Наша эпоха

ОЛАВ СВЯТОЙ

Автор:  В. Лесмент

 

 

ОЛАВ СВЯТОЙ

День 29 июля в эстонском народном календаре отмечается как день Олава - Oleviste paev. В этот день 972 года тому назад погиб в битве при отстаивании своих прав норвежский конунг (король) Олав Харальдссон по прозвищу Толстый.
Наверняка имя Олава знакомо многим таллиннцам. Самый красивый средневековый зал в нашем городе находится в бывшем здании Олаевской гильдии на улице Пикк, 24. А кто не знает самой высокой и удивительно пропорциональной католической кирки Олевисте? Жители города могут даже ознакомиться с изображениями Олава, созданными средневековыми скульпторами и каменотесами.
За многие сотни лет выработалась определенная атрибутика изображения Олава, позволяющая сразу узнать его. Бородатый воин с короной, правой рукой он держит алебарду (топор на длинном древке), а левой - либо сосуд с ладаном, либо символ власти - державу. В ногах лежит дракон с человеческой головой, символизирующий язычников, будущих христиан. Такое изображение Олава можно увидеть на каменной плите-барельефе, установленной на шпице здания Олаевской гильдии. Второе изображение Олава находится в кирке Пюхавайму на левой стороне ее алтаря в виде стоящей фигурки воина в латах с неизменной алебардой. И третье - установлено в кирке Олевисте на потолке на хорах.
Но наверняка не все таллиннцы знакомы с короткой, насыщенной боевыми событиями и романтической любовью, трагической жизнью Олава.
Олав Толстый прожил всего 35 лет, но память о крестителе и собирателе норвежских земель живет до сих пор среди народов. Отец Олава - конунг Харальд по прозвищу Гренландец, был сожжен шведской королевой Сигрид Суровой в день рождения Олава в 995 году. Мать Олава, Аста, вскоре после смерти мужа вышла замуж за Сигурда по прозвищу Свинья, который воспитал из Олава настоящего викинга - храброго воина и требовательного предводителя. В двенадцатилетнем возрасте Олав уже участвовал в своем первом походе против Дании и Швеции. Осенью 1008 года он участник пиратского нападения на остров Эйсюслу (так скандинавы называли Сааремаа). Затем принимал участие в битвах в Финляндии, Франции. Три года служил в войске английского короля.

