(Продолжение; начало см. здесь)
В Саратове и Царицыне

Г.Е. Распутин в гостях у епископа Саратовского и Царицынского Гермогена. Государственный архив Тюменской области. Снимок впервые опубликован в газете «Саратовский листок» (1912. № 65).
Другой узел отношений завязывался у Г.Е. Распутина на Волге: в Саратове и Царицыне.
Правящим архиереем там с 1903 г. был епископ Гермоген (Долганов, 1858†1917).
Ключевую роль в сближении Владыки со странником, несомненно, сыграла как доброе отношение к нему о. Иоанна Кронштадтского, которого Преосвященный глубоко чтил, так и мнение епископа Феофана (Быстрова), к которому он прислушивался.

Епископ Гермоген в бытность ректором Тифлисской Духовной семинарии как-то переправлялся на арбе с семинаристами. На середине реки буйволы неожиданно стали. «Среди нас есть один грешник, – сказал Гермоген. – Пусть он бросится в воду». Кинули жребий. Он пал на одного семинариста. Тот разделся и полез в воду. Испугавшись, буйволы дернули и вывезли.
«С Григорием Распутиным, – рассказывал впоследствии епископ Гермоген, – я познакомился в городе Петрограде в конце 1908 года, как-то осенью, в то время, когда я присутствовал в Святейшем Синоде.
Познакомил меня с ним исправляющий должность инспектора Петроградской Духовной академии архимандрит, впоследствии епископ Феофан.
Последний, знакомя меня с Григорием Распутиным, отозвался о нём в самых восторженных выражениях, как о выдающемся подвижнике».

Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов)
Сибирский странник также произвёл на Саратовского Владыку огромное впечатление.
«…И сейчас ещё помню, – писал князь Н.Д. Жевахов, – отзыв епископа Гермогена, сказавшего мне: “Это раб Божий: Вы согрешите, если даже мысленно его осудите”…»
В том же 1908 г. в епархии появилось еще одно лицо, скрепившее эту неожиданно возникшую привязанность: прибывший из Почаевской Лавры, по приглашению Владыки, иеромонах Илиодор (Труфанов, 1880–1952).

Иеромонах Илиодор и старец Григорий Распутин на пароходной пристани в. Царицыне. Журнал «Церковь». 1911. № 32. С. 779
С приходом нового Архиерея в епархии развернулось монастырское строительство.
В 1906-1907 гг. три благочестивых купца (братья В.Н. и И.Н Рысины и Я.А. Пирогов) обнесли в Царицыне место будущего подворья высоким деревянным забором и поставили там сначала Благовещенскую часовню, а затем маленький – на сто человек – храм во Имя Святаго Духа.
Заведовать архиерейским подворьем Саратовской епархии 1 марта 1908 г. Владыка назначил иеромонаха Илиодора.

Архиерейское подворье в Царицыне в 1907 г. перед приездом о. Илиодора
Так начинался будущий Свято-Духов монастырь, мысль о создании которого горячо поддержал, а потом, чем мог, способствовал ее осуществлению Г.Е. Распутин.
1909-1911 гг. прошли в тесном общении Григория Ефимовича с его новыми друзьями и поначалу единомышленниками. Встречи проходили и в Саратове, и в Царицыне, и в Покровском.

Г.Е. Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор в Царицыне. Государственный архив Российской Федерации

Тот же снимок с автографами из книги Рене Фюлоп-Миллера (Лейпциг, 1927)

Нижняя часть предыдущего снимка с автографами запечатленных на фотографии
Старица Марфа Царицынская

Старица Марфа. Современное изображение по прижизненной фотографии
Обитель воздвигалась по благословению Архиерея. Строительными работами руководил иеромонах. Но душой этого дела была, несомненно, чтимая многими в городе и далеко за его пределами блаженная Марфа Царицынская.
Марфа Семеновна Медвенская (1880†1925) родилась в богатой купеческой семье, с детства отличалась набожностью.
Вскоре после окончания гимназии она поехала в Петербург, где встретилась с о. Иоаннном Кронштадтским, который благословил ее на подвиг юродства, чтобы, отказавшись от всех земных благ, она «ходила и напоминала людям о Боге».
Вернувшись домой, она так и поступила, объявив родителям: «Как батюшка Иоанн благословил меня, так и буду жить».
Первое время Марфа обитала в холодном сарае, стоявшем во дворе родительского дома, а затем – и зимой, и летом – стала жить на городских улицах.

