Наша эпоха

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЯВЛЕННЫЕ ПРИ СВЯТОМ ЦАРЕ-МУЧЕНИКЕ НИКОЛАЕ. ПОРТ-АРТУРСКАЯ

Автор:  Николай Павлов




 

 

ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЯВЛЕННЫЕ

ПРИ СВЯТОМ ЦАРЕ-МУЧЕНИКЕ НИКОЛАЕ.

ПОРТ-АРТУРСКАЯ

      Эта публикация продолжает рассказ об иконах, явленных в царствование Императора Николая Александровича - Св. Царя-Мученика Николая (начало см. здесь: ).

 

image01.jpg

В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую Лавру пришел седовласый старец-матрос из Бессарабской губернии - один из последних живых участников Севастопольской обороны. На груди его светил серебром Георгиевский крест. Воин плавал под начальством Нахимова, был тяжело ранен, чудом остался жив... И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.

И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.

image02.jpgВ одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках - белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя. Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и был обращен взор Владычицы, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше на престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.

Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.

image03.jpgВ Лавре богомольцы рассказывали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.

Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств. Уже в первый день число жертвователей достигло нескольких сотен, и было решено - дабы соблюсти между жертвователями равенство, в дальнейшем принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы.

Работа продолжалась около четырех недель, и почти все время возле художника пребывал ветеран-севастополец. Ночное видение он помнил на удивление точно, и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у Штронды карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные скрюченные пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры.

На Страстной Седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского. Киевские граждане выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур».

Власти полного адмирала, члена Адмиралтейств-Совета Владимира Павловича Верховского, конечно, вполне хватило бы для «скорейшего и безопасного доставления» иконы по назначению. К тому же, как утверждали, он был человеком благочестивым, ценителем изящных искусств.

На Пасху образ был уже в доме адмирала. Казалось бы, дело за немногим - погрузить икону в ближайший скорый поезд или воинский эшелон, и через 17-18 суток она будет на Порт-Артурских позициях. Но Владимир Павлович поспешности в делах не любил. Несколько дней его дом напоминал модный художественный салон: посмотреть икону заходили генералы, сенаторы, представители властей, старые коллеги по службе... Навестил адмиральскую квартиру и митрополит Петербургский Антоний. Верховский испросил благословения выставить икону («хотя бы на недельку») в Казанском соборе, но владыка напомнил, что законное место ее в Порт-Артуре, и что с исполнением Владычной воли следует поспешить. Адмирал ответил, что ради выигрыша 7-8 дней вряд ли стоит подвергать икону дорожным случайностям. (Последующие события показали, что судьбу иконы как раз и решили эти самые дни!)

31-го марта (в среду Светлой Седмицы) под Порт-Артуром вместе с флагманским броненосцем «Петропавловск» погиб командующий флотом адмирал Степан Осипович Макаров. Его смерть во многом предопределила развитие событий на морском театре военных действий и весь ход войны. тихоокеанцы переживали его гибель как личную катастрофу, а Государь Николай Александрович оставил среди каждодневных своих записей такую: «Целый день не мог опомниться от этого ужасного несчастья... Во всем да будет воля Божия, но мы должны просить о милости Господней к нам, грешным».

Если бы Верховский воспринял эту трагедию как некий грозный знак и поторопился с отправкой иконы!.. Но образ «Торжество Пресвятыя Богородицы» продолжал украшать адмиральскую квартиру; Верховский заказал его список, и на эту работу (ее прекрасно выполнили монахини Новодевичьего монастыря) ушло еще несколько дней.

На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Приказ о назначении состоялся 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу, и, пока длилась почти недельная череда полагавшихся по чину аудиенций, попечение над «Порт-Артурской» иконой приняла на себя вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Образ после краткого молебна в собственной Ее Величества резиденции (Аничков дворец) был доставлен в салон-вагон адмирала Скрыдлова. Николай Илларионович обещал, что лично внесет его в Порт-Артурский собор.

Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов пару дней потратил на передачу дел своему преемнику, еще день-другой устраивал по-дорожному семейство с багажом, и лишь 20-го тронулся в путь. Увы, сделал он это слишком поздно! Последний эшелон с боеприпасами прорвался в крепость 26 апреля, разгоняя на стрелках вышедших к полотну японских солдат, за три дня до того высадившихся на побережье. В результате Скрыдлов вместо Порт-Артура оказался во Владивостоке...

Принято считать, что история не терпит сослагательного наклонения. Однако порой невозможно не задаться вопросом: «А что, если?..». Что, если бы лаврские богомольцы не стали связывать свои надежды с Верховским, а твердо возложили упование на всеблагую и всесовершенную волю Божию? Тогда, быть может, история войны сложилась бы по-другому?..

image04.jpgО том, что было дальше, пишет один из современников: «Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы»... 2-го августа (!?) 1904 г. была временно помещена во Владивостокском кафедральном соборе...» Икона была выставлена на поклонение 2 августа спустя почти 90 дней после прибытия во Владивосток. Видимо, за множеством забот Николай Илларионович попросту забыл о ней... Слухи о «сокрытии» командующим «Порт-Артурской» иконы блуждали по городу. Можно представить себе, сколь обострилось недовольство (особенно среди моряцких жен и матерей), когда три крейсера вышли в море на неравный бой с японской эскадрой 30 июля - и адмирал поспешил переложить ответственность на вдовствующую Императрицу - мол, Высочайших указаний не поступало... На телеграфный запрос был немедленно получен ответ Марии Федоровны, и образ перенесли из адмиральского дома в Успенский собор.

Едва ли когда соборные стены слышали столько искренних молений, сколько возносилось их перед образом «Торжества Богородицы» в те дни. «Перед иконою, - писал очевидец, - склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди... Морские и сухопутные чины, начиная с простого солдата и матроса и кончая адмиралом или генералом, повергались ниц пред этою иконою и в усердной молитве искали утешения, ободрения и помощи у Пресвятой Богородицы...»

6 августа, в праздник Преображения Господня, Преосвященный Евсевий, епископ Владивостокский в первый раз служил молебен «перед сею необычайною по своему происхождению иконою», предварив его такими словами: «И да не смущается сердце старца-воина, которому было видение, и всех, на средства и по усердию которых сооружена святая икона, что не попала она в Порт-Артур. Господь многомилостив и всесилен, и Его Пречистая Матерь может оказать помощь Артурцам и всем русским воинам, находясь Своим изображением и во Владивостоке, а мы, жители Владивостока, возрадуемся и возвеселимся, имея у себя сию святыню...».

Но чувство неправильности происходящего испытывали практически все русские православные люди. В редакцию «Церковного Вестника» приходили каждодневно десятки писем, вопрошавшие - «Куда делась икона?» Весть о нахождении образа во Владивостоке мало утешила людей. Настроения их наглядно иллюстрирует письмо, направленное в те дни неким «православным военным» адмиралу Верховскому: «Раз икона находится во Владивостоке и не дошла по назначению, она не может подавать благодатной помощи верующим в заступление Богоматери. В настоящие дни наших тяжких испытаний особенно благовременно искать помощи Небесной... и если эта помощь обещана нам при выполнении определенных условий, то нельзя же останавливаться на полпути к тому, что требуется от нас...

Пусть бы икона вверена была рискованному способу доставки ее на место: если действительно было намерение Богоматери через нее явить свою чудесную помощь в Порт-Артуре, то Ее образ дойдет до Порт-Артура; если же не дойдет - подчинимся воле Богоматери, и на нашей душе не останется упрека за невнимание к тому, что через посредство простого моряка изрекается устами Царицы Небесной».