olav_01.jpg

Святой Олав

В исландских сагах отмечается, что Олав стал "рьяным воином". В 1014 году он возвращается в Норвегию, изгоняет с престола своего противника и становится единовластным правителем Норвегии. Аннулирует раздел страны, проведенный Швецией и Данией после поражения Норвегии в 1000 году, и старается объединить все норвежские земли под своей властью. Это привело к обострению отношений со Швецией и Данией.
Шведский конунг Олав Шетконунг не хотел терять хороший источник податей, получаемых с захваченных земель. Из-за этого между двумя государствами возникли пограничные конфликты. Олав же Толстый желал уладить назревающее столкновение мирным путем. С этой целью в 1017 году он послал к шведскому конунгу делегацию с предложением заключить мир между государствами и в честь этого события просил руки его дочери Ингигерд.
Слава о красивой и умной принцессе распространилась уже за пределами Норвегии. Но Олав Шетконунг был так зол на тезку, что приказал, чтобы имя Олава Толстого никогда не упоминалось в его присутствии. Несмотря на это, члены делегации часто встречались с Ингигерд, много рассказывали о делах своего конунга, он ей понравился, и на вопрос главы делегации, что передать Олаву, она ответила, что согласна выйти за него замуж.
Весть о желании заключить мирное соглашение между государствами получила поддержку среди бондов (свободных людей Швеции). Специально по этому поводу в столице Уппсале 15 февраля 1018 года был созван тинг (народное собрание), на котором Олав Шетконунг, вопреки своей воле, был вынужден подчиниться требованиям бондов и пойти на мир с Норвегией. "Там же на тинге было решено, что Ингигерд, дочь конунга Олава, будет выдана замуж за Олава конунга, сына Харальда", - так сказано в саге об Олаве. В знак расположения к своему жениху Ингигерд послала в подарок "шелковый плащ с золотым шитьем и серебряный пояс". Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв.
Наступила осень. Олав Толстый в сопровождении знатных норвежцев прибыл на условленное место. Трудно передать состояние жениха - конунга, когда он увидел, что с другой стороны не только невесты, но даже гостей никаких не было. Саги говорят, что Олав был так оскорблен и рассержен, что несколько дней ни с кем не мог говорить. Шведский конунг не сдержал своего слова. Только потом выяснилось, что летом этого же года к Олаву Шетконунгу приезжали послы от великого князя Ярослава Владимировича по прозвищу Мудрый просить руки дочери Ингигерд.
Киевский князь уже два года боролся за престол со своим сводным братом Святополком. Но потерпел поражение в битве с объединенным войском Святополка и польского короля Болеслава. Князь потерял Киев, княжескую казну и жену. Бежал в Новгород с мыслью собрать новое войско и отобрать у брата Киев. Для этого Ярослав Мудрый решил заключить военный союз со Швецией и с помощью наемного войска добиться победы.
Вот с этой целью была послана делегация к Олаву Шетконунгу. А для создания прочного союза Ярослав Мудрый просил руки его принцессы. Олав обрадовался такому повороту дел. Очень уж ему не хотелось отдавать свою дочь ненавистному тезке. А быть в родстве с таким мощным восточным соседом, как Русь, входило в долгосрочные планы конунга.
Олав хорошо принял послов и дал согласие на сватовство. Но со стороны дочери он получил категорический отказ. Долго пришлось Олаву Шетконунгу уговаривать свою дочь.
Весной 1019 года в Швецию снова приехала делегация от Ярослава Мудрого узнать, что сделано Олавом Шетконунгом во исполнение его обещания выдать дочь замуж. И вдруг Ингигерд согласилась, поставив перед отцом два условия. Она сказала: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва (так скандинавы звали Ярослава), то хочу в свадебный дар себе Альдейгьюборг (то есть Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится". Вторым условием было, чтобы с ней на Русь поехал родич по материнской линии ярл Регнвальд Ульвсон и чтобы "он там на востоке имел не ниже титул, чем здесь, и ничуть не меньше прав и почета, чем он имел здесь" - так сказано в саге.
