ЧИНГИСХАН: СИМВОЛЫ ВЛАСТИ
Даши Намдаков. Чингисхан. 2003 г.
«Владыка Человечества»
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины Божией полно.
Владимiр СОЛОВЬЕВ.
Как мы уже писали, исследователями в общих чертах выяснено то место, где обитали ближайшие предки основателя Монгольской Империи: Баргузинская долина в Прибайкалье (современная Читинская область):
Камень «Бык» в Баргузинской долине, до сих пор являющийся местом поклонения местных жителей
Известно также место рождения Чингисхана: река Онон в южном Забайкалье, именуемом Даурией.
Одно из природных чудес в выжженной солнцем забайкальской степи вблизи Онона -
Цасучейский сосновый бор, который Л.Н. Гумилев называл «РОДИНОЙ МОНГОЛОВ»
Тем не менее, в связи с личностью Чингисхана, среди прочих, до сих пор не решены две важные проблемы: этническое его происхождение и вероисповедание.
Наиболее древний его портрет, хранившийся в одном из Императорских дворцов Китая, стал известен в 1912 г., после свержения там Монархии.
«Чингисхан, – описывает его ученый из Монголии Д. Баяр, – изображен в монгольской меховой шапке светлого цвета, с косым бортом, широким лбом, с лицом, излучающим свет, пристальным взглядом, бородатый, с заплетенной косой за ушами, весьма преклонного возраста».
Чингисхан. Портрет на ткани, выполненный при его внуке, Хане Хубилае в конце XIII в.
Национальный музей дворца Тайбэй. Тайвань.
Однако и этому портрету верить не приходится: изображение на нем Великого Хана явно китаизировано.
Для того, чтобы стало понятно, о чем идет речь, приведем снимок бюста внука Чингисхана Хана Бату, более известного у нас как Батый:
Бюст Хана Бату в городе Сёгют (Турция).
Из описаний исторических источников известно, что род Борджигинов («синеоких»), к которому принадлежал Чингисхан, были высоки ростом, длиннобороды, светловолосы.
Древнекитайские рукописи II в. до Р.Х. сообщают о «высокорослых пришельцах с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, с окладистыми бородами и рыжими или светлыми волосами». Характерно, что появившихся в начале XVII в. в этих краях русских землепроходцев китайцы сочли за их потомков.
Сведения о пришельцах доходили и до Европы. По словам Плиния, участники цейлонского посольства, прибывшие в первой половине I в. по Р.Х. ко Двору Римского Императора Клавдия, описывали жителей западного Китая, как людей «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами».
Историки называют этих людей тохарцами. Именно ими, а не китайцами, как считалось ранее, был проложен Великий Шелковый Путь, по которому осуществлялась прямая торговля Китая с Европой, а также и вся сопутствовавшая ему цивилизация: храмы, большие города, центры науки и искусства.

Тохарцы, приносящие жертву Будде (кошельки на подносе).
Фрагмент изображения в пещере монастыря Безеклик.
Турфан, Центральная Азия. 900 г. по Р.Х.
Поближе познакомиться с этим народом помогло открытие в 1977 г. их захоронений вдоль Великого Шелкового Пути, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района современного Китая. Захоронения датируются периодом, начиная с XVIII в. до Р.Х. и кончая II в. по Р.Х.
Благодаря особенностям климата а пустыне Такла-Макан, тела хорошо сохранились. Большая часть обнаруженных Таримских мумий (примерно двести) составляют европеоиды: длинные, заплетенные в косы волосы либо рыжего, либо светло-русого цвета.