После боя в Корейском проливе 1 августа под началом трех адмиралов оставалось два боеспособных крейсера - «Россия» и «Громобой». И вряд ли Скрыдлов отважился послать один из них на прорыв блокады. Будь он даже человеком действительно верующим, служебный долг обязывал мыслить категориями сугубо практическими - такими, как узлы хода, дюймы калибра и миллиметры брони. А именно в этих узлах и дюймах неприятель удерживал за собою подавляющее превосходство.

Нашлись, однако, люди, которые так не считали. В штабе Скрыдлова составилась группа молодых офицеров-«заговорщиков», душой которой был 23-летний мичман Павел Оттович Шишко. Прорывать блокаду он задумал на маленьком старом пароходе «Сунгари». Отправить икону на нем Скрыдлов, правда, не решился. С нее была снята фотокопия в трех экземплярах, а затем местным живописцем была написана на дереве масляными красками еще одна, в уменьшенном размере. Фотокопии послали почтой в Чифу русскому консулу, чтобы переправить в осажденную крепость китайской джонкой, а вновь написанную решили отправить транспортом. Доставить ее вызвался матрос-доброволец Пленков.

Мичман Шишко, назначенный командиром транспорта лейтенанта А.М.Веселаго и их товарищи предприняли две попытки. Сначала транспорт, нагруженный также мукой и снарядами, был отброшен тайфуном. Вторая попытка сорвалась у самого Порт-Артура, когда на судне уже видели вспышки выстрелов крепостных орудий - помешали дозорные корабли противника. Решили зайти в Циндао и, загрузившись углем, попробовать еще раз, но через день по приходе «Сунгари», туда прибыли миноносцы из крепости, сообщившие о готовящейся капитуляции...

Все это время Успенский кафедральный собор был переполнен народом. Очевидец писал: «Пред иконою «Торжество Богоматери» так же много было молящихся и плачущих, как и в начале августа, после возвращения из боя наших крейсеров... Часто можно слышать с укоризною произносимый вопрос: почему же до сих пор не отправили икону в Порт-Артур?.. Почему не нашелся до сих пор человек, готовый из-за любви к Родине и ее защитникам-героям взять на себя опасную, но вместе с тем высокую задачу - провезти в Порт-Артур икону Богоматери?..»

Такой человек нашелся. Им был Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине - пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке, и никто не может доставить ее по назначению...

Николай Николаевич, рассказав о своем намерении супруге, сел на поезд и вечером того же дня был в Кронштадте. Позднее он говорил, что на всем пути его странствий с ним случались «малые чудеса», а все сложные вопросы разрешались на удивление быстро, как бы сами собою. «Впрочем, - заключал он, - удивляться тут как раз и нечему. Ведь я прежде всех моих дел испросил благословение у Кронштадтского Пастыря, великого молитвенника земли русской...»

7 ноября Федоров прибыл во Владивосток. И в этот же день адмирал Скрыдлов получил из Копенгагена депешу вдовствующей Императрицы, которая дозволяла «вверить попечение над образом «Торжество Богородицы» г. Федорову».

О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Моряки советовали дождаться второго похода «Сунгари», но Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно - норвежский пароход «Эрик». Команда - малайцы, капитан - британский подданный, груз имел адресацию в Шанхай, а время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «...Время до 22 числа, - писали «Епархиальные ведомости», - г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...»

Пароход ушел. С надеждой верующие люди России ждали известий, но их не было... 20 декабря 1904 г. Порт-Артур пал.

11 января во Владивосток пришел заказной пакет, отправленный из порта Чифу на следующий день после падения крепости, 21 декабря 1904. Федоров писал: «8 декабря приехал в Чифу. Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер... и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 19 числа я намерен был опять выехать в 6 часов вечера, но к этому времени слабый попутный ветер совсем улегся, и пришедшие за мной китайцы заявили, что опять ехать нельзя. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура... Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии. Попутный ветер - от Бога, и если я не попал в Порт-Артур, то ясно, что на это не было воли Божией».

Как сказал глава русской православной миссии в Корее архимандрит Павел - «Слава Богу, что нашелся на Руси человек, явивший ту христианскую доблесть и ту веру, в которых - увы! - многие из нас ныне ослабли... История «Торжества Пресвятой Богородицы»... явилась испытанием нашей общей веры, и самое происхождение ее в Киеве так же необычно, как и тот урок, который преподан нам с такою силою в Порт-Артуре...».

После падения крепости Федоров, рассудив, что икона должна быть среди сражающихся войск, перебрался в маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г., волею Божией и трудами многих людей, счастливо избегнув военных случайностей, вернулась во Владивосток...

Во Владивостокской епархии при Владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16/29 августа, совпадая с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Написан был и тропарь (глас 1) в Ее честь: «Пречистая Богородице, на Небесах благословенная и на земли славословимая, радуйся Невесто Неневестная».

 

image05.jpgИсторики отмечают, что Крымская (1853-56 гг.) и Русско-японская война (1904-05 гг.) имеют удивительное сходство, порою почти детальное. Обе велись на морских рубежах Империи, в обоих случаях центром и символом противоборства была защита приморских крепостей - Севастополя и Порт-Артура, в обеих войнах русские войска проявили массовый героизм, но, несмотря на это, они завершились подписанием унизительных для России мирных соглашений... Но между Севастополем и Порт-Артуром существовала еще и глубинная, невидимая связь, о которой светские историки предпочитают молчать...

С начала XIX века до начала XX -го Россия пережила три тяжелых оборонительных войны, ставших духовными вехами ее истории. Первая - Отечественная война 1812 г. В народе Наполеон именовался тогда не иначе, как «антихристом», а все слои общества (в том числе и самые высшие) воспринимали бедствие войны как суровое, но «належащее и праведное» наказание Божие. «Зачем это приходили к нам французы? - писал позже святитель Феофан Затворник. - Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее...»

Минуло 40 лет, и Россия снова пережила иноземное нашествие. Каковы же причины неудачного исхода Крымской войны? Только ли упоминаемые в советских учебниках «отсталость вооружения, отсутствие удобных путей сообщения, подготовленных и способных военачальников» и т.п.? Или же были еще и другие - невидимые, которые «материалистическое сознание» просто не в силах воспринять?

Об этом писал в дневнике осенью 1854 г. иеромонах Оптинской пустыни о. Евфимий (Трунов): «14 Сентября - день Воздвижения Честнаго Креста Господня был днем начала осады Севастополя. Не откровение ли это для внимательного?.. Не знаменует ли событие это, что Русь Святая уже недостойна именоваться этим именем, что благодать и сила Честнаго Креста Господня отступает от тех, кто поставлен быть вождями Русского народа, кто, принося клятву быть верным Вере и Царскому Престолу, первородство свое и верность продает за чечевичную похлебку низменного тщеславия и самолюбия?.. Но, благодарение Богу, тайники души простого народа еще не затронуты, или мало затронуты злом неверия и вольнодумства его руководителей - в этом временное спасение земли Русской, яко хранительницы чистой Христовой веры. Коснется этих тайников дух князя века сего, тогда чего ждать? Не грозного ли и Страшного Суда Господня?..»

Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами в Крыму князя Александра Сергеевича Меншикова матросы называли «Изменщиков», а люди осведомленные прямо утверждали, что «светлейший - вольтерьянец и старый масон». Участник обороны Севастополя П.Кислинский рассказывал после войны «Серафимову служке» Н.Мотовилову: «Как-то раз я был у светлейшего... Адъютант докладывает, что явился гонец от архиепископа Херсонского Иннокентия...