Вероятно, положение Ярослава Мудрого было катастрофическим, а может, он тоже влюбился в шведскую принцессу. Как бы то ни было, послы имели указание соглашаться на все требования невесты. От имени великого князя было дано согласие на все выставленные условия невесты. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд состоялся в 1019 году. Согласно традициям на Руси после выхода замуж Ингигерд получила новое имя - Ирина.
А что с Олавом Толстым? Он сильно переживал из-за несостоявшейся свадьбы. Его друзья всячески старались развеять горе своего конунга и посоветовали ему жениться на другой дочери Олава Шетконунга - Астрид. Она как раз в это время приехала погостить в имение к родичу Регнвальду Ульвсону. Олав познакомился с ней, и они договорились пожениться после Рождества. В условленное время Астрид без ведома отца Олава Шетконунга сбежала к своему жениху. Свадьба состоялась во второй половине 1019 года. Вероятно, об этой женитьбе Олава узнала вскоре Ингигерд. Возмущенная его изменой, из чувства мести, в конце концов, она дала отцу свое согласие на замужество с Ярицлейвом.
После женитьбы Олав Харальдссон рьяно взялся за государственные дела. Осенью 1019 года был заключен мир со Швецией. Принялся насильственно крестить свой народ, жестоко искореняя язычество. Резко увеличил сбор податей в свою пользу. Стараясь усилить свою власть над всеми норвежскими землями, всячески ущемлял власть местных князей - ярлов. Это привело к ухудшению отношений между старой знатью и конунгом. Недовольство стало распространяться также и среди бондов. Королева Астрид родила Олаву принцессу Ульвхильд. Вероятно, появление дочки не способствовало сохранению добрых отношений в семье конунга. Он стал постоянно возить с собой во все походы наложницу Альвхильд. Она вначале была в услужении королевы - занималась стиркой белья. Альфхильд была знатного рода и очень хороша собой. Весной 1024 года от нее у Олава родился единственный сын, которого назвали Магнусом. Рождение побочных детей от наложниц (их называли бастардами) у конунгов Норвегии было обычным явлением. Так, например, в XI-XII веках более половины конунгов Норвегии были побочными детьми.
Недовольство правлением Олава конунга нарастало. Противники Олава внутри страны стали открыто выражать поддержку претендовавшему на престол в Норвегии королю Англии и Дании Кнуту Великому (990-1035 годы жизни). Он в 1028 году с большим войском высадился в Норвегии. Население везде приветствовало нового конунга Норвегии. Олав Толстый видел, как от него постепенно уходила окружавшая его знать, друзья, отвернулся даже свой народ. Олав чувствовал себя совершенно одиноким. Осталось только два верных друга - Регнвальд и Ингигерд, с кем можно было бы посоветоваться и получить поддержку. Но они были далеко, на чужбине, в Гардарики (так скандинавы называли Русь). Тоску по двум самым близким людям точно подметил автор саги "Прядь об Эймунде": "И когда Олав святой Харальдссон был в Гардарики, "..." все знатные и славные люди очень ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Регнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью".
И Олав Харальдссон не выдержал. Зимой 1028-1029 гг. он без боя покинул свою страну в окружении небольшого, человек двадцать, отряда и отправился пешком в направлении Швеции, взяв с собой только свою семью. Часть людей Олав оставил в Швеции, в том числе королеву Астрид и принцессу Ульвхильд. Вместе с любимым пятилетним сыном Магнусом Олав ранней весной 1029 года на корабле поплыл в Гардарики.
В Хольмгарде (Новгород) Олава Харальдссона тепло встречали свояк Ярослав и все еще любимая Ингигерд. Ярослав Мудрый хорошо знал сложившуюся обстановку в Норвегии и уговаривал Олава пожить на Руси некоторое время. Сначала Олав согласился. Возможно, на это решение повлияло также желание быть вблизи Ингигерд. В саге об Олаве прямо отмечено "...Ему было с Ингигерд лучше, чем со многими другими женщинами". Во время пребывания в Хольмгарде Олав сочинил два восторженных стиха в прозе об Ингигерд. Вот один из них: "Я стоял на холме и смотрел на женщину, как ее несла на себе прекрасная лошадь; прекрасноокая женщина лишила меня моей радости; приветливая, проворная..."


