Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Статьи

 

МОЛЧАНЬЕМ ПРЕДАЕТСЯ ЦАРЬ

Автор:  Сергей ФОМИН

 

 

МОЛЧАНЬЕМ ПРЕДАЕТСЯ ЦАРЬ

Святой Царь, президент и народ

Рассказывая о выходе в свет в 2009 г. второго издания «Царского сборника», мы напоследок обращались к читателям: «…Хотелось бы еще раз напомнить слова приснопамятного старца Николая (Гурьянова), вдуматься в них:

“Свято берегите Святого Царя и Святую Русь!

Попробуем осмыслить этот Батюшкин наказ.

После общецерковного прославления Царя-Мученика Господь вместо земного Помазанника Своего даровал России Святого Царя.

Вспомните продирающие до дрожи слова нашей Царицы-Мученицы из проклятой памяти клятвопреступного марта 1917 г., обращенные Ею к Своему Венценосному Супругу (а теперь и ко всем нам!):

“Все кругом черно, как ночь, но Бог над всем. Мы не знаем путей Его, ни того, как Он поможет, но Он услышит все молитвы. […] …Нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим Тебя снова на Твоем Престоле, вознесенным обратно Твоим народом и войсками во славу Твоего Царства. Ты спас Царство Своего Сына, и страну, и Свою святую чистоту, и Ты будешь Коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране”.

Наказ Царского Старца “Свято беречь Святого Царя” – это значит не только помнить, открыто чтить и молиться Ему, вступаться, если придется, за Его честь, но служить Ему верой и правдой, как Царствующему среди нас. Служить в Церкви, в России, всюду, кому где Господь приведет.

И не дай нам Бог предать уже Святого Царя!»

И пяти лет не прошло с тех пор, но, к несчастью, наши опасения (носившие тогда чисто риторический характер) – кто бы мог предположить! – совершенно неожиданно приобрели практическое значение.

4 марта 2014 г. Президент РФ  В.В. Путин, отвечая на вопросы журналистов о событиях на Украине и о российской реакции на них, заявил: «Простой украинский гражданин, простой украинский мужик, он страдал и при Николае Кровавом, и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче».

Подобные высказывания Владимiр Владимiрович позволял себе уже не раз. Летом 2011 г. на встрече с членами стройотрядов в Сочи, он, к сожалению, употреблял то же выражение.

А вот расшифровка находящегося в свободном доступе в интернете фрагмента видеоинтервью Президента с журналистом годовалой примерно давности:

«Журналист: Я недавно видел фотографию на выставке, где Николай II на крыше этого дома с Женой [т.е. Государыней].

Путин: И чё Он там делал?

Журналист: Смотрел на Москву.

Путин: Ну, Ему делать нечего было, Он по крышам шастал. (За кадром кто-то заржал.) Вот, Николай II?

Журналист: Да.

Путин: Ну вот видите, допутешествовался…»

Последняя фраза – в записи это хорошо видно – сопровождалась ехидной ухмылочкой. (Особенно «убедительно», конечно, выглядит сказанное в устах человека, летавшего со стерхами, надевавшего ошейник на амурского тигра, целовавшего дельфина и прочая, и прочая, и прочая…)

Как это ни удивительно, но всем этим уничижительным отзывам о Царе-Мученике – как тогда, так и сейчас – патриоты находят оправдание. (Для иллюстрации здесь и далее мы используем материалы интернета.)

«Не надо на этом акцентировать внимание. Путин тоже человек, а не робот. Мог подобрать не то слово, не тот термин».

«Он же любитель черного юмора». – «Если юмор “полковничий”, так и надо быть полковником, не претендуя на роль “нацлидера”».

«Путин действительно несколько раз упоминал Николая II в отрицательном смысле, этот момент обращает на себя внимание. Причём в основном не по делу, без особой надобности. Ясно, что это сигнал вовне. Но Путин регулярно заявлял и заявляет про свой “либерализм”, “приверженность демократии” и т.д.»

С последним можно было бы согласиться, но тут всё же не тот случай. Приведенные слова прозвучали в разгар известных событий (Крым, Украина, угроза Запада), требующих консолидации всего Русского мiра. Вспомним в связи с этим речь И.В. Сталина на параде на Красной площади 7 ноября 1941 г., во время которого коммунист и генсек обратился к идеологически чуждым (и с этой точки зрения даже враждебным государственному строю) историческим фигурам.

Что касается высказываний Президента, то, конечно, патриоты сначала оторопели, но тут же – во имя больших, как им казалось – целей всё пытались и пытаются как-то «объяснить» случившееся.