- Владыка прислал доложить вашей светлости, что он прибыл к Севастополю с Чудотворной иконой Касперовской Божией Матери и велел просить встретить ее как подобает, у врат Севастопольских. Владыка велел сказать: се Царица Небесная грядет спасти Севастополь.

- Что, что? Как ты сказал? Повтори!

- Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь!

- А! Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нея обойдемся!»

Спустя почти полвека грянула Русско-японская война. В.Н.Мальковский так писал в своем «Сказании об иконе «Торжество Пресвятыя Богородицы» (1906 г.): «Ужасная и небывалая по своим размерам война унесла десятки тысяч человеческих жизней, поглотила сотни миллионов народного достояния. Обрушившись так внезапно со всеми своими кровавыми ужасами, она явилась Божией карой за то неверие, за ту нравственную распущенность, которые царили в наших слоях общества».

* * *

После 1917 года Владивостокский собор был закрыт, позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно. Была ли она уничтожена? Или, в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей», обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Курской-Коренной», ушла за кордон с частями Белой армии? А может, подобно «Кипрской» в подмосковном селе Стромынь, тайно сберегается кем-то из верующих?..

Предположения длились, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 г. в Иерусалиме, в антикварном магазине Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Деньги заняли в русском Горненском женском монастыре, и икона была выкуплена. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних церковных связей Московского Патриархата.

6 мая 1998 г. Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «...предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» - какой явилась некогда старику-севастопольцу.

Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал при ее встрече: «Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста...»

 Публикуется по: http://www.pobeda.ru

 

В Ростове-на-Дону обнаружена Порт-Артурская икона

Пресвятой Богородицы с автографом иконописца

Ростов-на-Дону, 29 августа 2009 года


image06.jpg

 

Порт-Артурская икона обнаружена в храме во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г.Ростова-на-Дону, сообщает официальный сайт Ростовской епархии. Храм расположен в бывшей станице Александровской Области Войска Донского (с 1962 г. территория станицы вошла в состав г.Ростова-на-Дону). Станица ведёт свою историю с середины 18-го века, и тогда же, в 1766 году был построен деревянный Сретенский храм. Каменный храм с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», был построен усердием станичников в 1907-1911 гг.

Каким образом икона оказалась в этом храме - пожертвовал ли её кто-то из прихожан, была ли она перенесена из других, закрывавшихся в годы гонений храмов, - пока не ясно. Известно, что казаки Александровской станицы принимали активное участие в боевых действиях во время Русско-японской войны, а по устным свидетельствам в храме находилась мемориальная доска с именами казаков, погибших в годы войны 1904-1905 гг. В храме находится ещё один список иконы, выполненный художником-любителем в первой половине 20-го века, что позволяет сделать заключение, что Порт-Артурская икона была известна в станице и пользовалась почитанием.

image07.jpg

 

Вместе с тем, нельзя исключить версию, что икона была непосредственно привезена из Киева, т.к. казаки традиционно поддерживали тесные духовные связи с Украиной. Известно, что сын настоятеля Сретенского храма, П.А.Калачинский, преподавал в Киевской духовной Академии, и был достаточно известным богословом.

По рассказам старожилов икона издавна находилась в храме, но в послевоенные годы особого внимания верующих к себе не привлекала. До последнего времени она находилась под оконным проёмом правого придела в ряду многих других икон и была обнаружена новым настоятелем храма иереем Григорием Гридневым во время ревизии имущества и икон храма. Надо сказать, что честь обнаружения иконы о.Григорию выпала, видимо, не случайно - по благословению Правящего Архиерея он возглавляет недавно созданное Донское Церковно-историческое общество.

Икона находилась в массивном золочёном окладе, как можно предположить, того же времени изготовления, что и сама икона. Состояние иконы весьма удовлетворительное - красочный слой сохранился без записей, по всей видимости, производилась только промывка иконы. По своему изображению и технологии изготовления она точно совпадает с широко известным Владивостокским списком. Более выразительными, по сравнению с Владивостокским образом, являются изображения лика Богородицы и деталей пейзажа. Не совпадают и размеры этих двух образов. Размеры обнаруженной иконы, в сопоставлении с данными современников, уменьшены (35,4/53,6см.), но пропорциональное соотношение сторон точно соответствует сохранившейся фотографии оригинала (0,66). Совпадают с фотографией и прочие детали изображения, за исключением Георгиевских крестов в орнаменте обрамления образа. На камне под ногами Богородицы находится автограф автора иконы - киевского живописца П.Штронды, - «П.Ш.». По технике исполнения, выразительности и стилистике изображения заметна рука опытного живописца, что вряд ли оставляет сомнение в подлинности авторства этой иконы.


image08.jpg

 

Но особый интерес представляют собой детали изображения. При рассмотрении изображения мечей под ногами Богородицы видно, что, по всей видимости, первоначально они были написаны целиком, а потом окончания их были затонированы тёмно-коричневым цветом (таким же как и надпись автографа). Также и на фигуре арх.Михаила в верхней части композиции видны следы иного расположения перевязи плаща, которое было позже исправлено симметрично с таковой же у арх.Гавриила.

Такие следы творческого процесса предположительно могут являться или свидетельствами (известными из публикаций) внесения поправок севастопольским ветераном, самовидцем откровения, или свидетельством авторской доработки композиции, что также могло осуществляться только на самой ранней стадии создания образа. В любом случае всё это служит свидетельством ближайшей причастности найденной иконы к истории создания Порт-Артурского образа, что придаёт ей особую достоверность и духовную значимость.

По благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона празднование в честь Порт-Артурской иконы пройдут 28 августа за всенощным бдением в Сретенском храме и 29 августа за литургией в домовом храме во имя Фёдоровской иконы БМ Ростовского миссионерского Духовного училища, в престольный день храма.

 

 

Исследование истории Порт-Артурской

иконы Божией Матери

 

«Русская народная линия» (http://www.ruskline.ru), 28 апреля 2011 г.: Наш старый автор, Николай Борисович Павлов из Кургана, сообщил, что заканчивает свой шестилетний труд «Правда о Порт-Артурской иконе», основные выводы которого направляет на РНЛ для возможного опубликования. Николай Борисович также написал: «Около года я нахожусь на излечении в онко-отделении областной больницы и там заканчиваю книгу по ночам, на приобретенном ноутбуке. Очень надеюсь не только на таблетки, а на богоданную помощь этого мощного духовного образа. Молебны в поддержку отслужили все многочисленные знакомые по иконе «порт-артурцы» по всему Русскому Миру». Н.Б.Павлов, действительно, сделал большое и важное для нашей Церкви и России дело, собирая по крупицам сведения об этом чудном образе, связанном с героической и трагической историей нашей страны в начале ХХ века. Он скромно пишет: «Может, кто почитает». Мы уверены, что многие почитают с пользой для себя, дорогой Николай Борисович. И помолятся о Вашем здравии. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего Николая.

* * *

8 марта 2004 г., во время Великого Поста, автор был очевидцем пожертвования неизвестными православными людьми в Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (Курганская обл.) исключительно редкого списка 1904 г. Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы». Вскоре был обретен еще один дореволюционный список иконы 1907 г.в Свято-Троицкой церкви пос. Мишкино, который в 2009 г. по благословлению Высокопреосвященнейшего архиепископа Курганского и Шадринского Константина (Горянова) был причислен в ряд Чудотворных местночтимых икон.

image09.jpgВвиду личных обстоятельств с ноября 2006 г. и по сей день 2011 г., по благословлению наместника Далматовского монастыря, игумена Варнавы, автор предпринял собственное исследование истории этой знаковой Порт-Артурской иконы, одновременно прославляя её в осуществленных паломнических поездках (2008-2011гг.) на Святую Землю, Украину, Центральную Россию, Дивеево, Урал.