Реконструкция одной из Таримских мумий, молодой русоволосой женщины,
названной «красавицей Лоулань».
Эта тохарская мумия, раскопанная китайскими археологами в 1980 г., заставляет нас вспомнить о другой находке, сделанной в 1993 г. уже нашими учеными в могильнике Ак-Алаха на плато Укок в Алтае. Среди археологов эту 25-летнюю женщину обычно называют «Принцессой Укока» или «Алтайской Принцессой». Местные жители предпочитают именовать ее Ак-Кадын (Белой Госпожой).
Реконструкция мумии Белой Госпожи. Пазырыкская культура V-III вв. до Р.Х.
Что стало со всеми этими людьми потом? Растворились, смешавшись с местным населением? Ушли?
Кстати, разве нынешние греки или итальянцы соответствуют дошедшим до нас изображениям и описаниям древних греков и римлян? Да и у многих современных китайских православных священников и иерархов, происходящих по прямой линии от уведенных в XVII в. в плен русских «албазинцев», вполне азиатская внешность.
Таримские мумии заставляют нас вновь обратиться к древним китайским книгам и сказаниям, в которых часто встречаются описания легендарных фигур: высоких, голубоглазых, либо зеленоглазых людей, с длинными носами, густыми бородами, рыжими или русыми волосами.
В качестве примера приведем песню «Генерал Лю», сочиненную китайским поэтом Ли Хэ (790–816):
Генерал Лю,
Храброе Сердце,
Верховая езда только на
Алом Зайце…
Даши Намдаков. Генерал. 2010 г.
Герой нашего времени!
ЗЕЛЕНОГЛАЗЫЙ генерал, вы хорошо
знаете,
Воля Бога!
Интересно также то, что древние китайские сказания свидетельствуют о том, что первые Императоры, сыгравшие большую роль в приведении к единству цивилизации Китая, имели зеленые или голубые глаза.
Голубоглазые Императоры Китая. Древняя фреска.
Собственно, также обстояли дела и во многих других крупных государствах. Например, в Египте. Недавние исследования мумий Фараонов показали, что их происхождение не имеет ничего общего с людьми, населяющими эту страну.
С одной стороны, это утверждает нас в мысли о ЕДИНОМ ЦАРСКОМ РОДЕ.
А, с другой, заставляет задуматься о присущих этим людям этике и морали: о дочери Фараона, пожалевшей Моисея и спасшей его от гибели; об обучении будущего вождя евреев при Дворе Фараона; о полученных им от египетских жрецов знаниях; а также и о том, как он отблагодарил за всё это…
***
И тут мы плавно переходим к вопросу о верованиях Чингисхана.
Исследовавшие этот вопрос историк Л.Н. Гумилев (1912†1992) и его друг, тибетолог и китаист Б.И. Кузнецов (1931†1985) полагали, что Великий Хан исповедовал добуддийскую религию Бон, основу которой составляла вера в древнеарийского солнцебога Митру. Центр ее находился в столице Империи Ахеменидов – Пасаргадах, резиденции Кира Великого и Камбиза.
Одно из главных святилищ Митры в боннских рукописях называлось «страной, в которой упорядочивают свастику». Согласно древним источникам, сохранившаяся в Пасаргадах до сей поры гробница Кира Великого, некогда девятиэтажная, называлась «горой свастики»; окружал же ее «сад свастики».
Левосторонняя свастика, обнаруженная археологами на глиняном шаре в одном из тохарских захоронений в Китае.
Интересно, что, согласно исследованиям тех же ученых, основанных на изучении древней тибетской карты III-II вв. до Р.Х., легендарная страна Шамбала, обычно локализуемая в Тибете или Гималаях, в действительности находилась в стране, центральным городом которой были те же Пасаргады.
Таким образом, Шамбала, считающаяся многими одним из духовных центров мiра, является одновременно родиной боннской религии. Само слово Шамбала первоначально обозначало: «сирийская небесная (божественная) вершина». «Очевидно – полагали ученые – это было святилище сирийских божеств для сирийцев, обслуживавших Царский двор, а может быть, поселившихся в Иране при первых Селевкидах».
Не исключено, что некоторые лица из большевицкой верхушки со специфическими интересами (Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский), кое-что слышали об этой локализации Шамбалы. К таким выводам нас подталкивает странный и одновременно малоизвестный факт большевицкого вторжения в Иран (май 1920 – сентябрь 1921) с последующим созданием там Гилянской, а затем и Персидской Советской Социалистической Республики.
О том, что дело было не только в «революционизировании Востока», свидетельствует фигура одного из главных действовавших там лиц: Якова Блюмкина – еврейского боевика, террориста и чекиста. Он был одним из организаторов госпереворота в Персии, а также создателем Иранской компартии.
Вся дальнейшая, после Иранской авантюры, деятельность этого головореза была тесно связана с проектом поисков Шамбалы. После Персии он отправляется в Афганистан, на Памир, в Индию. Целенаправленность его деятельности подтверждается его причастностью к несостоявшейся летом 1925 г. экспедиции А.В. Барченко, а также участием в Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха 1925-1926 гг. Цель (разыскать Шамбалу) в обоих этих предприятиях была заявлена вполне открыто.
Занимаясь по поручению названных нами (и не исключено, что и других) лиц из большевицкого руководства поисками Шамбалы, Яков Блюмкин осуществлял эту деятельность под непосредственным руководством таких известных чекистов, как Г.Г. Ягода, М.А. Трилиссер и Г.И. Бокий, пусть и не всегда ладивших между собой, но единодушных в оценке важности этой проблемы.
Отсутствие результатов, вероятно, не охладило пыл заказчиков и в 1926 г. Блюмкина отправляют представителем ОГПУ в Улан-Батор. Вплоть до конца следующего года он был фактически диктатором Монголии, руководя оттуда спецзаданиями на территории Китая, Тибета и Индии.
Прекращение поисков загадочной страны связано с уходом со сцены заинтересованных в осуществлении проекта заказчиков и, одновременно, высоких покровителей чекиста: 20 июля 1926 г. умер Дзержинский; в 1927 г. Троцкого вывели из состава Политбюро ЦК, исключили из партии, а в январе следующего года сослали в Алма-Ату.
В 1928 г. Блюмкин получил свое последнее назначение – резидентом ОГПУ на Ближнем Востоке. Судя по всему, задачи новых кураторов и его собственные амбиции совпали. Известно, что он организовал на территории СССР сбор еврейских манускриптов и книг. Отбирая наиболее ценные экземпляры в синагогах, а также в государственных библиотеках и музеях, он – через чекистские каналы – вывозил их за рубеж. В 1929 г., по возвращении в Москву, его арестовали и, обвинив в контактах с высланным из СССР Троцким, расстреляли.
Однако «свои» его не забыли: Юлиан Семенов (Ляндрес) увековечил его в образе «молодого Штирлица». (Одним из подлинных псевдонимов Блюмкина действительно был «Исаев».) В 1990-1991 гг. в верхах КГБ поднимали вопрос о присвоении репрессированному чекисту звания «Героя Советского Союза». Посмертно.
Таков был этот искатель страны Шамбалы…