olav_02.jpgОлав Харальдссон пробыл в Хольмгарде не больше года. В начале зимы пришло сообщение из Норвегии, что наместник Кнута Великого ярл Хакон утонул в море и поэтому место правителя Норвегии пустовало. И Олав считал это знамением свыше. В последнее время его мучила мысль, что он постыдно бросил свою страну, сидя здесь, ничего не делает для борьбы за свой трон. Решение пришло однажды ночью, когда к нему во сне явился предшествующий тезка-конунг Олав Трюггвасон и призвал оставить всякие колебания и немедленно отправиться в Норвегию. Смерть наместника ярла Хакона окончательно укрепила намерение как можно быстрее отправиться на родину.
Дальновидный Ярослав старался и на этот раз отговорить Олава, доказывая, что время еще не наступило, что датская власть еще не

                  Св. Олав                          скомпрометировала   себя    перед жителями Норвегии. Но предупреждения Ярослава и Ингигерд не поколебали его уверенности в своей победе. В сопровождении двухсот воинов с лошадьми, которые ему подарил Ярослав Мудрый, Олав покинул Гардарики как только началась весенняя навигация. В Швеции к нему присоединилось еще несколько сотен воинов. Но когда Олав Харальдссон прибыл в Норвегию, его встретило огромное войско противника. "Никто в Норвегии раньше не видел такой рати!" - так написано в саге об Олаве. 29 июля 1030 года произошла битва у местечка Стикластадире. В этой битве войско Олава Харальдссона было разбито, а сам он был убит алебардой.
Через год и пять дней после смерти Олава Харальдссона епископ Норвегии Гримкель объявил всему народу, что Олав конунг - святой. Так появился первый скандинавский святой. Мощи умершего были перенесены в церковь святого Клемента, основанную в Нидаросе еще самим Олавом. Известность святого Олава быстро распространилась по Скандинавии. Вспоминались чудеса, совершенные как при жизни Олава, так и после его смерти.
После восшествия на престол в 1035 году сын святого Олава Магнус ввел празднование дня святого Олава 29 июля. Со временем Олав святой был объявлен также "Вечным королем Норвегии" (rex perpetuus Norvegiae). Во время коронации каждый следующий конунг объявлял себя вассалом Олава и как бы получал Норвегию в лен на годы своего правления.
До сих пор не умерли слава и известность Олава конунга-викинга. Повсеместно возводятся кирки в честь Олава святого. Только в Скандинавии их уже построено около 400, и наш Таллинн не обойден этой честью.
Казалось, на этом жизнь норвежского конунга закончилась. Но это только казалось. Живой Олав прожил только первую часть своей жизни. После его гибели началась вторая жизнь Олава святого, как сейчас говорят, жизнь после смерти. Причем жизнь такая же трудная, со своими падениями и взлетами. Но самое парадоксальное, что в этой, второй, жизни Олава успешно исполнилось все то, чего не смог добиться он в реальной жизни.
Посудите сами. После его смерти через некоторое время христианство стало безраздельно господствовать на всей территории Норвегии. Сам же святой Олав объявлен вечным небесным покровителем Норвегии - perpetuus rex Norvegiae. Он теперь благословляет королей Норвегии при восшествии их на престол, и от его имени им вручаются королевские регалии.
А как с разрушенной мечтой живого Олава быть рядом с любимой Ингигерд? И здесь мечта осуществилась, если можно так выразиться. В литературе отмечается, что в Новгороде, где находился княжеский двор Ярослава Мудрого, действовала церковь, посвященная святому Олаву. Ученые предполагают, что эта церковь была построена вскоре после гибели Олава. А в начале XII века вокруг этой церкви образовался скандинавский двор. Также имеется сообщение, что в Старой Ладоге, в центре вотчины, преподнесенной Ярославом Мудрым в 1019 году в качестве свадебного подарка своей супруге Ингигерд, существовала в 1040 году деревянная варяжская церковь. Нет сомнения, что обе эти церкви были построены по желанию великой княгини Ингигерд. И, в зависимости от места пребывания, в этих церквях княгиня обращалась в молитвах к своему суженому - Олаву. К слову сказать, эти церкви, посвященные святому Олаву, во всем мире были первыми. В самой же Норвегии церковь в честь святого Олава начали строить в городе Нидаросе только в 1070 году.