Подробно материалы исследования: http://www.otechestvo.org.ua/Links/port_artur_icon.htm

В настоящее время готовится к печати книга «Правда о Порт-Артурской иконе» в 2 частях, краткие выводы из которой предлагаются читателям РНЛ.

 

I.        Некоторые события, прошедшие во время исследования истории и прославления Порт-Артурского образа в 2006-2011 гг.

 

1.         ИЕРУСАЛИМ. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ.

По благословлению Курганского епископа Михаила при паломничестве автора с женой Натальей Наримановной на Св.Землю в мае 2008 г., материалы были пожертвованы в 6 православных монастырей и подворий в Иерусалиме. Автор был в той (или такой же) арабской лавке в районе Лифостратона, где в 1998 г. владивостокцами был куплен список Порт-Артурской иконы 1904 г. Ничего интересного из православной иконописи уже не нашел. Позже пришла благодарность за материалы по нашим иконам от настоятельницы монастыря Св. Марии Магдалины в Гефсимании матушки Елизаветы. Выполнена возможная по обстоятельствам церковно-просветительская миссия по прославлению Порт-Артурской иконы на Св.Земле.

2.     ХАБАРОВСК.

Налажены дружественные связи с Народным художником России Г.Д.Павлишиным, его дочерью, иконописцем Н.Г.Хромовой из Хабаровска и их духовником, протоиереем Сергием Мещеряковым. Он, бывший боевой пловец, ныне настоятель воинского храма Вмч. Георгия Победоносца, организовал установку 50 крестов для защиты дальневосточной границы. Данные почитатели Порт-Артурского образа безвозмездно изготовляют драгоценные киоты для обрамления Порт-Артурской иконы, пишут образа и жертвуют в города Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Токио и др.

Но главное их дело: Г.Д.Павлишин изготовил большой мозаичный Порт-Артурский образ и установил в специально выстроенную часовню Св. Виктора-воина на Большом Уссурийским острове, на самой границе с Китаем. Получены от них фотографии, описания, фильмы. В свою очередь выслана вся наша местная информация.

3.     ИКОНОПИСЦЫ. Информация из интернета

Материал об наших зауральских иконах был размещен на многих исторических порталах в сети Интернет. После размещения информации автору хлынул шквал писем по электронной почте в основном от иконописцев, с просьбой выслать историю, а особенно иконографию Порт-Артурской иконы.

Можно привести географию: Москва, С-Петербург, Киев, Одесса, Штутгарт, Париж, Палех, Воронеж, Владивосток, Хабаровск, Новгород, Харьков, мастерские Елены Ржевской, Елены Русиной, Виктора Морозова, «Древо» и др.

Здесь и далее, в рамках церковно-просветительской миссии вся информация о Порт-Артурской иконе творческой интеллигенции предоставлялась только на безвозмедной основе.

4.     ВЛАДИВОСТОК.

image10.jpgОгромная роль Владивостокской епархии в возвращении из Иерусалима образа и прославлении его. Главное: получено благословение Священного Синода РПЦ МП в установлении для Порт-Артурской иконы российского общецерковного праздника 16/29 августа, начиная с 2009 г. Организация духовно-просветительской миссии по прославлению иконы в Русском Мире и зарубежье. По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина исторический список 1904 г. Порт-Артурской иконы был причислен в ряд Чудотворных местночтимых икон. Является главной Святыней Российского Дальнего Востока. Составлен местный Акафист. Идет массовая постройка храмов в честь иконы в епархии (существующий в кинотеатре, новый проектируемый во Владивостоке, пос. Хасан, г.Уссурийске при штабе 5-й армии). Организация Крестных Ходов (Владивосток 1998-2010 гг.).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил «Положение о наградах Владивостокской епархии» и благословил учреждение новой епархиальной медали «За церковные заслуги перед Владивостокской и Приморской епархией» трех степеней. Медаль круглая, диаметром 40 мм. В центре, рельефное изображение Порт-Артурской иконы Божией Матери с голубым эмалевым фоном. Выше, по кругу надпись: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Удалось связаться с настоятелем храма Порт-Артурской иконы в Владивостоке игуменом Никитой (Зеленюком), ему в свое время были предоставлены все полные материалы по нашим Порт-Артурским образам. Деятельность прихода: работа с молодежью, а также благотворительное служение в честь иконы среди неимущих и страждущих.

В 2010 году все медиа-каналы Владивостока передали информацию, что в запасных фондах картинной галереи обретен еще один список Порт-Артурской иконы на холсте (не традиционный). Особо подчеркивалось, что у них в епархии имеются списки Порт-Артурской иконы. Наше данное исследование, возможно, как-то помогло владивостокским специалистам и священнослужителям выяснить истину и продолжить поиски оригинала.

5.     НАУЧНО-БОГОСЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ.

image11.jpgОбратили внимание на публикацию об иконе в «Звоннице» ведущие екатеринбургские и курганские научно- исторические круги. По приглашению Советника губернатора, генерал-майора Владимира Викторовича Усманова, автор выступил с докладом «Порт-Артурская икона на Зауральской земле» на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях «РОССИЯ. РОДИНА. МОЛОДЕЖЬ» (Екатеринбург-Курган-Шадринск, октябрь 2008 г.). Окормляла же конференцию знаменитая Порт-Артурская икона, специально доставленная из пос. Мишкино, благодаря В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о. Василию Семенову. На следующих чтениях в 2009 г. прочитан мной доклад об исследованной мной Абалакской иконе.

image12.jpgВыполнена церковно-информационная миссия по прославлению Порт-Артурской и других икон среди научно-преподавательских работников Уральского региона.

 

 

 

 

6.    ПРИЧИСЛЕНИЕ ИКОНЫ К ЧУДОТВОРНЫМ, ЧТИМЫМ ОБРАЗАМ.

На публикации в местной прессе о промыслительном явлении вновь в ХХI веке, сохранившихся наших зауральских Порт-Артурских икон, результатов исследования их, обратили внимание в Курганской и Шадринской епархии.

По благословлению Высокопреосвященного архиепископа Константина, в январе 2009г. мишкинский список Порт-Артурской иконы (1907) был причислен в ряд Чудотворных, местно чтимых икон Курганской и Шадринской

7.     г. СЕРГИЕВ ПОСАД; ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА; МДАиС.

Из Московской Духовной Академии и Семинарии семинарист Артем Головчанский, с благословения зав. Церковно-археологического кабинета о.Игоря, запросил разрешение воспользоваться нашими материалами для своей курсовой работы «Порт-Артурская икона». Автор также получил приглашение от семинарии в паломническую поездку посетить церковно-археологический кабинет МДАиС, где сохраняется один из дореволюционных, исторических списков иконы. Одновременно преподаватели семинарии попросили привести им все материалы, касающиеся исследования истории Порт-Артурской иконы. В 2009 г. был паломником в Троице-Сергиевой Лавре, все просьбы преподавателей МДАиС выполнил и материалы передал.

8.     УКРАИНА.

В июле 2009 г. мы с женой Натальей Наримановной совершили паломническую поездку по Украине, одновременно изучая новые факты истории Порт-Артурской иконы.

Выполнена по возможностям местных условий церковно-просветительская миссия в Украине по прославлению Порт-Артурской иконы с целью духовного воссоединения братских слаянских народов Русского Мира.