Даши Намдаков. Свет Шамбалы.
Свастика Чингисхана, как и у последователей Бона, в культе Митры и в древнем Иране – левосторонняя, в отличие, например, от правосторонней индийской и, соответственно, буддийской.
Для съемок известного монголо-японского фильма «Чингисхан» (2007), с помощью известных историков, произвели реконструкцию Трона Великого Хана, главным элементом которого был герб: парящая белая птица (кречет) с левосторонней свастикой в центре.
Такая же левосторонняя свастика изображена на большинстве несторианских крестов, которые в обилии находят на территории Монголии, начиная с начала ХХ века.
По свидетельству известного миссионера и ученого Антуана Мостера, «монголы находят несторианские кресты со свастикой постоянно в старых захоронениях или еще где-нибудь; они ничего не знают об их истории, носят их на поясе, особенно женщины. Когда они уходят из дому на пастбище, они замазывают дверь глиной и припечатывают их этим крестом, как печатью».
Находят такие кресты и в северо-западном Китае. Датируют их временем Династии Юань (1271–1368), основанной Ханом Хубилаем (1215–1294), внуком Чингисхана.
Встречается свастика и на золотоордынских монетах. В частности, речь идет об анонимном медном пуле, отчеканенном в 797 год хиджры, соответствующим 1395 г. от Р.Х. Место чеканки, согласно мнению одних ученых, – Новый Сарай, согласно другим – Гюлистан (Город-Сад). В течение 20 лет этот последний город, располагавшийся на Царевском городище (под Волгоградом), был столицей Золотой Орды. Город был стерт с лица земли Тамерланом во время его известного похода.
На оборотной стороне этой монеты была отчеканена свастика, причем двойная и правосторонняя (индийско-буддийского типа). Выбита она была на реверсе, где обычно стояло имя Хана. Возможно, это был период междуцарствия.