Прошла уже почти тысяча лет после гибели Олава. Кажется, иконография святого Олава разработана окончательно. Каждая деталь-эмблема символизирует определенную идею. Приведу иконографию, принятую историками Таллинна. Святой Олав изображается воином, в правой руке держит боевой топор - секиру, которой было поражено его колено. В левой руке - либо пузатый сосуд, либо королевские регалии - скипетр или яблоко-держава. Сосуд, наполненный ладаном, его называют ампулла, используется для крещения в католических соборах. Регалии указывают на единовластие, к которому так стремился в своей жизни Олав. Ногами он топчет дракона с человеческим лицом, который символизирует язычников. Кажется, все логично. Но если более внимательно присмотреться к изображениям святого Олава, находящимся в Таллинне, то возникают вопросы. Например, зачем в алтаре церкви Пюхавайму дракон под ногами святого Олава имеет на голове королевскую корону? Сам же святой Олав облачен в роскошные латы, которых в его время еще не изобрели. В "Саге об Олаве святом" сказано, что во время битвы, в которой он погиб, на нем была одета кольчуга. А что же символизируют латы, надетые на Олава?
На барельефе в церкви Олевисте под ногами Олава изображен уже не дракон, а змея с грустной женской головой без короны! Опять вопрос, почему изображена змея? Эта змея мне напомнила библейский сюжет со змеем-искусителем, соблазнившим Адама вкусить плод с древа познания.
На мучившие меня вопросы хотелось найти ответ. В 1995 году в Таллинне вышла книга Pьhakute raamat ("Книга святых"), составленная Кристи Таранд. Предложенная в книге иконография Олава подтвердила мое предположение об искусителе, но добавила новые вопросы. Приведу отрывок из этой книги об иконографии Олава: "Пика и под ногами растаптываемый черт или демон, часто изображаемый королем, скипетр и яблоко-держава".
О демоне разговор пойдет немного позже. А неожиданное недоумение, вызванное упоминанием пики вместо топора в руке Олава, разъяснилось очень легко. В "Саге об Олаве святом" точно отмечено, какие раны получил он в битве: "Удар секиры пришелся по левой ноге Олава выше колена. Удар копьем пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Третий удар был нанесен конунгу мечом. Удар пришелся с левой стороны шеи". Так что упоминание о пике - это не фантазия автора книги. Можно даже считать, что рана от копья была более опасной для жизни, чем удар топором по колену.
По поводу существования пики поделюсь интересной находкой. Просматривая изображения святого Олава в алтаре церкви Пюхавайму, которые помещены в книгах, изданных до 1943 года, обнаружил, что в руке Олава четко видна пика! Но если посмотреть на фигурку Олава, установленную в алтаре церкви Пюхавайму, то в его руке увидим уже секиру. Вот так, даже в наше время происходит незаметное формирование образа святого Олава.
Мне не удалось найти изображение святого Олава с мечом в руке, которым он был поражен в шею. Но наверняка оно существует, так как в книге Lexikon Heraldik ("Словарь по геральдике"), изданной в 1984 году, в составе иконографии Олава упоминается меч.
Но самой ошеломляющей находкой для меня было обнаружение изображений святого Олава без всяких предметов в руках, и даже без дракона в ногах! И таких изображений создано много. Чем объяснить такую метаморфозу? Какая связь между всеми изображениями святого Олава? Что влияло на логику создания и развития образа в разные эпохи существования Норвегии? Вероятнее всего, ключ к разгадке удастся найти, если сопоставить этапы жизни Олава с теми событиями, которые происходили в жизни Норвегии после гибели конунга.
В каком состоянии находилось норвежское общество в год гибели конунга Олава? Только-только начиналось становление единой нации. И в это же время страна захватывается более сильным соседом - Данией.
С большим трудом методом принуждения, насилия вводилось христианство Олавом. Слишком жесток он был. В "Саге об Олаве святом" об этом сказано так: "Тех, кто не хотел отказываться от язычества, он жестоко наказывал, некоторых он изгонял из страны, у других приказывал калечить руки и ноги или выкалывать глаза". Причем, бескомпромиссность борьбы с язычеством оттолкнула от него и могущественных, и простых людей.
Норвежская церковная элита была еще слаба. После гибели Олава церковь решила создать культ своего национального святого. Идея была отличной. В образе святого хотели совместить христианские представления с теми ценностями, которые сложились у норвежцев в предшествующую эпоху. Это позволяло, с одной стороны, укрепить христианство в стране, усилив влияние церкви в обществе. А с другой стороны, появление национального святого-великомученика должно было вернуть доверие народа к королевской власти. Оставалось только решить, как должен выглядеть этот национальный святой.
Вероятно, были учтены черты характера Олава, которые оттолкнули народ от своего конунга: жестокость, бескомпромиссность властолюбивого воителя. Решено было, что отличительными чертами образа святого должны быть простота, внимательность к любому человеку, желание помочь слабым и больным.

olav_03.jpeg

Св. Олав

В результате этого перед народом появился святой Олав в совершенно мирском одеянии и с благостным выражением лица. Из всех королевских регалий у Олава была только корона. Сохранилось много скульптур Олава тех времен. Это примерно вторая половина XIII века. Он изображен либо смиренно стоящим, либо сидящим в простом деревянном кресле и что-то объясняющим руками. Вероятно, создатели образа этим хотели показать, что святой Олав обладает волшебными руками. Имеются воспоминания, рассказывающие, что Олав уже при жизни умел лечить руками многие болезни подобно Иисусу Христу. Такой образ святого Олава был явлен народу.
После гибели Олава появилось много легенд о чудесах. Например, около места, где был первоначально похоронен Олав, стал бить источник, вода которого исцеляла от многих недугов - "хромых, слепых, страждущих другими немощами - все выздоравливали". Эта слава священного источника далеко распространилась за пределами Норвегии. Тысячи и тысячи паломников стремились в Нидарос, где бил этот святой источник. Церковь же раздавала богомольцам пузырьки со святой водой и продавала металлические значки, где святой Олав был изображен либо сидящим в мирской одежде на скамье, либо стоя разговаривающим с паломником. Чтобы сделать святого Олава более близким к страждущим и немощным больным, в его руке появляется боевой топор-секира - символ мученической смерти. Олав предстает теперь перед народом как великомученик, насильственно убиенный язычниками-нехристями. Мне удалось видеть значки для паломников, посетивших могилу святого Олава в Нидаросе. Значки датируются примерно 1250 годом.
Но в конце XIII века что-то произошло в норвежской Церкви. Святой Олав резко поменял свой внешний вид. В светской литературе о причине изменений ничего не говорится. Поэтому можно судить только по результатам. А результат таков, что в соборе в городе Уппсала примерно в 1300 году была установлена фигура святого Олава в полный рост в мирской одежде. В правой руке, вероятно, он держал традиционный топор. Самого топора не видно, так как древко обломано сверху и снизу. В левой руке у него лежит держава-яблоко, символ монархической власти. А вот теперь самое интересное, что отличает от предшествующих фигур - Олав ногами топчет согбенную фигуру женщины! Зачем он ее топчет? Почему женщину?
Вообще поза топтания или просто установки даже одной ноги на лежащего человека или животное с давних времен символизирует полное подчинение побежденного своему победителю. Помните, гладиаторы, прежде чем обратиться к трибуне, чтобы узнать о судьбе побежденного, прижимают лежащего ногой. Любой охотник, убив зверя, ставит ногу на свою добычу как знак победы над зверем. Такая поза означает, что жизнь проигравшего полностью зависит от победителя. Тогда как узнать, кто же у Олава оказался побежденным?
Возможно, ответ удастся найти, только внимательно ознакомившись с жизнью Олава. А в своей жизни Олав, оказывается, совершил такие проступки, которые в народе вызывали чувство разочарования в своем конунге, потерю любви к нему и даже презрение. И эти проступки совершенно не связаны с жестокой деятельностью Олава по христианизации своего народа. Эти действия только добавили отчуждение народа.
Вспомним неудавшуюся попытку сватовства к Ингигерд. В "Саге об Олаве святом" очень подробно описывается поездка на место встречи с невестой. "Конунга сопровождало много народу, с ним были все знатные люди, которых он смог созвать, и каждый из них выбрал себе в провожатые самых знатных и достойных людей". И когда эта громадная кавалькада прибыла на место встречи, то "от конунга шведов не было никаких вестей, и никто туда от него не приехал". Шведский конунг поступил с Олавом как с мальчишкой. Представляете, как были оскорблены приехавшие гости поведением шведского конунга. По существовавшим в Норвегии законам предков жених, у которого украли его невесту, может очиститься от позора только тем, что должен был вызвать своего соперника на поединок и смыть позор кровью. А что сделал Олав? Ничего. Так и ходил опозоренным. А народ переживал за своего любимого конунга.
Вскоре произошел другой случай, представивший снова Олава конунга в унизительном положении. После неудавшейся женитьбы на Ингигерд Олав был охвачен идеей досадить ненавистному шведскому конунгу. Олав решил жениться на другой дочке, Астрид, без разрешения ее отца. Женитьба состоялась, но среди народа Олава стал распространяться слух, что их конунг поступил унизительно. Теперь уже люди стали осуждать Олава за то, что он вместо настоящей королевы Ингигерд взял в жены "хотя дочь конунга, но мать ее рабыня и к тому же вендка". Их конунг "вместо чистого золота получил золото пополам с глиной и грязью". Такое недостойное поведение, оскорбляющее честь конунга, только отталкивало народ от Олава, вызывало чувство презрения. А третьим проступком Олав окончательно оттолкнул от себя даже близких людей. Я говорю о том времени, когда войска датского конунга Кнута захватывали Норвегию. В каждом городе население приветствовало Кнута. А в это время Олав постыдно, без боя бежит из своей страны, прихватив с собой только королеву и детей. И больше всего возмущен был народ тем, что Олав нашел приют в доме того самого соперника, который украл у него суженую, его Ингигерд. Позорное поведение своего конунга запомнилось надолго.