Единственную фотографию Блаженной Марфы сделал, по ее благословению, царицынский фотограф Сергей Павлович Лапшин. Запечатлена на ней Матушка на городском кладбище, куда часто ходила
Духовными советами и исцелениями она быстро снискала любовь и уважение царицынцев. К ней шли толпы народа. У того места, где она обреталась, обычно стояло множество повозок.

Нижняя часть паспарту фотоателье Ф.П. Лапшина, располагавшегося в Царицыне на углу Астраханской и Предтеченской улиц
Приезжавшие порой по нескольку дней ждали, пока матушка Марфа их примет. Обладала она и даром провидения.
Кроме случаев прозорливости в отношении какого-либо конкретного человека, многих поражала в Марфе ее способность видеть события глобального масштаба.
Она предупреждала земляков о начале русско-японской и первой мiровой войны, о революции, гражданской и даже Великой Отечественной войне, оставившей в Царицыне, ставшем Сталинградом, страшный след.
Предсказала в 1911 г. она и цареубийство:
«…Появилась Марфа Семеновна. За плечами она имела маленький мешочек, а в руке – маленький чайничек, не тот чайник, какой она всегда носит с собой, а другой, совсем маленький. Не успела я, как следует, поприветствовать ее, как она поспешно вбежала в зал […]
…Матушка Марфа уже три раза обежала около стен зала. Потом побежала в третий раз, и около каждого окна произносила: “бу! бу! бу!” Потом моментально остановилась посреди зала, и со словами: “вот беда, вот беда, вот беда!”, начала опорожнять свой мешочек.
Из мешочка высыпалось семь куколок, кое-как сработанных, тряпки и несколько сухих головок от давно съеденной воблы. Всё, выброшенное из мешочка, Матушка быстро сдвинула ножками в кучу, плеснула из чайничка немного керосину, чиркнула спичкой и опять со словами “вот беда, вот беда, вот беда!”, подожгла.
И в тот же момент она, еще быстрее, оставила мой дом».

Титульный лист воспоминаний расстриги Илиодора о Блаженной Марфе Царицынской, вышедших в Нью-Йорке в 1943 году
Предметом особой заботы Марфы был монастырь.
Еще в 1904 г. она приходила на Сибирь-гору, приговаривая: «На этом месте зазвонят колокола!»
Блаженная призывала всех оказывать посильную помощь в строительстве Свято-Духовской обители.
Глубоко почитавшие Матушку верующие делали щедрые пожертвования и сами непосредственно участвовали в строительных работах. Для нее в обители построили даже специальную маленькую келлию.
Г.Е. Распутин, каждый раз, когда бывал в Царицыне, старался встретиться со старицей, неизменно приветствуя ее: «Здравствуй, Христова невеста!»
Г.Е. Распутин. Царицын. 1910 г. Государственный архив Российской Федерации. Фото впервые воспроизведено в брошюрке Г.Е. Распутина «Великие торжества в Киеве!» (СПб. 1911)
Почила Марфа 45 лет от роду.
Погребли ее в Свято-Духовом монастыре.
Многие помнили пророческие слова Блаженной: «Хоронить меня будут три раза».
И действительно, после того, как новые власти устроили в обители тюрьму для кулаков, могилу ее перенесли к Алексеевской церкви, а после того, как храм закрыли, – на Центральное городское кладбище, где она покоится и в настоящее время.
Могила Блаженной
Многие ходят к ней на могилку, памятую слова, сказанные ею незадолго до смерти о том, что каждого приходящего к ней она выслушает и поможет.
В настоящее время в епархии готовятся материалы к прославлению Блаженной Марфы.
Царицынский Свято-Духов монастырь
Свято-Духов монастырь в Царицыне. Дореволюционная открытка
Постройка Свято-Духова монастыря была завершена в первой половине 1911 года.
Зимний храм Сошествия Святого Духа на Апостолов был рассчитан на шесть тысяч молящихся. Гостиница обители могла вместить до 500 богомольцев. Аудитория была рассчитана на тысячу слушателей.