На протяжении веков свастика украшала монгольские ковры, ремни, колчаны для стрел, конские уздечки, традиционные женские наряды…
В годы гражданской войны она появилась на погонах Отдельного Тибетского дивизиона и Монгольского дивизиона Азиатской конной дивизии барона Р.Ф. фон Унерн-Штерберга.
Я слышал:
В монгольских унылых улусах,
ребенка качая при дымном огне,
раскосая женщина в кольцах и бусах
поет о бароне на черном коне...
Арсений НЕСМЕЛОВ
Свастический орнамент окаймляет современный герб Монголии.
Древнейший символ – непременный атрибут народных монгольских праздников.


Модель передвижной юрты-ставки Чингисхана на колесах. Ордос. Провинция Внутренняя Монголия. Китай.
«Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство».
ЧИНГИСХАН.
«Мы взяли Берлин, а не противник – Москву. Наша пассионарность оказалась выше немецкой. […] Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.
Кто владеет прошлым – тот владеет настоящим.
Кто владеет настоящим – тот владеет будущим.
Монгольская Империя сложилось в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.
Коронация Чингисхана. Миниатюра из средневекового манускрипта «Книга чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции.
Всего за четверть века, пишут английские историки, Чингисхан завоевал территорию, по площади гораздо большую, чем Римская Империя за 400 лет. Он объединил более 700 племен и народностей – от Японского до Каспийского моря. Будучи военным стратегом, он разработал революционную для своего времени тактику применения легкой кавалерии; ввел бумажные деньги, внедрил почтовую систему, придерживался религиозной терпимости. Однако завоевания Монгольской Империи обошлись покоренным народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.
Карта Монгольской Империи конца XIII в. Общая площадь этого государства составляла около 33 миллионов квадратных километров: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии
Столицей государства стал Каракорум, основанный в 1220 г. после того, как Ставка Чингисхана был перенесена на берега реки Орхона.
Свое имя город получил по названию окрестных гор, что в переводе с монгольского означало «черные камни вулкана».
Современная панорама нового и старого Каракорума
Застройка Каракорума началась после воцарения Угэдэя, сына Великого Завоевателя, в 1229 году. Он воздвиг там «Дворец десяти тысяч лет благоденствия». Каждый из младших Чингизидов также должен был выстроить здесь по дворцу. Затем все постройки обнесли крепостной стеной.
Макет древнего Каракорума
Каракорум был центром производства вооружений и оснащения войск. Во время походов Хан оставлял здесь свою семью.
В 1388 г. город разорили китайские войска Минского государства.
В настоящее время Каракорум находился на территории Монголии
Разбирая государственную символику Монгольской Империи, мы находим в ней немало созвучий с таковой же Киевского Княжества и Московского Царства.
Перед тем, как изложить факты, подчеркнем: мы далеки от мысли о ПРЯМОМ ЗАИМСТВОВАНИИ.
Обращаем внимание лишь на СХОДСТВО и полагаем, что это вряд ли только случайные совпадения.
Прообразом герба Монгольской Империи была тамга Чингисхана – родовой фамильный знак. Само это слово тюркского происхождения означало «тавро», «клеймо», «печать».
Постамент памятника возле Дома правительства в Улан-Баторе с тамгами монгольских родов
Потомок того или иного рода наследовал тамгу своего предка, прибавляя к основному начертанию свой элемент.
Монгольские тамги на монетах см.:
http://info.charm.ru/library/tamgha.htm
Первоначально основным элементом герба Чингисхана, был ворон, а затем сокол.
Вороны на несторианских крестах XIII-XIV вв., которые до сих пор находят в погребениях в Монголии и северо-западном Китае
Даши Намдаков. Ворон
Впоследствии птицы трансформировались в трезубцы или двузубцы, подобные гербу Рюриковичей. Только у последних птица «атаковала, пикируя вниз», а у Чингизидов – «взмывала в небо».
Всадники с тамгами на одном из памятников в Монголии
Другое геральдическое созвучие – Двуглавый Орел. Современный историк из Казани, изучив отрывок из татарской рукописи «Дефтер-и Чингис-наме», обратила внимание на один из клановых атрибутов Великого Хана: «ике баш кара кош» – двуглавую черную птицу (Исхакова Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын Урук): клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане. Казань, 2007).
Одно из первых появлений Двуглавого Орла известно на медных фоллариях, отчеканенных в конце XIII – первой половине XIV вв. на монетном дворе Сакчи (в районе Дуная) с изображением тамги беклярбека Ногая.
Таким образом, на одной монете присутствует одновременно и Трезубец, и Двуглавый Орел.