«Представьте себе , что Путин заявляет о том , что Россия существует благодаря Жертве Царя. Какие будут последствия? Думаю, что прикасаться к Царской теме вообще очень опасно, особенно правителям».

«В любом случае, мотивация Путина не совсем ясна».

Но звучали – пусть и гораздо слабее – другие голоса.

«Путину о Царе Мученике, о Жертве Царевой вообще ничего не нужно было говорить. Это не было обусловлено необходимостью ответить на вопрос журналиста. Ранее во время пресс-конференций он, если нужно, всегда умел уйти от ответа. Кто же его здесь, да еще так некстати, за язык тянул. Можно, конечно, строить турусы на колесах, выдвигая конспирологическую версию о том, что его-де “заставили”, таковы, мол, “правила игры” и т.д. Но это, простите, полная чушь, подобная таковым же “песням и пляскам смерти” вокруг известного давнего обращения покойного Патриарха Алексия к раввинам. Зачем было вообще рот открывать? Хотите понравиться там? И при этом демонстративно не уважать нас, чтущих Царя как Святого? Ну, тогда и не надейтесь на поддержку. Да, нас мало, но мы есть, а будет еще больше».

mart_2014_1.jpg

Некоторые сторонники нового русского политического курса, осознавая всё же некоторое неудобство положения, пытались подойти с другой стороны: «Уверен, что Путин упомянул устойчивое политическое клише, с ещё советских времен».

Правда на этот счет высказывались и другие мнения:

«Если не изменяет память, Царя-Мученика Николая Александровича “кровавым” не называл ни один из правителей СССР-РФ со времён Ленина».

«Важно отметить, что, вероятно, ни одна политическая фигура (в том числе даже деятели из КПРФ) не называли Николая “кровавым” уже лет 25».

Но, может быть, в словах Президента содержатся зёрна некой «объективной исторической истины»? Напомним, речь там шла о «простом украинском мужике», который, мол, «страдал» при «Николае Кровавом».

Сегодня любому более или менее любопытному человеку хорошо известно, что Малороссии, не смотря на разорительную Великую войну (которая при Царе, кстати говоря, не шла на ее территории) скопленного достатка хватило на долгую изнурительную гражданскую войну в условиях прямо-таки опереточной смены властей.

Гораздо менее известна личная поддержка Государем массового (в то время) москвофильского движения в Галиции и русинского – в Закарпатье, усилия по спасению известного карпаторусского исповедника схиархимандрита Алексия (Кабалюка). Всего и перечислить невозможно. А как 9 апреля 1915 г. Императора Всероссийского встречал Львов? Уже после торжественного проезда, вечером «на площади перед генерал-губернаторским домом послышалось какое-то движение и пение. Оказывается, мои православные галичане с крестами, хоругвями и иконами, несмотря на запреты, прорвались во Львов и запели Русский национальный гимн “Боже, Царя храни!”. Государь встал, вышел на балкон, прослушал гимн и сказал несколько сердечных слов. Восторг народа был неописуемый, нельзя было без слез видеть и слышать, как эти бедные галичане кричали “ура” своему Русскому Царю и долго не расходились, продолжая петь свои церковные и народные песни». «Народ ревел от восторга, – вспоминал очевидец. – Крестились и плакали».

Вот какова Правда! И в этом смысле прав автор одной из интернет-публикаций, озаглавивший ее «Путин продолжает делать “исторические открытия”».

Невозможно, разумеется, предположить, что Президент книжек не читает. Хорошо известен внимательный осмотр им выставки в московском Манеже в честь юбилея Дома Романовых. «Представляется, что после широкомасштабных, поистине народных торжеств, проведенных в прошлом году в честь 400-летия Дома Романовых, – справедливо замечает в официальном заявлении начальник Российского Союза-Ордена Д.А. Сысуев, – подобные выражения неуместны и оскорбительны для чувств миллионов православных людей».

Одной из наиболее болезненных проблем является отношение к этим словам Церкви.

Понимающие, что лидер явно «дал петуха», пытаются смикшировать ситуацию, советуя «не принимать всё близко к сердцу». Считайте, мол, его агностиком, язычником, атеистом. «Вот Путин вчера в интервью про Николая Кровавого нехорошее сказал. А ведь Он страстотерпец. Это что значит? Не любит?» – «А у нас светское государство.. . Имеет право...»

Нет, не получается. Ибо Владимiр Владимiрович сам себя позиционирует человеком верующим, имеющим своего духовника, ездящим то на Афон, то на Валаам…

«Не совсем понятно, чем разрешится это противоречие, и смогут ли идеологи как-то сообразить насчет всего этого, или же просто забудут, как будто ничего не было?»