Вероятно, церковное руководство чувствовало нелестное мнение народа о своем бывшем конунге. От этого страдал авторитет Церкви. Требовалось что-то предпринять. И был найден гениальный выход. Надо не забывать, что XII-XIII века были временем наибольшего размаха охоты на ведьм, во всю действовала инквизиция. Сама идея вмешательства ведьмы в судьбу Олава витала в воздухе. Предполагалось, что никакой здравомыслящий человек, тем более конунг большого государства, по собственной воле не совершит таких позорных поступков из-за какой-то женщины. Просто Олав конунг оказался жертвой злого духа, демона, дьявола. Дьявол с греческого переводится "соблазнитель, обольститель, клеветник".
В двухтомнике "Мифы народов мира", изданном в 1987 году, сказано, что "демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает беды, зловещие сны, направляет человека на путь, ведущий к каким-нибудь событиям, часто катастрофическим". Все это применимо к жизни Олава.
Нечистая сила может превращаться в любое существо. Змеи, драконы наиболее распространенные образы нечистой силы. При воплощении дьявола в образ женщины злые черты проявляются резче всего.
В нашем случае дьявол принял образ девушки Ингигерд, обольстил Олава и толкнул его на совершение тех самых безрассудных проступков. Но Олав нашел в себе силы выгнать из себя дьявола. Он вернулся на родину и ценой жизни, ценой пролитой своей крови очистился от злого духа. Вот почему в 1300 году в церкви в городе Уппсала была установлена такая необычная фигура святого Олава, топчущего согбенную фигуру женщины. Олав победил нечистую силу! Он смыл с себя позор!
Но вскоре деятели Церкви поняли, что взваливание всех бед на Ингигерд выглядит неубедительно. Во второй половине XIII века в норвежском обществе широкое распространение получили саги, устные рассказы, описывающие жизнь Олава конунга. В них образ дочери шведского конунга Ингигерд подавался только с положительной стороны, ничего порочащего в ее жизни нельзя было найти. Требовалось переделать созданную "легенду" Олава. Вероятно, общество в те времена было еще сильно заражено психозом борьбы с нечистой силой. Поэтому идея борьбы с обольщением Олава нечистым духом осталась прежней. Только теперь вместо женщины-ведьмы под ногами мы видим дракона. Но самое удивительное - дракон имеет голову, которая является точной копией самого Олава! По замыслу идеологов нового образа все проступки, порочащие Олава конунга, были совершены не им самим, а дьяволом, который принял похожий на Олава конунга вид и опорочил его чистое имя. Современному читателю трудно во все это поверить. Но, к счастью, имеется много документов, красочно описывающих ту эпоху борьбы с дьяволом. Дьяволу в образе Олава был уготован тот же конец - Олав одержал победу над ним, и об этом красноречиво говорит поза победителя (Олав стоит на драконе) на картинах и скульптурах, появившихся во многих церквях в конце XV века. Наша фигурка из церкви Пюхавайму, отображающая этот период, датируется 1483 годом.
Но на этом развитие образа святого Олава не заканчивается. В средневековье в государствах Европы шла многолетняя борьба за верховенство между светской и церковной властями. Этой борьбы не миновало и норвежское общество. Верх одержала церковная элита. Это выразилось в том, что святой Олав во второй половине XV века был объявлен небесным покровителем Норвегии. Сложилась традиция восприятия Олава как вечного и единственного короля Норвегии, лишь временно передающего свою власть реальному правителю. Торжественная церемония введения во власть проводилась на месте захоронения Олава - в соборе святого Олава в городе Нидаросе (в настоящее время Трондхейм). Впервые такая церемония была совершена в 1449 году.
Эта новая почетная обязанность немедленно отразилась на внешнем облике святого Олава. Для создания эффекта торжественности, нарядности, Олав был облачен в пышные золотые доспехи. В правой руке теперь вместо секиры он держал алебарду, которая выглядела более нарядно и угрожающе. В левой руке так и осталась ампулла. Только она теперь имела праздничную, причудливую форму.
Вероятно, развитие образа святого Олава будет продолжаться и дальше. И наверняка это будет происходить скрытно от верующих и неверующих людей. И опять возникнут вопросы. Мне же, откровенно говоря, так и не удалось полностью расшифровать иконографию святого Олава. Например, зачем на шее некоторых драконов расположено металлическое кольцо. Также непонятно, почему совершенно отсутствуют изображения святого Олава, изготовленные до начала XIII века. Со временем, может быть, найдется такой любознательный исследователь, которому удастся полностью раскрыть тайну святого Олава, а может быть, даже создать другую версию образа святого Олава, более приближенную к истине.

29.07.2002

Публикуется по: «Молодежь Эстонии» и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/07/29/olav_svyatoj/

http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2002/11/07/zagadka_svyatogo_olava/

 


скачать


Вернуться

 

Распечатать