В Свято-Успенской Почаевской Лавре нас встретили с любовью и вниманием. Про Порт-Артурскую икону здесь не слышали и в огромных, богатейших иконных лавках Лавры есть в продаже, наверное, все типы икон с Богородицей, кроме нашей. В рамках просветительной миссии материалы и видеофильмы про нашу епархию и Порт-Артурские образа я передал через привратника-послушника Алексия (русского, родом из Кемерово) в библиотеку Лавры.

 Православный Киев - это 129 православных храмов, 10 монастырей и 1 скит. Мы были на Украине накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла. Все православные Киева были активно заняты подготовкой к визиту. При посещении Киево-Печерской Лавры меня пригласили в резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Здесь состоялась замечательная встреча с протоиереем Николаем Данилевичем, сотрудником (ныне Секретарем) отдела внешних сношений Украинской Православной церкви Московского Патриархата. Это один из наиболее образованных и влиятельных молодых богословов, преподаватель Киевской Духовной Академии. О. Николай внимательно выслушал меня, сказал о том, что Порт-Артурской иконе будет уделено достойное внимание, возможно, напишут новый ее список, снимут фильм, посвященный истории иконы. Ему были переданы все материалы исследования истории образа. Пока видимого результата нет.

Кроме того в Киеве мы попытались найти мастерскую иконописца П.Ф.Штронды, написавшим в 1904 г.оригинал знаменитой иконы. Нашли на ул.Андреевский спуск, но про самого иконописца при поездке почти ничего не удалось выяснить. Но в интернете я нашел, что П.Ф. Штронда выставлялся на выставке художников Рабиса, на Большой Масловке перед самым началом войны в июне 1941г. В марте 2011г. в интернете я вышел на известного исследователя истории г.Киева Михаила Кальницкого. Он обещал мне выяснить, что возможно, о судьбе П.Ф.Штронды. Жду.

В г.Чернигове я удостоился личной, неформальной встречи с Высокопреосвященным Амвросием, архиепископом Черниговским и Новгород-Северским. Во время паломнической поездки в Иерусалим в мае 2008г., мы были на ночной Литургии у Гроба Господня, которое совершал Владыка Амвросий. Узнав об этом, он пригласил меня к себе в резиденцию. Во время беседы передал Владыке материалы о Курганской епархии, рассказал о Порт-Артурской иконе Божией Матери, вызвавший у него неподдельный интерес. Архиепископ Амвросий подарил мне свою фотографию с надписью «В молитвах я всегда с Вами» и видеофильм, где он освящает Чернигов святой водой с высоты 200-400 м из корзины воздушного шара.

9.     ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ.

В июле 2009 г. были с женой Наталией Наримановной в городах Владимирской и Суздальской епархии. И я точно выяснил, что в г. Киржаче, в Никольской церкви на кладбище имеется еще один список Порт-Артурской иконы. Получил всю имеющуюся информацию. В библиотеку Владимирской епархии через зав. канцелярией инокиню Ксению, пожертвовал материалы об исследовании истории Порт-Артурской иконы.

10.   РОСТОВ на ДОНУ.

В июле 2009 г. иереем Григорием Гридневым, проректором Ростовского миссионерского духовного училища( с 30.11.2010 г. Донская духовная семинария), в Сретенском храме Архиерейского подворья- была обретена уменьшенная копия Порт-Артурской иконы. Есть основания предполагать, что данный список Порт-Артурской иконы (шестой по счету) работы автора П.Ф.Штронды и был этюдом к написанию оригинала иконы в1904 г.

Получены из Ростова фотографии, описания, фильмы. В свою очередь выслана вся наша известная информация исследования иконы.

11.   КУРГАНСКАЯ ГТРК.

На основе предоставленных автором материалов: 23 мая 2009 г. журналист Курганской телерадиокомпании Е.В.Саенко в тематической передаче «Благая весть» отразила сюжет о Свято-Троицкой церкви в Мишкино и о семье настоятеля о.Алексия Фасоле. В другой передаче цикла «Благая весть» за июнь 2009 г.освещен общецерковный праздник Святой Троицы в Мишкино. Этот цикл «Благая весть» с фильмом-номинантом о мишкинском священнике о.Алексии Фасоле и соответственно о Порт-Артурской иконе, удостоен Диплома на кинофестивале «РАДОНЕЖ», Москва, ноябрь 2009 г. Киноспециалисты России узнали об иконе.

12.  ПЕРВЫЙ ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ В РОССИИ.

29 августа 2009 г. было впервые широко, с размахом проведено празднование Порт-Артурской иконы в пос.Мишкино и г.Далматово. Имеются видеоматериалы. Настоящий триумф в пос. Мишкино знаменитого образа Богородицы Порт-Артурской состоялся в этот новый церковный праздник в 2009г. Главный труд по организации со стороны органов власти первого в России общецерковного прославления Порт-Артурской иконы взял на себя Советник губернатора Курганской области, генерал-майор Владимир Викторович Усманов. Присутствовало две телекомпании, которые выдали качественный материал.

На областном уровне достойно проведены мероприятия по первому общероссийскому празднованию Порт-Артурской иконы в Курганской обл.

13.  ДИВЕЕВО (Поволжье). САНАКСАРЫ (Мордовия).

В августе 2010 г. мы с женой Наталией Наримановной совершили паломничество в с.Дивеево Нижегородской области к Прп. Серафиму Саровскому. Материалы об иконе были пожертвованы в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь через монахиню Макарию (бывшую столичную журналистку).

Через зав. библиотекой, инока Константина, материалы о морской Порт-Артурской иконе переданы также в Санаксарский мужской монастырь (Мордовия), где обретаются мощи Св.воина-Федора Ушакова (адмирала), что является символическим.

14. ТОБОЛЬСК.

В сентябре 2010 г. в древнехранилище Тобольской и Тюменской епархии дьяконом Виталием Ведерниковым был обретен дореволюционный список Порт-Артурской иконы, седьмой по счету из изученных и научно описанных образов. Список очень напоминает Далматовский по размеру и стилю, но есть и различия.

15. ПАРИЖ.

По возможности, через коренную парижанку русского происхождения и православного вероисповедания (прихожанку РПЦ МП), Ольгу Борисовну Ключникову, мною начата церковно-информационная миссия по прославлению Порт-Артурской иконы среди русской диаспоры во Франции. По интернету непрерывно отправляю новую информацию.

16. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ 2010 г.:

 РЕСТАВРАЦИЯ ВОИНСКОГО МЕМОРИАЛА В ПОРТ-АРТУРЕ. ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.МЕДВЕДЕВА В КИТАЙ. МОЛЕБЕН НА МЕМОРИАЛЕ.

 a.      Заранее, по сообщениям прессы, я знал, что в сентябре 2010 г. планируется визит президента РФ Д. Медведева в КНР. В рамках визита президент должен посетить мемориальное кладбище русских солдат в Порт-Артуре и возложить цветы. Реконструкция захоронения поручена гуманитарному фонду «Поколение», депутата Госдумы А.В.Скоча. Поэтому фонду «Поколение» через вице-президента фонда Кирилла Елизарова были безвозмездно мной переданы все имеющиеся материалы об истории Порт-Артурской иконы. Они сообщили, что включили информацию в буклет для президента Д.Медведева.

b.         В ноябре 2009 г. вице-президент фонда «Поколение» Кирилл Елизаров выслал мне по интернету видеофильмы о ходе реставрационных работ в Порт-Артуре. Далее в переписке мы непрерывно информировали и консультировались друг с другом по различным вопросам. Отношения наши были дружеские. С декабря 2009 г. центральные газеты «Комсомольская правда» и «Коммерсант» регулярно публиковали материалы о ходе реставрационных работ. Я был доволен, дело по прославлению Порт-Артурской иконы и реставрации было поставлено хорошо.

c.      В августе 2010 г. иконописец М.М.Осипенко, его сын Михаил и иеромонах Андрей Севастицкий благоговейно возложили список Порт-Артурской иконы их работы на Центральный поклонный Крест реставрируемого воинского мемориала в Порт-Артуре. Часть церковно-исторической миссии по прославлению иконы была выполнена.

d.     С 2 сентября 2010г. в России официально принят новый праздник «День Победы во Второй мировой войне».

e.         К этой дате депутат Гос. Думы А.В.Скоч закончил реставрацию мемориала в Порт-Артуре и было торжественное открытие. По некоторым открытым данным реставрационные работы обошлись в 12 млн. долларов, хотя планировалось издержать 2-3 млн. долларов. Проект восстановления мемориала в Порт-Артуре получил первую премию за 2010 г. на инновационном конкурсе «Серебряный Лучник». А.В.Скоч был награжден государственным «Орденом Почета». Честь и слава ему!

f.       В конце сентября 2010 г. президент России Д.А.Медведев в рамках официального визита в КНР посетил восстановленный мемориал в Порт-Артуре (советскую часть).

g.      4 декабря 2010 года в Свято-Владимирской часовне на русском кладбище города Люйшунь (Порт-Артур) впервые за 60 лет был совершен молебен перед Порт-Артурским образом Божией Матери, написанный М.М.Осипенко специально для часовни в Порт-Артуре. Молебен совершил настоятель Петро-Павловского прихода в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. По окончании молебного пения у поклонного креста была отслужена лития о воинах, павших во время военных кампаний на Лаодунском полуострове и погребенных на порт-артурском кладбище. За богослужениями молились генеральный консул России в Шэньяне С.Н.Подберезко и верующие, прибывшие из Даляня, Шэньяна, Ханчжоу и Гонконга.

17. РАЗМЫШЛЕНИЯ

Далее, читатель, позволю себе отвлечься на анализ визита Д.А.Медведева (только личное мнение) в плане не только государственных интересов России, но и дальнейшей перспективы развития мира, как я её понимаю: цивилизационной матрицы. Речь, конечно, пойдет не о «сколковской» модернизации или нефте-газовых трубах, выкачивающих из России последние природные ресурсы, не про вороватые, мифические «чубайсовские» нанотехнологии и постройки грандиозных сооружений Олимпиады, Ч.М. по футболу (при наличии дефицита детских садов в стране и практической невозможности приобретения молодыми семьями жилья!). И даже не о политическом признании итогов Второй Мировой войны или о границах с Китаем. Все намного серьезнее.

Совпадение первого в истории России визита главы государства Д.А.Медведева в Порт-Артур и восстановление через полвека там воинского мемориала депутатом Государственной Думы А.В.Скочем считаю промыслительно связаны с повторными за столетие современными явлениями Порт-Артурских и других образов в России. Это был знак свыше, который государственные деятели, возможно, не осознав духовно, тем не менее, образцово и трудолюбиво выполнили в пределах своих должностных обязанностей. Весь их многочисленный аппарат референтов, советников и политологов направлен на курирование выборной, политической, экономической, военной и других мирских вопросов, но не промыслительной, духовной, богопознавательной части человеческого Бытия. Хорошо бы знать чиновникам, что святые иконы являются для человека как бы окном в Горний Мир, «каналом общения» верующих с Богом - так обеспечивается двухсторонняя связь. Если сейчас возможно проконтролировать рукотворными средствами деятельность любого человека «засветившегося» в любой электронной базе данных, то что тогда подвластно Богу? Все. Впрочем это все изначально предсказывала Библия, например, о «знаке на челе» - современном вживляемым микрочипе.

Вероятно, из-за ограниченного кругозора советникам ближе: курсы валют и цена барреля нефти, количество счетов в банках, чем достойное место России в мире ХХI века, сохранение нашего дичающего русского народа или хотя бы Спасение своей же собственной души. (Некоторые перспективы правильного развития страны были приведены в серии книг «Проект Россия», автор согласен с ними). «Отдайте Кесарю - кесарево, а Богу - богово», - гласит Библия, но в данном случае необходима была «симфония» государственной власти и духовных интересов. В противоположном случае одновременно с официальным визитом была бы проведена и Православная часть визита с широким прославлением единственной оставшейся в памяти народа, знаковой Святыни того переломного времени 1904 г.: Порт-Артурской иконы. В идеале мог бы возглавить высокую Духовно-пасторскую миссию Его Святейшество Патриарх Кирилл. Причем в некоторых СМИ даже предполагалась эта возможность. Но этого, к глубокому сожалению, не произошло. Возможно, просто даже из-за технических дипломатических препятствий. Впрочем, не нам судить.

Обратимся теперь к истории. Современная патриотическая часть русского общества должна осознать пагубность атеизма начала ХХ века, вызвавшего экспансию в Россию воинствующих западных учений-либерализмов (марксизма, троцкизма, фашизма и далее по списку - до современного глобализма ХХI века). Но ведь это есть точка историко-метафизического перехода глобального изменения правящего строя в России с 1904/05г. и по наше время., совпавшая с явлением «задвинутой» в небытие тогда Порт-Артурской иконы, в итоге приведшее к катастрофе Православной Российской Империи в 1917 г. и стершая в порошок Св.Синод того времени (запретивший в 1905г.чтить Порт-Артурскую икону). Только прозорливый Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, один из всех пастырей Церкви, предупреждал о последствиях кощунственного обращения со святынями(он обладал духовным видением). Последствием, (при массовом гонении всей Церкви, обрушении святынь, а в нашем частном случае: утрате оригинала Порт-Артурской иконы) стало ввержение всего мира в перманентное состояние Мировых войн и конфликтов в течении всего ХХ века, дальнейший несправедливый передел во имя вновь созданного мирового кумира: доллара.

Но Бог поругаем не бывает, Русская Православная церковь выстояла. Некоторую отсрочку планируемого на начало ХХ века Нового Мирового порядка дала Победа нашего народа во Второй Мировой войне против всей антихристианской, умело объединенной Гитлером - Европой и профинансированным всеми тогдашними глобалистами. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, презрев постулаты марксизма-интернационализма и разогнав навязанный стране Коминтерн (это был реальный Фининтерн, аналог нынешнего глобализма), обратился к традиционным национальным ценностям и святыням. (списки Казанской иконы Божией Матери были в местах решающих сражений: Москве, Ленинграде, Сталинграде). Согласно документального сериала «Вторая мировая война. День за днем» режиссера В.Правдюка, охранники помнят, что И.Сталин молился перед Казанской иконой в ночь на 19 ноября 1942 г., перед Сталинградским наступлением. На карту была поставлена не только страна СССР, но и вся Русская цивилизация. Результаты войны известны всему миру.

