вопрос, который мы обязательно услышим, встретившись взглядом с Хозяином Земли Русской: «Что вы сделали с Моей страной?»
Предстоя на коленях, со склоненной главой перед Державной иконой и образом Святых Царственных Страстотерпцев, мы, уповая на милость и силу Божии, чаем движения воды в том «мертвом море», которое по надежному безусловному пророчеству, преобразившись, пребудет и во времена антихристовы (т.е. после отъятия Удерживающего) «громадным вселенским океаном народным» - Русским Царством.

Пасха 2001 г.

 

__________________________________________

1 Публикуется по: ... И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина. М.: Паломник, 2002. С. 27-28. См. также: Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная». Службы. Акафисты. Молитвы. Сказания. Свидетельства. М.: «Форум», 2007. С. 349-351.

2 Статья написана в 2001 г. – Прим. ред. сайта.


скачать


Вернуться

 

Распечатать