Государь, что Вам видится в бронзовом сне?
Одним из самых популярных символов старой Гатчины несомненно является памятник императору Павлу I на Дворцовой площади. Вот уже более ста пятидести лет на величественном постаменте гордо возвышается бронзовая фигура основателя нашего города. Памятник благополучно пережил все невзгоды XX столетия. Романтического императора не посмели тронуть ни коммунисты, ни фашисты, хотя сама Дворцовая (бывший парадный плац) в 1919 году была переименована в площадь Жертв революции. Здесь находилась братская могила жертв Гражданской войны, павших в Гатчине. В 1957 году захоронение было перенесено с Дворцовой площади на городское кладбище.
Памятник Павлу I создавался по проекту талантливого скульптора, итальянца по происхождению Ивана Петровича Витали (1794-1855 гг.). Это одно из лучших творений ваятеля. «Изысканное изящество - основной характер всех работ Витали, - писал о мастере бывший главный хранитель Гатчинского дворца-музея и парка Владимир Кузьмич Макаров в одной из своих статей в 1923 году. - Этим изяществом полна и фигура Павла на гатчинском памятнике, очень мало похожего, стройного даже в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень, треуголке, с лицом благодушным и мечтательным. Как редко видели его таким на Гатчинском плац-параде...»
В исполнении модели статуи Павла I скульптор использовал знаменитый парадный портрет императора, написанный в 1796 году художником С.С. Щукиным и одобренный в свое время самим Павлом. Художник изобразил государя в народном мундире, в треуголке, опирающимся на трость. Одна нога слегка согнута в колене и выдвинута вперед. Таким же мы видим Павла I и в статуе Витали. Скульптором было сохранено портретное сходство, присущее и портрету работы Щукина.
Статуя отливалась в С-Петербурге на одном из литейных заводов. Интересно отметить, что при ее изготовлении была создана ее точная копия, установленная впоследствии перед дворцом в Павловске. Среди современников памятник не получил единодушного одобрения. Так, например, скульптор Н.А. Рамазанов в своих «Материалах для истории художеств в России» в 1863 году сообщал, что по его мнению Павел, «очень мало похожий, стройный, в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень треуголке», не удался. Этот же автор указывал, что за бронзовый памятник императору Павлу I Витали получил орден Святой Анны второй степени. В конце XIX - начале XX века некоторые исследователи ошибочно приписывали авторство гатчинского памятника скульпторам П.К. Клодту фон Юргенсбургу и Л.Ж. Жаку. Досадную ошибку исправил художник и искусствовед И.Э. Грабарь в своей известной монографии «История русского искусства».
Еще до открытия скульпторы вдоль Бастионной стены на Дворцовой площади были установлены артиллерийские орудия «единороги», отлитые в восьмидесятые годы XVIII столетия и хранившиеся ранее в С-Петербургском арсенале. К дню торжеств в Гатчину из столицы доставили еще один «единорог», непосредственно связанный с именем Павла I. Это орудие было отлито по случаю рождения в 1798 году его сына - великого князя Михаила Павловича. «Единорог», весивший 34 пуда 16 фунтов, 21 января 1848 года император Николай I подарил в день рождения своему брату в честь его пятидесятилетия.
Открытие памятника состоялось 1 августа 1851 года в присутствии императора Николая I. В церемонии приняли участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. Торжественное событие не обошли своим вниманием тогдашние придворные художники. Так, «живописец Его Величества», академик А. Шарлеман изобразил момент, когда у памятника Павлу I за часового стоял в мундире Лейб-гвардии Павловского полка будущий наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Позднее эта акварель в числе других картин, посвященных событиям из истории Павловского полка с 3 825 по 1875 год, хранилась в Арсенальном зале Гатчинского дворца. В 1876 году она была опубликована в журнале «Всемирная иллюстрация».
Картина другого художника - Г. Шварца с изображением памятного события в довоенный период экспонировалась в кабинете Александра II, который располагался на нижнем этаже Арсенального каре.
До Великой Отечественной войны в синей гостиной Александра II находилась небольшая статуя белого мрамора, изображающая императора Павла I в знакомой нам по памятнику позе с надписью на основании: «По модели проф.Витали. Исполнитель Иоаким Лавирецкий».
В жизни Гатчины и ее горожан бронзовый Павел всегда имел особый, магический смысл. В послевоенный период, когда во дворце размещалось Высшее Военно-Морское радиотехническое училище, его курсанты ежегодно, в ночь перед выпуском, одевали на скульптуру императора специально сшитую тельняшку. Эта шуточная традиция очень раздражала командование. Проводилось расследование, но виновные не находились. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы на Дворцовой площади в Гатчине проходили праздничные демонстрации трудящихся. Литератор Лариса Язов-ская вспоминала, что как-то на одной из майских демонстраций в ожидании прохождения по площади колонна, в которой она шла, расстроилась. «Начальник колонны отчаянно призывал выровняться, подтянуться, а из колонны ответили:
- Не волнуйтесь, перед Павлом I вытянемся!
Современники, приезжающие в Гатчину, почти все отмечают, что ее жители как-то по-особенному уважительно относятся к легендарной личности Павла I. Московская журналистка Елена Егорунина, побывавшая на одном из кинофестивалей, в очерке «Когда зима встречается с весной» писала: «Замечала, что нигде так не любят своего несчастного императора, как в Гатчине и Павловске. Местный бог, хранитель очага, вроде римской лары... Бронзовый царь - треуголка, трость, знаменитый курносый профиль - хранит у своих бронзовых же ботфортов знаки внимания гатчинцев - прихваченные уже морозом красные и белые гвоздики. Через сугроб протоптана дорожка...»
Памятник Павлу I на Дворцовой площади часто упоминается в стихотворениях местных поэтов. Достаточно познакомиться с творчеством Леонида Куликова, Алены Тришиной, Николая Кузьмина, Лилии Кульбенко...
«Прислонив постамент к бастионной стене,
Император шагнул в бесконечность пространства.
Государь! Что вам видится в бронзовом сне?
Этот город в сирени? Покой? Постоянство?»
Так писал о нем в стихотворении «Императорский город» поэт Владимир Лавров. Застывший в вечном сне как и полтора столетия назад Павел I свято сохраняет покой родного и любимого города.
Публикуется по: http://history-gatchina.ru/article/paulvit.htm