Генералиссимус, а ранее бывший православный семинарист и экспроприатор (грабитель) касс Джугашвили (вспомним Савла - ап. Павла), пытался прикоснуться к урокам управления Византии: самой долговечной Православной Империи (из всех существовавших Империй) в истории человечества. Имеется информация, что интересы вождя простирались и до Святой Земли (Сталин поддержал создание Израиля, в противовес позиции иудейско-протестантской Англии). Вселенскую Православную Патриаршую кафедру вождь пытался перенести из Константинополя в Москву. Из этих фактов можно предположить, что И.Сталин пытался осмыслить какой-то не традиционный, метафизический путь развития русской цивилизации, так не понятой современниками (например, война в Корее, зачем она, что знал про это вождь?; или передача всей полноты власти от ЦК КПСС в Совет Министров и в Советы?). Историки типа Сванидзе или Пивоварова здесь нам не указ и не могут приниматься серьезно думающими самостоятельно людьми.

Осуществление этих планов, вероятно, задумывалось Сталиным под прикрытием от агрессии извне, срочно созданным, надежным «ракетно-ядерным зонтиком», так же он не особо боялся приглушенной им в свое время внутренней «пятой колонны». Но, главное, после выигранной Великой войны, у него была массовая поддержка в народе. Символично, что в то непростое для страны время: 29 августа 1949г., была взорвана первая советская атомная бомба с «говорящим» названием РДС (Радиактивный Динамический Снаряд или проще: Россия Делает Сама). Это произошло как раз в день праздника такой непростой, знаковой иконы Порт-Артурской Божией Матери, установленного еще в 1904 г. Конечно, к 1949 г. этот праздник и икона были всеми забытыми в стране: но, как думается, не на небесах. Атомная монополия Америки была сорвана, мировой Апокалипсис отодвинулся, и до конца ХХ века глобальных войн не было. Мир жил относительно спокойно (как-то соблюдалось международное право) до начала 1990-х годов, что и показала история.

После смерти Сталина, не оставившего преемника, в середине 1950-х годов к власти пришел ничтожный неотроцкист Хрущев. Началась «оттепель», разморозившая всех глубоко законспирированных «либералов», к власти над умами людей пришли т.н. «шестидесятники» (почитайте порнографические страницы их покойного духовного лидера В.Аксенова), одновременно начались новые гонения на Церковь. Результат исторический мы знаем по началу 1990-х годов: абсолютная власть мамоны, распад страны (Русского Мира), ограбление государства, обнищание народа и ввод его в новое дикое, мелко воровское состояние, одновременно равнение всплывшей из небытия т.н. «элиты» на либеральную, похожую на новую антихристианскую модель, европейскую цивилизацию: посмотрите передачи НТВ. Герои дня, кроме чиновников и процентщиков: комедианты, гладиаторы, геи - чем не Римская Империя времен упадка?

И как урок всем нам: безнаказанные бомбежки по европейски-культурной, но православной, братской Югославии с последующем её расчленением. Довесок в тему: относительно независимая Ливия с её нефтью. Остается уповать нам, русским людям только на Бога, на чудо, да еще на «великий атомный уравнитель» (если еще остался с прежних времен). Но «под лежачий камень вода не течет», поэтому, вооружившись богопознанием, историей и метафизическим опытом, а в нашем случае это почитанием забытых, но вновь явленных знаковых икон, мы должны двигаться вперед. Милосердие Бога безгранично, Пресвятая Богородица нам дает нам еще один шанс.

А вот последняя информация. В марте 2011 г. Япония, пользуясь ослаблением России, начала милитаристскую пропаганду по возвращению «северных территорий» (Курильских островов), причем при дипломатической поддержки США. А это не много, ни мало, как пересмотр итогов Второй Мировой войны. Но «неожиданно» в Японии разразилось сильнейшее землетрясение и стало не до захватывающих планов. Образовалась волна цунами и, главное, произошла утечка радиации. Волна цунами, захлестнувшая Японию, прибыла на о.Пасхи, находящийся за 3,5 тыс. км трехметровой волной. Радиоактивное облако стало сносить на Восток в сторону «ближайшего милого друга Японии» Америки. Но российский Дальний Восток (расстояние 700-1000 км) не был затронут никак. Почему? Это можно объяснить только заступничеством Божией Матери через свою икону «Торжество Пресвятой Богородицы». В наше время, в отличие от атеистического времени начала ХХ века, Порт-Артурская икона прославлена на Дальнем Востоке прекрасно: только в Приморье имеются и строятся три храма, в Хабаровске, Благовещенске, на Сахалине и на Камчатке имеются списки иконы. Всю физическую защиту Дальней России от стихии можно объяснить только положительным для России метафизическим влиянием Порт-Артурской иконы, действенном после её прославления по всей стране (и мы в Курганской области, приложили, как могли, наши слабые силы) и возвращения части русских людей к Вере Православной.

Обретение и сохранение знаковых Порт-Артурских икон во время современной исторической точки перехода (рубеж ХХ и ХХI в.в.) и достойное прославление их, считаю является Божием Промыслом, это один из метафизических шансов России войти в ХХI век в новом цивилизационном проекте: модернизированном Русском Мiре. Основанном на двухтысячелетнем опыте христианской цивилизации и традиционных человеческих ценностей. Весь многочисленный сонм Святых, Новомучеников и Страстотерпцев Российских молитвенно поддерживает нас на небесах. Кроме того, Святая Русь-удел Пресвятой Богородицы и по мнению некоторых авторов мировой «удерживающий» от пришествия антихриста.

Альтернативой же Русского Мiра будет недалекое расчленение страны с потерей и деградацией населения под аккомпанемент западных ценностей, втягиванием в рамки навязываемого, глобализированного, антихристианского, давно известного из Апокалипсиса проекта (многочисленные признаки уже на лицо: например, интенсивно внедряемые в России культ потребления, индивидуальные чипы, гей-парады или наркомания). Главный идол глобализированного Молоха-Голема: библейская «мамона», инструментом которого является нынешний банковский процент, а конечная цель: приход нового Мессии (Мошиаха), по-христиански: Антихриста и установление Нового Мирового порядка. Но и главное пророчество Библии, Апокалипсис предсказывает нам: недолго будет царство Антихриста: далее возвращение Ильи-Пророка, Битва Небесных Сил, Второе Пришествие Спасителя, Страшный Суд и конец грешного мира... Жизнь на Земле закончится, но Души то наши бессмертны...

Все это можно отсрочить, читатель, молитвенно и покаянно обратившись к Вере Христовой и Богородице. Успех будет, только начав изменять сознание будущих поколений на основе единственного, промыслительно сохранившегося в Русском Мiре, а значит провидчески верного учения: православного христианства. Причем инициатива должна идти и снизу от людей, ставящих самое простое, но и главное во все времена для Человека: страну, семью, детей, личное спасение души, выше рекламируемыми всеми СМИ легкого пути к «мамоне»: богатству, власти любой ценой, фальшивой гламурности, различным порокам, фетишизму. Куда ведет этот путь мы уже разбирали.

Жаль, что прославление знаковой Чудотворной Порт-Артурской иконы на высшем государственном уровне в самой крепости Порт-Артуре в сентябре 2010 г., откуда и фактически начался атеистический и разрушительный ХХ век, не было выполнено в полагающейся достойном уровне.

В нашем конкретном случае эту трудную, молитвенно-покаянную работу можно начать в прославлении в любой достойной форме, явленной в начале ХХ века Божием Промыслом, а затем повторенное в наше время начала ХХI века Порт-Артурской иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». Многие люди, патриоты России это хорошо понимают и уже внесли посильный вклад в это святое дело. Отличный пример постройки храмов Порт-Артурской иконы в Кургане и Екатеринбурге привожу ниже.

18. ПОСТРОЙКА В КУРГАНЕ ХРАМА ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ.