Следующее появление Двуглавого Орла на золотоордынских монетах зафиксировано при ханах Узбеке и его сыне Джанибеке, правивших, соответственно, в 1313-1341 и 1342-1357 годах.
Появлялся Двуглавый Орел и на крымских монетах хана Тохтамыша, однако именно монеты Узбека и Джанибека имели особое значение. Заключалось оно в том, что они были медные, а потому имели широкое хождение в русских пределах в период, предшествовавший Куликовской битве.

Среди ученых существует несколько версий истории появления Двуглавого Орла на монетах Золотой Орды.
Одни исследователи полагают, что это следствие византийского влияния. Эмир Ногай, ханы Тохта (1291-1312) и Узбек (1313-1341) были женаты на Принцессах из Династии Палеологов, равно как и монгольский хан Ирана Абака, на монетах которого чекана 1280 г. также встречается Двуглавый Орел.
Другие ученые придерживались мнения о восточном происхождении этого символа, обращая внимание на то, что Двуглавый Орел встречается на монетах мусульманских государств Востока еще с конца XII века.
Спору нет, Двуглавый Орел – один из хорошо известных символов Древнего Востока. Он зафиксирован на артефактах Халдеи VI в. до Р.Х. и Каппадокии IV-III вв. до Р.Х. Хорошо известен он также был и в Сасанидском Иране.
Один из листов книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», созданной в 1258 г. иранским ученым и литератором Закарией Казвини (1203-1283)
Сказанное – еще раз повторим – не повод говорить о заимствовании, но возможность задуматься о «странном сближении». (Особенно учитывая двойное – памятуя герб Рюриковичей – совпадение.) «Странное» оно – для нас, потому что не понято и не осмыслено пока что – нами.
Вспомним в связи с этим оброненное когда-то в личном разговоре Ю.Н. Рерихом: «Понимание многозначно».
И еще: толкуя о созвучиях с тем, что находится ныне за пределами нашей страны, вспомним о гораздо менее известных, но более значимых – отечественных.
Речь идет о т.н. «шаманских бляшках» (произвольно названных так археологами). Время их бытования определяется III-XII вв. по Р.Х. Ареал распространения – лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Среди этого культового бронзового литья, более известного как «Чудские древности Рифея» или как «Пермский звериный стиль», – двуглавых птиц немало.



Подобную же двуглавую птицу с неизменной левосторонней свастикой часто находят в несторианских погребениях XIII-XIV вв. в Монголии и на северо-западе Китая.

Ни прошедшие века, до неузнаваемости перекроившие границы, ни возникшие на этом месте другие государства, ни расселившиеся в их пределах иные народы, – все эти глобальные, казалось бы, перемены не превратили Империю Чингисхана, по настоящему, в историю.
После уничтожения выманенной на территорию РСФСР Азиатской конной дивизии барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга и пленения самого генерала, в Монголии, с помощью большевиков из России, был установлен «народно-революционный» режим. Главными его задачами стало упразднение буддийских монастырей, физическое уничтожение ламства и Чингизидов.
Последних выявляли, хватали, уводили в степь и расстреливали, погребая в безымянных братских могилах. Некоторых (исходя из каких-то не совсем пока что ясных соображений) отправляли на территорию СССР в сибирские лагеря, где они безследно исчезали.
Уничтожение всяческой памяти о Чингисхане было одной из приоритетных задач руководства Монголии и позднее. Так, в 1960-х было уничтожено, чудом сохраненное буддийскими монахами Знамя Чингисхана Сульдэ, что в переводе с монгольского означает «жизненная сила», «судьба». Согласно монгольским верованиям, Сульдэ было хранителем не только племени, но и всего народа и войска в целом.

