Наша эпоха

ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ

 

ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ

К 100-летию российских ВВС

Великий Князь - авиатор
У истоков русской военной авиации стоит имя Великого Князя Александра Михайловича.

gatch_01.jpg24 года жизни он прослужил во флоте, еще в 1895 г. представил Императору Николаю II программу усиления флота на Тихом океане, в которой предсказал русско-японскую войну.

После несчастья под Порт-Артуром создал и возглавил Особый комитет по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования. На собранные средства было построено 19 крейсеров, 4 подводные лодки. Полет Блерио над Ламаншем побудил Вел. Князя в начале 1910 г. предложить израсходовать оставшиеся средства на закупку аэропланов.

Вот что сообщили об этом «Биржевые ведомости»:
«Сегодня, в 8 часов вечера, состоится заседание общего собрания императорского общества судоходства для обсуждения обращения его председателя и высочайше учрежденного комитета по усилению военного флота Вел. Кн. Александра Михайловича ко всем жертвователям на эту цель: «Не признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать в настоящее время имеющиеся в распоряжении комитета суммы на создание русского воздушного флота».
Предложение было единодушно поддержано, и Вел. Князь выступил в печати с призывом жертвовать на создание Добровольного воздушного флота. В Особом комитете 30 января 1910 г. был создан Отдел воздушного флота - ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил.

А вот строки из «Книги воспоминаний» Вел. Князя:
«...Военный министр ген. Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах. - Я вас правильно понял, Ваше Высочество, - спросил он меня между двумя приступами смеха: - вы собиpaeтесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? ... - Не беспокойтесь, ваше превосходительство. Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научать летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Государь дал мне разрешение на командировку в Париж избранных мною офицеров...»

В марте 1910 г. был командирован отряд офицеров во Францию для обучения полетам. Возвратясь в Россию они стали первыми инструкторами и начали обучать полетам на аэропланах русских офицеров.

Первый военный аэродром

На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIXв. оно называлось "военным", так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. Летом здесь звучали сигналы горнистов и стояло облако пыли от лошадиных копыт во время полковых маневров.

gatch_02.jpg

1. Капитан Л.М.Мациевич; 2. штабс-капитан Б.Матыевич-Мацеевич;
3. капитан М.М.Зеленский; 4. капитан С.А.Ульянин;
5. лейтенант Г.Пиотровский; 6. поручик М.С.Комаров

В мае 1909 г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха. Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по "розе ветров"; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в д.Сализи.

gatch_03.gif

Аэродром Гатчинской авиашколы

11 октября здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье.

23 апреля 1910 г. ген. А. Кованько назначил штабс-капитана Г.Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил ему десять нижних чинов, знакомых с устройством аэропланов и обращением с моторами. Уже 15 мая Горшков доложил о готовности военного аэродрома к постоянным полетам.
Архивные материалы позволяют составить представление о самом аэродроме тех лет.

gatch_04.jpg

Аэродром Гатчинской авиашколы

Кроме ангаров на 10-12 самолетов, на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, метеостанцией.

Взлетно-посадочная полоса пролегала вдоль Балтийской железной дороги, но был возможен взлет на Егерскую слободу и в других направлениях.
Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 г.

Гатчинские авиашколы

Гатчинская Авиашкола была создана 3 мая 1910 г. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 г. - Военно-авиационной школой.

Штат авиационного отдела состоял из 6 офицеров, 2 классных чинов, 50 строевых нижних чинов и 19 нестроевых. Начальником отдела был подполковник С.А. Ульянин, инструкторами - Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев.

Первый выпуск школы состоялся в августе 1910 г.

За 1910-1916 гг. в ней было подготовлено 342 лётчика (269 офицеров и 73 нижних чинов). В 1917 г. после февральской революции занятия в школе продолжались, но с перерывами в снабжении самолётами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор; 15-й и 16-й наборы школу уже не закончили.