«И обратите внимание, если он так позволяет себе говорить о Святом, то, значит, знает, что в РПЦ его за это не пожурят (имеет представление, чем дышат там на верхах). С мусульманами, не говоря о талмудистах, он вел бы себя поаккуратнее, не по полковничьи». А ведь, памятуя публично заявленную крымскими татарами или евреями (лидерами Майдана, олигархами и раввинами) позицию, это было бы, хотя и не политкорректно, но все же вполне объяснимо.

 «Как бы церковники отреагировали, если бы вместо Путина так высказался о Николае кто-то другой? Скажем, писатель, публицист или историк – публично? Чаплин бы небось выступил с опровержением и критикой. А сейчас […] – молчание. Осудит ли слова Путина Патриарх Кирилл?»

Последний вопрос, конечно, риторический. Там понимают: «ВВ – думающий человек, но ошибку не признает…» С этим последним мы не можем не согласиться.

Не менее важный вопрос – отношение к высказыванию народа и общества.

Основная реакция светской блогосферы – ёрничание и републикация карикатур образца 1905 и 1917 гг. Православные патриоты и монархисты пока что сохраняют по этому поводу гробовое молчание. Нет об этом ни полслова ни в материалах, ни на форуме Русской народной линии. Разве что неудобные мнения «дорогая редакция» подчистила. А если нет? Для последнего сомнения имеется, между прочим, основание…

Как бы то ни было, всё потонуло в трубных звуках. Вот некоторые заголовки на РНЛ:

«События на Украине сплачивают Россию вокруг сильного Президента»;

«Сталинские паузы Владимiра Путина»;

«Для нашей Родины наступает момент истины, наступает Русская весна»;

«В России произошел государственный переворот. Ура!»;

«Крым наш. На очереди Киев».

Постоянный автор РНЛ священник Александр Шумский вполне серьезно предлагает присвоить В.В. Путину титул «Крымский». (Как когда-то барон Врангель небезызвестному генералу Слащову?) Один из участников форума тут же недовольно поправляет восторженного батюшку: «…Как какому-нибудь Потемкину Таврическому. Путин крупнее». Другой автор РНЛ (К. Душенов) намекает на перспективы роста, озаглавив свой материал «В начале славных дел», прозрачно намекая на Императора Петра Великого.

mart_2014_2.jpg

Но какой смысл тогда несут все эти «покаянные щиты» на дорогах России и Украины «Прости меня, мой Государь»? Выходит, примерно такой, как многим еще памятные плакат «Слава КПСС!» или слова песни «Ленин всегда живой»?..

Как женщина, Ему вы изменили,

и как рабы, вы предали Его,

– с полным основанием можно повторить вслед за нашим великим поэтом М.Ю. Лермонтовым. Но теперь-то это уже не о предках из далекого февраля 1917-го, а о нас с вами, тех, которым был доверен Священный Ковчег. Царя позабыли и Апостолом пренебрегли: «Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1,10).

Как ни искал, на сегодняшний день удалось обнаружить весьма немного отзывов противоположного характера. Не тех, разумеется, которые были просто не согласны или хулили Президента. Ума для последнего особого не нужно, да и правота их в этой частности (пусть и имеющей большое значение!) вовсе не означает автоматически правоты и во всем остальном.

Вот эти немногие попытки осмыслить ситуацию:

«В  трудную для России минуту  Верховный  Правитель и Главнокомандующий отсекает от Русского воинства помощь Божию и лишает себя поддержки  пусть не самого численно большого, но самого верного и искреннего числа Русских людей, поддержки, каковая в последнее время становилась все более сознательной и определенной».

Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева: «Как уже приходилось обращать внимание наших читателей, многие трагедии, беды и несчастья наших дней происходили и происходят в России не случайно, выпадая на дни, так или иначе связанные с памятью Царственных Мучеников, зверски замученных при ритуальном убиении в подвале т.н. “Ипатьевского” дома в Екатеринбурге. Так, 12 августа 2000 г. – в день рождения последнего из прямых Наследников Царственного Дома Романовых св. Царственного Мученика Алексия, восприемниками которого по воле Государя стали все войска действующей на поле брани армии, – в Баренцевом море погибла подводная атомная лодка “Курск”. […] Весьма характерно, что случаются именно военные катастрофы, ведь в 1917 г. была совершена предательская измена не просто Самодержцу Всероссийскому, а Верховному Главнокомандующему! Почему-то об этом довольно часто забывают? […]

Вот и проходит через всю российскую историю последних лет цепочка малых и больших предательств, нарушений присяги и государственных измен, как это имело место в конце сентября – начале октября 1993 г., когда Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов, последствием которого стала развязанная в декабре 1994 г. по указу Ельцина война в Чечне, где пролилась первая кровь наших солдат. Совершенно очевидно, что в случае нападения на нашу Родину защищать ее будут не олигархи, “селебрити” и прочие толстосумы, а простой русский народ, мы с вами, которым так нужно очистить свою совесть покаянием».