Освещение в местной печати церковно-просветительской миссии по прославлению Порт-Артурской иконы, изучение истории, розыск старинных списков и оригинала, привлекло внимание не только Российской, но и Курганской общественности. Советник губернатора, генерал-майор В.В.Усманов, изучив мои материалы, предложил Владыке Константину, меценату С.Н.Муратову и городской общественности обсудить вопрос посвящения вновь закладываемого храма в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». Положительное решение было принято.

Кроме того, В.В.Усманов при встрече с архиереями Екатеринбургским Викентием и Тюменским Димитрием предложил обдумать возможность постройки церквей в окормляемых ими епархиях, что бы кольцо храмов из воинских Порт-Артурских икон был как бы поясом, защищающий опорный край державы: Уральский Федеральный округ. В Екатеринбурге церковь уже заложили, а в Тюменской и Челябинских епархиях изучают вопросы финансирования и проектирования.

В сентябре 2010г. Высокопреосвященный архиепископ Курганский и Шадринский Константин освятил купола и кресты строящейся церкви на «Курганприборе» в честь Порт-Артурской иконы. Готовность освящения всего храма, примерно на осень 2011г.

19. ЕКАТЕРИНБУРГ

Последняя информация: Чудотворный образ «Торжество Пресвятой Богородицы» из пос.Мишкино по благословению Курганского и Екатеринбургского архиереев, сейчас прославляется в одном из самых святых и покаянных мест России: в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Это территория бывшего Ипатьевского дома, место казни последнего Императора, Страстотерпца Николая Второго с семьей. К Всеношной на Благовещение 6 апреля 2011 г. Порт-Артурская икона была покаянно доставлена в Храм-на-Крови, о.Алексием (Фасолой) в сопровождении эскорта мишкинских кадет. Это как то символизирует начало трудной, покаянной работы православных Курганской и Шадринской епархии по искуплению вины одурманенного инородцами-марксистами русского народа в начале ХХ века, выразившееся в убийстве Божьего Помазанника, Царя-Страстотерпца и семьи. В Екатеринбурге мишкинский Чудотворный Порт-Артурский образ будет пронесен Крестным Ходом на место постройки нового храма Порт-Артурской иконы на углу улиц Восточной и Шевченко.

 

20. ВЫВОДЫ

Считаю, что за все это время исследований (2004-2011) и различных общероссийских мероприятий и событий, по Промыслу Божиему удалось привлечь внимание широкой патриотической общественности к этому забытому образу начала ХХ века. В начале ХХI века Порт-Артурская икона была достойно прославлена и в России и в Порт-Артуре и это впервые более чем за столетие. Омофор Богородицы защитит Россию.

Всего обретено, изучено и исследовано семь дореволюционных списка Порт-Артурской иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». Оригинал не обретен (подробно см. далее Заключение).

 

II. Заключение.


image13.jpgИкона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) редчайшего иконографического извода, представляет духовную, научную, историческую ценность. Благодаря исследованию истории образа, я выяснил, что по настоящее время (по декабрь 2010г.) в России явлены и сохранены семь дореволюционных, исторических, храмовых, выносных списков образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской):

1.   Владивостокский, 1904 г. (г. Владивосток, Покровский кафедральный собор). В ряду местных Чудотворных епархиальных икон. 2-я копия на холсте, 1904г. (г.Владивосток, краевая картинная галерея);

2.   Далматовский, 1904 г. (Курганская обл. Далматовский монастырь, Скорбященская церковь);

3.   Мишкинский, 1907г. (Курганская обл. пос.Мишкино, Свято-Троицкая церковь церковь); в ряду местных Чудотворных епархиальных икон.

4.   Московский, начало ХХ века, (г.Сергиев Посад, церковно-археологический кабинет МДАиС);

5.   Киржачский, начало ХХвека, (Владимирская обл., г.Киржач, Никольская церковь/кладбище/);

6.   Ростовский список с автографом автора П.Ф.Штронды, 1904 г.) (г. Ростов-на-Дону, Сретенский храм Архиерейского подворья). Возможно, является предварительным этюдом оригинала 1904 г.;

7.   Тобольский, начало ХХ века, (древнехранилище Тобольской и Тюменской епархии).

По непроверенным лично мной данным, храмовые списки Порт-Артурской иконы начала ХХ века, кроме того могут находиться в г. Великий Устюг, в кладбищенском храме Стефана Пермского, в с. Талица, Кировской области, в Никольской церкви, а так же в Рязани и Приднестровье (в Дубоссарах).

Иконы начала ХХ века: малого формата, гобелены, копии на холсте могут находиться в домашнем употреблении и в частных коллекциях. Учет их невозможен.

В связи с возросшей религиозностью общества и постройкой новых храмов в настоящее время массово пишутся многочисленные новые списки Порт-Артурских икон.

Особо можно выделить уникальную Порт-Артурскую икону, выполненную Народным художником России Г.Д.Павлишиным в стиле драгоценной флорентийской мозаики. Данная икона установлена на наружной стене часовни Св. Виктора-воина на Большом Уссурийском острове на самой границе с Китаем под Хабаровском.

Создана бронзовая скульптурная группа на основе знаменитого образа на месте жестоких боев на подступах к нашей столице, на территории Ленино-Снегиревского мемориального комплекса под Москвой. Работа была выполнена заслуженным художником России, академиком РуАН Елизаветой Гавриловой по благословению Русской Православной Церкви и при активной поддержке губернатора Московской области и военного Братства. Богородица в окружении Архангелов Михаила и Гавриила. Высота фигуры Богородицы 8,5 метра и по 7,5 метра - скульптуры Архангелов.

Сохранение до нашего времени редчайших списков знаменитой иконы, прошедших тот же тернистый путь, как и вся гонимая в ХХ веке Русская Православная Церковь, является лучшим подтверждением их исключительности и святости. Священнослужители считают, что епархия или область России, где явлена икона, находится под особым покровительством Богородицы. Чем больше мы найдем дореволюционных, храмовых, намоленных Порт-Артурских образов в разных частях страны, тем больше регионов будут находиться под покровительством Богородицы, следовательно крепче, неделимее страна.

Кроме того, икона является одной из духовных нитей, связывающей братские православные народы России, Украины и Белоруссии.

Исходя из всей вытекающей информации, можно сказать, что явление и прославление наших Порт-Артурских образов в России в целом, а в частности в нашей Курганской и Шадринской епархии, носит далеко не случайный характер. Эти события вызваны нашим временем, быстрым развитием различных цивилизационных, мiроустроительных процессов.

С какой целью даны знамения, нам пока не дано предугадать. Часто гонения, скорби и болезни сопутствуют христианской жизни. Остается надеяться, что нынешняя востребованность Порт-Артурских образов в России носит системный характер, и явлены они нам Божием Промыслом в помощь и утешение настоящих и будущих событий и скорбей.

Считаю, что после пятилетнего изучения Порт-Артурской иконы, освещения в средствах массовой информации и Интернете, вести об этих забытых, таинственных образах будут услышаны в возрождающейся православной России. Подтверждением этого являются постройки церквей в Кургане, Екатеринбурге, пос. Хасан, Уссурийске и, возможно, в Тобольской и Челябинской епархиях.

Главное: необходимо продолжить поиски оригинала Порт-Артурской иконы, выполненной П.Ф.Штрондой в Киеве в 1904 г.

Миссия по изучению и прославлению Порт-Артурской иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», сообразно моим силам и возможностям, считаю, выполнена.

 

Николай Борисович ПАВЛОВ

член Зауральского генеалогического общества

12 апреля 2011 г.

Публикуется по: http://www.ruskline.ru

 

 

                     

скачать


Вернуться

 

Распечатать