Воины Чингисхана. Скульптурная группа на арке у памятника Чингисхану в аэропорту Улан-Батора
Однако, похоже, ниспровергатели, в конечном счете, просчитались, недооценив жизненную силу Чингизидов. Проведенные исследования показали, что, согласно тестам ДНК, каждый 500-й житель Азии является потомком Чингисхана:
http://alades.livejournal.com/250134.html
После падения прежней власти в Монголии там было установлено более десятка памятников Великому Хану.
Памятник Оэлун (матери Чингисхана). Улан-Батор
В 2008 г. в 54 километрах от Улан-Батора на берегу реки Туул была воздвигнута гигантская конная статуя Чингисхана. Высота ее 40 метров (она считается самой высокой в мiре). Обшита она 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали.
Статуя покоится на 10-метровом постаменте, окруженном 36 колоннами, символизирующими правителей Монгольской Империи от Чингисхана до Лигден хана.
«Великий Потрясатель» простер руку в сторону места своего рождения – реки Онон в Забайкалье. Само место для памятника тоже символическое: именно здесь, по преданию, он нашел золотой кнут.
В соседнем Китае также чтят память своего покорителя. В 2013 г. в городе Сунян провинции Жилин открыли величественный бронзовый памятник Чингисхану в парке культуры его имени.

Целый комплекс Чингисхана построили в Китае в городе Ордосе во Внутренней Монголии. Слово Ордос в переводе означает «Дворцовый комплекс», но при этом оно созвучно также и слову Орда.
Место это также историческое. С XVII в. Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе считалась местом захоронения Чингисхана. Здесь стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками.
«Ордос, – писал посетивший это место сибирский исследователь Г.Н. Потанин, – имеет три святыни – Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана […] На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. […] Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов – очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. […] Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана…»

Мавзолей Чингисхана в Ордосе
В комплексе мавзолея Чингисхана в Ордосе выделяется 21-метровая конная статуя Великого Хана. В руках у него Судьдэ. На постаменте выбита надпись на монгольском языке: «Сын Неба». (Так называл себя он сам.)
Чтят Великого Завоевателя и вне Азии. В 1995 г. решением ЮНЕСКО он был объявлен «самым великим человеком последнего тысячелетия». В Вашингтоне даже планируют установить ему памятник.
С такой инициативой выступила монгольская диаспора США, насчитывающая около двух тысяч человек. По их мнению, статую Чингисхана следует присоединить к пантеону американских президентов, украшающему американскую столицу. Идею одобрили и монгольские дипломаты «Настало время, – утверждают они, – встречи Востока и Запада».
Пока в США собираются с мыслями, в Великобритании это уже сделали.
14 апреля 2012 г. в ознаменование 850-летия основателя Монгольской Империи в Лондоне неподалеку от Гайд-парка установили бронзовую статую работы бурятского скульптора Даши Намдакова.

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II – КАВАЛЕР ОРДЕНА ЧИНГИСХАНА

«В 2 ½ принял с Алексеем монгольское посольство; оно поднесло Мне орден Чингис-хана и нам подарки», – такую запись Государь оставил в Своем дневнике 15 ноября 1913 г. в Ливадии.
Имеется в виду высшая государственная награда Монголии, учрежденная в 1913 г., сразу же после обретенной там независимости.
Предложение создать собственную наградную систему по образцу российской, была сделана министром иностранных дел М. Ханддоржа сразу же после посещения им Петербурга зимой 1912 г. Сами ордена были заказаны в русской столице в фирме Бока и изготовлены в следующем году.
«Орден Драгоценного Жезла» (так называлась эта награда) имел три степени, разделенные, в свою очередь, на классы. К первой степени относился орден Чингисхана, представлявший из себя находившуюся в центре рубиновую ваджру (на санскрите «молния», «алмаз») – ритуальное оружие, символизирующее силу и твердость духа. Предназначался он для награждения Монархов и Наследников Престола, а также глав государств.