Были также помещения для школы, рукодельной, рабочих мастерских, типографии и богадельни. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. К югу от храма находилась площадь с разбитым цветником, фонтаном и бассейном.
«Гора Фавор» в Царицынском монастыре
Всё это иеромонах Илиодор ставил себе в заслугу. Блаженная Марфа пророчески предупреждала его о тяжких последствиях его гордыни:
«–…Неправильно, батюшка, думаешь, совсем неправильно! Так думать, так и Его можно забыть! – она подняла глаза к Небу…
– Как неправильно? А что я думаю неправильно?
– Да разве ты строил монастырь?
– А кто же, матушка? Конечно, я!
– Нет, нет, нет! Монастырь строила я…
– Как, когда, где? – смущенно затараторил я.

Праведница посмотрела на меня еще строже, и уже тихо, таинственно продолжала:
– Разве ты не видел меня под снегом в сугробах?..
Разве ты не видел меня под холодным, проливным дождем в грязи?
Разве ты не знаешь, что я каждый день выпиваю горького “чаю” до нескольких чашек?
Я тебе дала только один раз одну чашечку, и то тебе не понравилось…
Я посылала к тебе людей. Я духом своим, укрепленным страданиями, побуждала жертвовать на монастырь таких, какие здесь никогда и не были.
А ты гордишься и думаешь, что ты выстроил монастырь…
Господь благословил, я с людьми Божьими строила, а ты только помогал нам! […]
…А чтобы не забывался, тебя еще будут гнать.
А ты терпи, как я терплю. […]

Во время этого обличения мой язык прилип к гортани… Я, как выдранный за уши отшлепанный по щекам школьник, молчал. […] А праведница продолжала:
– Потерпишь, потерпишь; а если не потерпишь, то забудешься, зазнаешься, а тогда и Господь забудет тебя… […]
Сам, сам, сам уедешь далеко, далеко уедешь!
Так далеко, что даже из Петербурга не будет видать!..»
Борец и авиатор Иван Заикин

Борец И.М. Заикин
В то время, пока шло строительство монастыря, там появилось немало людей, которые хотели принять участие в Богоугодном деле.
Одни имевшимися у них средствами, другие – личным трудом.
Среди последних оказался известный борец и авиатор И.М. Заикин (1880†1948), широко известный в дореволюционной России под прозвищами «Король железа» и «Капитан воздуха».

Иван Михайлович происходил из бедной сельской семьи Симбирской губернии. На хлеб пришлось зарабатывать с 12 лет.
Попав на работу к купцам-миллионщикам братьям Меркульевым, содержавшими в Царицыне атлетическую арену, он стал, в конце концов, профессиональным атлетом и борцом.
С потрясавшими воображение зрителями номерами Иван Заикин выступал не только в России, но и в странах Европы и Африки, в Америке и даже Австралии.
Но борцовской и атлетической карьеры ему было мало.
Пройдя курсы авиаторов во Франции, он выступил с серией показательных полетов в русских городах.