В 1910 г. в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С.Щетинина «Гамаюн», а в 1911 г. - школа Первого Российского товарищества воздухоплавания - ПРТВ. В эти школы принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц, в том числе, женщин. Первыми русскими авиатриссами стали их выпускницы Л.В. Зверева, Е. Анатра, Л.А. Галанчикова, княгиня Е. Шаховская.

gatch_05.jpggatch_06.jpg                                                           
                Аэродром Гатчины                                      Вид на плац перед дворцом и аэродром

Но фактически у аэродрома было трое владельцев: кроме уже упомянутых Авиационного отдела и школы пилотов и авиаторов Первого Российского товарищества Воздухоплавания «Гамаюн» был ещё Императорский Всероссийский Авиационный Клуб (ИВАК). Только ИВАК имел право выдавать в России дипломы лётчиков,и осуществлял их международную регистрацию. Только во время первой мировой войны аэродром перешёл в единоличное пользование военных.

В 1911 г. в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров. После ее окончания он был направлен в гатчинский авиаотдел, где 5 октября 1912 г. сдал экзамен на военного летчика. Командование и коллеги обратили внимание на его смелость и незаурядные способности в технике пилотирования. Близкие друзья знали, что он вынашивает идею «мертвой петли», реализовать которую в условиях авиационного отдела не представлялось возможным. Всякое новаторство и творчество здесь пресекались.

Весной 1913 г. Нестерова направили в авиароту в Киев. Там он детально разработал план осуществления дерзновенного замысла. Сохранилась его собственноручная схема «мертвой петли», где точно проставлены необходимая расчетная высота (800-1000 м), траектория пикирования без мотора (до высоты 600-700 м) и другие элементы новой фигуры. И вот наступил исторический день, о котором газета «Киевлянин» писала: «27 августа 1913 г. на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на «Ньюпоре», постройки русского завода «Дукс», сделал «мертвую петлю». А спустя почти год - 11 (24) мая 1914 года Нестеров установил всероссийский рекорд. Вылетев из Киева на самолёте «Ньюпор-IV», он с механиком Г.М. Нелидовым за 7 часов 45 минут преодолел расстояние в 1277 километров и приземлился на гатчинском аэродроме.

gatch_07.jpggatch_08.jpg

  Нестеров у своего Ньюпора IV, на котором             Тренировочный Фарман на летном поле                была совершена первая мертвая петля                             Гатчинской авиашколы  

Нестеров погиб 26.08.1914 г., впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. В Гатчине на доме № 16 по ул. Люцевской (Чкалова), где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1912 г. жил выдающийся русский летчик Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана».

А.И.Куприн о полетах

«Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за Родину. И вместе с тем вряд ли можно было найти на всем пространстве неизмеримой Российской империи аэродром, менее приспособленный для целей авиации и более богатый несчастными случаями и человеческими жертвами...». Это очерк А.И. Куприна «Потерянное сердце».

Куприн прав в том, что в Гатчинской авиационной школе действительно был высокий уровень подготовки, значительно выше, чем в других школах. Благодаря этому количество трагедий в Гатчине было ниже, чем в севастопольской школе, но об этом писатель мог и не знать.

Замечательный писатель, гатчинец Александр Иванович Куприн часто бывал на аэродроме, дружил с лётчиками. Очень рекомендую прочесть его рассказы «Люди-птицы» и «Мой полет».

Что было потом

1 апреля 1918 г. Гатчинская авиашкола получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». Вскоре ее эвакуировали в Самару. На аэродроме разместились части ВВС РККА. В их числе знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил В.П. Чкалов в 1926-1928 гг. 27 июля 1927 г. состоялись соревнования, где Чкалов блестнул летным мастерством.

gatch_09.jpg

Памятный знак на месте Гатчинского военного аэродрома

После войны сюда перебазировали 26-й гвардейском истребительный полк, где одно время служил будущий космонавт-2 Герман Титов.
С конца 70-х годов здесь развернулось жилищное строительство. Новый микрорайон называется по-старинке «Аэродромом».

В 2003 г. на бывшей взлетной полосе поставлен памятник - истребитель МиГ-21

В.М.

Публикуется по: Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
history-gatchina.ru/article/vm100.htm

 


скачать


Вернуться

 

Распечатать