В тот юбилейный год 300-летия Дома Романовых монгольские делегации не раз посещали Российскую Империю.
В начале января 1913 г. в Петербург прибыло Чрезвычайное Монгольское посольство.
Крайний слева сидит тайный советник Я.П. Шишмарев. Рядом с ним в первом ряду светлейший князь Ханда-Дорчжи, князь Эрдэни-Джонон-Ширнин-Дамдин, первый секретарь посольство Цырен-Дорчжи. Во втором ряду: драгоман ургинского консульства Цыренпилов, второй секретарь посольства Гомбо-Сурун и переводчик князя Ханда-вана-Дабданов. Фото Боровиковского. «Новое время» 5 января 1913 г.
В краткой заметке в журнале «Огонек» (1913. № 3) говорилось: «Наконец-то наступил для обновленной Монголии исторический день, когда осуществилось горячее, спокон веков лелеемое в степях Гоби желание – переговорить с северным Белым Царем не языком раба Китая, не из под рукава желтой курмы Богдыхана, а в качестве преданного и надеющегося на покровительство маленького, но близкого соседа. Дело в том, что монголы – степняки-созерцатели – веками вынашивают свои исторические традиции и верят в легендарные исторические предопределения, как в непременную Божественную волю. А одна из главных монгольских исторических легенд гласит, что счастливый век Монголии наступит тогда, когда с севера явится “Белый Владыка” и возьмет многострадальный народ под свое покровительство. Этим полумистическим отношением монголов к действительности приходится объяснить, что [..] простой монгол наивно верит, […] что еще не пришел момент “присылки Белым Владыкою настоящих своих представителей”…
Чрезвычайное посольство Хутухты было принято в Царском Селе. Приняты и богатые дары, привезенные монголами. Каковы бы ни были реальные результаты поездки князя Ханда Дорчжи, – надо приветствовать внимательное отношение России к народу, с которым мы связаны и кровным родством, и тесным соседством, и явными для пристального взгляда ближайшими задачами нашей дальневосточной политики».

Монгольское посольство на вокзале Царской ветки в Царском Селе. 1) Светлейший князь Ханда Дорчжи, министр иностранных дел правительства Хутухты, чрезвычайный и полномочный посланник Монгольского государства. 2) Советник посольства князь Дженон Бес. 3) Старший секретарь Цырин Дорчжи. 4) Второй секретарь Бабу Дорчжи. 5) Личный доктор князя Ханда Дорчжи, Марымба Джаму. 6) Состоящий при посольстве тайный советник Шишмарев. 7) Драгоман Цырымпилов. 8) Переводчик Добдапов. Фото Петра Оцупа
Другая монгольская делегация находилась в России, начиная с ноября 1913 г. и вплоть до января 1914 г. Возглавлял ее премьер-министр Монголии Сайн Найон хан Намнансурэн.
Он дважды побывал на приеме у Государя Николая II, неоднократно встречался с членами Императорского правительства, добиваясь признания независимости Монголии с включением в ее состав Внутренний Монголии и Барги.
Российский дипломат И.Я. Коростовец описывал этого, пожалуй, самого влиятельного князя следующим образом: «…Молодой монгол лет 35 с симпатичным, несколько бабьим выражением лица. Он держит себя с большим достоинством и тактом. Оранжевая широкая курма, покрытая вышивками, и высокая монгольская шапка, отороченная мехом и украшенная павлиньими перьями (знак княжеского достоинства) и красными атласными лентами, придают ему внушительный вид».
Журнал «Нива» сообщал: «Монгольская миссия, посетившая Петербург и отправившаяся 12 ноября с.г. на Высочайший прием в Ливадию. Во главе миссии – первый министр Монголии Сайн-Найон Хан. Высшие чины миссии, состоящей из 29 человек: товарищ министра юстиции кн. Удай-Ван, товарищ министра иностранных дел гр. Цырен-Дорджи, товарищ военного министра Чилид-Дорджи, личный секретарь первого министра Цонто-Очир. Из Иркутска миссию сопровождал прикомандированный к ней шт.кап. Габрик; переводчиком при миссии состоит старший драгоман Джан Сарано».

Хан Намасурэн с другими членами монгольской делегации. Петербург.
Не так давно в Российском Государственном архиве кинофотодокументов историки выявили документальный фильм «Пребывание чрезвычайного посла Монголии. Ливадия – 1913 г.», посвященный посещению монгольским посольством Ливадии.
На кадрах запечатлены Император Николай II в сопровождении Дочерей – Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, фрейлины А.А. Вырубовой и группы офицеров, гуляющих по Ливадийскому парку перед встречей монгольского посольства. Титры сообщают: «Ливадия. Пребывание Чрезвычайного монгольского посольства». Затем по дорожке Ливадийского парка проезжает отряд улан, за ними в коляске следует премьер-министр Монголии Сайн Найон хан Намнансурэн и представители монгольской миссии. Далее снято, как после отъезда делегации, после окончания переговоров, с балкона наблюдают Императрица Александра Федоровна, Великие Княжны и др. Следующие кадры переносят нас на борт Императорской яхты «Штандарт», где видны представители монгольской миссии во главе с премьер-министром Монголии.[1]
Эту и другие публикации читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"