«…Есть какое-то нехорошее чувство. “Николай Кровавый” только и может, что “благословить” кровью. Дело не только в словах, произнесенных нацлидером (хотя и в них тоже!), но в нашем молчаливом согласии с этим. […] Ох, боюсь (не желаю, но сильно опасаюсь!), что похмелье будет болезненным. Разве что Богородица уже отступилась от нас? (Да не будет!)»

Действительно, референдум в Крыму и решения властных структур РФ о предполагаемом вхождении полуострова в состав России, – всё это тугим узлом стягивается вокруг важнейшего в истории России дня – явления Державной иконы Божией Матери (2/15 марта).

Но что бы там ни случилось, а Царь-Мученик еще раз почти век спустя спас нас от очередного морока. (Не сегодня поймем – так завтра.) Ведь мы Его дети, а Он до сих пор наш Царь и Отец, с 1918 г. недоступный уже никаким земным убийцам и врагам Его и нашей России.

Сергей ФОМИН

10 марта 2014 г.

 

 

ПОМНИ ВОЙНУ

«...Украинский мужик страдал и при Николае Кровавом..." – высказывание либерала от Тараса Шевченко (только тот бы сказал: "Николай Палкин") до наших дней. Нелепо, так как никакого «украинского мужика» в природе не было, страдать он не страдал, а если и страдал, то по-своему: запорожцы, Богдан Хмельницкий, Сагайдачный, Остряница. Это Тарас Бульба-то – "страдающий мужик"? И уж тем более никто не страдал в благословенном 1913 году, что можно видеть хотя бы по тогдашним фотографиям, где все сытые, бравые, с большими семьями и в хорошей обуви. Да тут и обсуждать было бы нечего, если бы это исходило не от власти и не в тревожный для всех час.

   Дело знаковое – но и знакомое. После хулы на св. Бориса и Глеба и неоднократного выражения симпатии февралистам 1917 г. реплика о «Николае Кровавом» вполне закономерна. Важна как личное свидетельство говорящего о себе. Всё то же: «я только управленец». Но это в пушкинской «Метели» новобрачная в ужасе восклицает: «Ай, не он! не он!» А нам почти сто лет спустя после 1917 года это уж не ново. Про Царя Ивана Васильевича и управдома Буншу Булгаков в каком году написал? – в 1936-м. А ведь, между прочим, лично симпатизировал Сталину.

    Давно уже было сказано: «Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди». В этом суть явления Державной иконы. А управленцы, раз они, по их собственному свидетельству, только управленцы, за свои слова отвечают сами.  Несогласие наше выражается немедленным личным неприятием хулы (сразу и на месте, а не потом и на митинге) и молитвой ко Св. Царственным Мученикам.

   Старец Николай Псковоезерский  всё об этом уже сказал: «Надо всем просить святого Царя-Мученика Николая, чтобы не было войны в мире… Над Россией постоянно нависает меч страшной войны… Нам Господа грешно учить и говорить Ему: не посылай войны! А Царь Господа умолит… Бедная Россия! Сколько она терпит! Начали с Сербии (сказано в 1999 году), чтобы втянуть и благочестивую Россию… Мир наш грешный, конечно, заслужил войну… Но вот храмы восстанавливаются, Божественная Литургия совершается, Евангелие проповедуется… Господь помилует! Молитва святого Царя Николая отводит гнев Божий. Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как он там плачет за нас! Умоляет Господа за всех и за весь мир. Царь по нам плачет, а народ о Нем и не думает!.. От такого непонимания и нераскаяния не исцеляются раны на теле России. Надо молиться, поститься и каяться…»

   Великий Пост 2014 начался с тревожных новостей, ошеломивших весь мир. Оказывается, Первую Мировую войну, Великую войну, нельзя забывать. Более того, нельзя вспоминать просто так, на словах. Хотим мы или не хотим –  почтим память вставанием. "Стой со страхом".  –"Помни войну"1.

Наталия ГАНИНА

2/15 марта 2014

Память Державной иконы Божией Матери

 

___________________________________________________________

1 Надпись на памятнике адмиралу С. О. Макарову на площади у Никольского морского собора в Кронштадте.



скачать


Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати