ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМ
ГАТЧИНСКИЙ АЭРОДРОМК 100-летию российских ВВС Великий Князь - авиатор
После несчастья под Порт-Артуром создал и возглавил Особый комитет по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования. На собранные средства было построено 19 крейсеров, 4 подводные лодки. Полет Блерио над Ламаншем побудил Вел. Князя в начале 1910 г. предложить израсходовать оставшиеся средства на закупку аэропланов. Вот что сообщили об этом «Биржевые ведомости»: А вот строки из «Книги воспоминаний» Вел. Князя: В марте 1910 г. был командирован отряд офицеров во Францию для обучения полетам. Возвратясь в Россию они стали первыми инструкторами и начали обучать полетам на аэропланах русских офицеров. Первый военный аэродром На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIXв. оно называлось "военным", так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. Летом здесь звучали сигналы горнистов и стояло облако пыли от лошадиных копыт во время полковых маневров. 1. Капитан Л.М.Мациевич; 2. штабс-капитан Б.Матыевич-Мацеевич; В мае 1909 г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха. Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по "розе ветров"; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в д.Сализи. Аэродром Гатчинской авиашколы 11 октября здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье. 23 апреля 1910 г. ген. А. Кованько назначил штабс-капитана Г.Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил ему десять нижних чинов, знакомых с устройством аэропланов и обращением с моторами. Уже 15 мая Горшков доложил о готовности военного аэродрома к постоянным полетам. Аэродром Гатчинской авиашколы Кроме ангаров на 10-12 самолетов, на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, метеостанцией. Взлетно-посадочная полоса пролегала вдоль Балтийской железной дороги, но был возможен взлет на Егерскую слободу и в других направлениях. Гатчинские авиашколы Гатчинская Авиашкола была создана 3 мая 1910 г. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 г. - Военно-авиационной школой. Штат авиационного отдела состоял из 6 офицеров, 2 классных чинов, 50 строевых нижних чинов и 19 нестроевых. Начальником отдела был подполковник С.А. Ульянин, инструкторами - Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев. Первый выпуск школы состоялся в августе 1910 г. За 1910-1916 гг. в ней было подготовлено 342 лётчика (269 офицеров и 73 нижних чинов). В 1917 г. после февральской революции занятия в школе продолжались, но с перерывами в снабжении самолётами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор; 15-й и 16-й наборы школу уже не закончили. В 1910 г. в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С.Щетинина «Гамаюн», а в 1911 г. - школа Первого Российского товарищества воздухоплавания - ПРТВ. В эти школы принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц, в том числе, женщин. Первыми русскими авиатриссами стали их выпускницы Л.В. Зверева, Е. Анатра, Л.А. Галанчикова, княгиня Е. Шаховская.
Но фактически у аэродрома было трое владельцев: кроме уже упомянутых Авиационного отдела и школы пилотов и авиаторов Первого Российского товарищества Воздухоплавания «Гамаюн» был ещё Императорский Всероссийский Авиационный Клуб (ИВАК). Только ИВАК имел право выдавать в России дипломы лётчиков,и осуществлял их международную регистрацию. Только во время первой мировой войны аэродром перешёл в единоличное пользование военных. В 1911 г. в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров. После ее окончания он был направлен в гатчинский авиаотдел, где 5 октября 1912 г. сдал экзамен на военного летчика. Командование и коллеги обратили внимание на его смелость и незаурядные способности в технике пилотирования. Близкие друзья знали, что он вынашивает идею «мертвой петли», реализовать которую в условиях авиационного отдела не представлялось возможным. Всякое новаторство и творчество здесь пресекались. Весной 1913 г. Нестерова направили в авиароту в Киев. Там он детально разработал план осуществления дерзновенного замысла. Сохранилась его собственноручная схема «мертвой петли», где точно проставлены необходимая расчетная высота (800-1000 м), траектория пикирования без мотора (до высоты 600-700 м) и другие элементы новой фигуры. И вот наступил исторический день, о котором газета «Киевлянин» писала: «27 августа 1913 г. на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на «Ньюпоре», постройки русского завода «Дукс», сделал «мертвую петлю». А спустя почти год - 11 (24) мая 1914 года Нестеров установил всероссийский рекорд. Вылетев из Киева на самолёте «Ньюпор-IV», он с механиком Г.М. Нелидовым за 7 часов 45 минут преодолел расстояние в 1277 километров и приземлился на гатчинском аэродроме. Нестеров у своего Ньюпора IV, на котором Тренировочный Фарман на летном поле была совершена первая мертвая петля Гатчинской авиашколы Нестеров погиб 26.08.1914 г., впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. В Гатчине на доме № 16 по ул. Люцевской (Чкалова), где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1912 г. жил выдающийся русский летчик Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана». А.И.Куприн о полетах «Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за Родину. И вместе с тем вряд ли можно было найти на всем пространстве неизмеримой Российской империи аэродром, менее приспособленный для целей авиации и более богатый несчастными случаями и человеческими жертвами...». Это очерк А.И. Куприна «Потерянное сердце». Куприн прав в том, что в Гатчинской авиационной школе действительно был высокий уровень подготовки, значительно выше, чем в других школах. Благодаря этому количество трагедий в Гатчине было ниже, чем в севастопольской школе, но об этом писатель мог и не знать. Замечательный писатель, гатчинец Александр Иванович Куприн часто бывал на аэродроме, дружил с лётчиками. Очень рекомендую прочесть его рассказы «Люди-птицы» и «Мой полет». Что было потом 1 апреля 1918 г. Гатчинская авиашкола получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». Вскоре ее эвакуировали в Самару. На аэродроме разместились части ВВС РККА. В их числе знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил В.П. Чкалов в 1926-1928 гг. 27 июля 1927 г. состоялись соревнования, где Чкалов блестнул летным мастерством. Памятный знак на месте Гатчинского военного аэродрома После войны сюда перебазировали 26-й гвардейском истребительный полк, где одно время служил будущий космонавт-2 Герман Титов. В 2003 г. на бывшей взлетной полосе поставлен памятник - истребитель МиГ-21 В.М. Публикуется по: Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
|