Иван Заикин со своим учителем Анри Фарманом. Франция
Один из них, когда И.М. Заикин посадил в аэроплан своего близкого друга писателя А.И. Куприна, столь же грузного, как он сам, едва не закончился трагически.
Иван Заикин держит в руках А.И. Куприна (справа) и Будищева
С полетами было покончено. Иван Михайлович пришел к о. Илиодору помогать строить монастырь.
Там же он близко сошелся с Г.Е. Распутиным, близкие отношения с которым он сохранял до самой кончины старца. Свидетельство этого общения – фотография, где все трое сняты вместе.
Фото это публиковалось неоднократно.
Едва ли не впервые в 1910 г. в московском еженедельнике «Искры», затем в 1912 г. в гучковском «Голосе Москвы» и петербургском «Огоньке».
Г.Е. Распутин, И.М. Заикин и иеромонах Илиодор. 1910 г.
Во времена развернутой в прессе клеветнической антираспутинской кампании И.М. Заикин твердо стоял за старца.
Побывав в 1913 г. у Г.Е. Распутина, Иван Михайлович рассказывал журналистам: «Вообще обстановка комнаты такова, что сразу видно, каков её обитатель – отнюдь не важная персона. Живёт Распутин просто…»
«Приходят к нему за советами, за утешением – свидетельствовал И.М. Заикин, – и уходят успокоенными».
«Много времени Распутин, – рассказывал он, – тратит на разъезды к своим сановным почитателям и почитательницам. Так как многие положительно жаждут с ним встречи, а времени у него мало, то он заранее составляет расписание, когда, где и у кого быть».
Давид Бурлюк. «Иван Михайлович Заикин». Сибирь. Август 1920 г.
Весной 1913 г. И.М. Заикин приходил к Григорию Ефимовичу ходатайствовать за расстриженного к тому времени Илиодора.
Григорий Ефимович сказал ему: «Порицаю Илиодора за то, что он сначала народ душой своей к себе расположил, а потом в отречении сказал, что обманывал. Всё это-то меня более всего и потрясло и за это его я более всего порицаю. Любви к нему у меня теперь нет, а осталась жалость; любить его я не могу потому, что он нехристь. Но жаль! Много я за него хлопотал, но ходатайства успеха не принесли.
Во время недавней поездки в сферы, по словам Распутина, его встретили фразою: “За Илиодора не проси!”».
На вопрос И.М. Заикина, «каково положение еп. Гермогена», Григорий Ефимович ответил: «Пожалуй, безвозвратно».
Давид Бурлюк. «Борец Заикин». Владивосток. 1920. Музей имени Арсеньева
Продолжал ли после этого И.М. Заикин общение с опальными своими друзьями, неизвестно. А вот Г.Е. Распутина в сердце держал.
Сразу же после получения известия о покушении на Григория Ефимовича в Покровском летом 1914 г., он телеграфировал: «Молю Бога об укреплении вашего душевного и физического здоровья».
Во время гражданской войны И.М. Заикин поселился в Кишиневе, не оставляя город ни в 1940 г., после присоединения Бессарабии к СССР, ни позднее.

Дом на улице Каменоломной (ныне Заикина) В Кишиневе, в котором жил Иван Михайлович

Скончался он в 1948 г. на 69-м году жизни и был похоронен на Центральном Всехсвятском кладбище.

Могила И.М. Заикина

Ольга Владимiровна Лохтина

Царицынские паломники на корабле «Великая Княжна Ксения». Июль 1911 г. На верхней палубе (в середине, прямо перед дымовой трубой) – О.В. Лохтина
Тесно связана была с Г.Е. Распутиным и одновременно с иеромонахом Илиодором Ольга Владимiровна Лохтина, на петербургской квартире которой одно время жил Григорий Ефимович, о чем мы уже писали:
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/35967.html
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/36128.html

О.В. Лохтина на крыльце дома в хуторе Морозовском, в трех верстах от «Новой Галилеи», в которой после расстрижения жил С.М. Труфанов. 1914 г.

Земляная хата на хуторе Морозовском, в которой жила О.В. Лохтина. 1914 г.

Строящийся в хуторе Морозовском на личные средства О.В. Лохтиной дом для старушки Калмыковой. 1914 г.
Конец одной дружбы

Ярославское Синодальное подворье в Петербурге. Современный снимок
Дружба (или, по словам Г.Е. Распутина, «жизнь во Христе») закончилась 16 декабря 1911 года.
Одержимые завистью, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор заманили Царского Друга на Ярославское Синодальное подворье в Петербурге, дерзнув на физическую расправу.

Надпись Г.Е. Распутина на его совместной с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором фотографии
Место преступления до сих пор существует (нынешний его адрес: набережная лейтенанта Шмидта, 39).
Первоначально называлось оно Ростовским Архиерейским подворьем. Основали его в 1718 г., а уже в 1799 г. оно перешло к Ярославским архиереям, а в 1833 г. – к Св. Синоду.
Одно из мест совершения преступной акции – храм ярославских чудотворцев Святых Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина, занимавший второй этаж здания и выходивший пятью окнами на Неву. В церкви, как правило, служили жившие на подворье архиереи.

В публикациях в русской прессе общий некогда снимок был разделен. Обложки московского иллюстрированного еженедельника «Искры» 1911 и 1912 гг.

После этого вопиющего случая последовало наказание. Владыку 17 января 1912 г. отправили «под начал» в Жировицкий монастырь, а иеромонаха – во Флорищеву пустынь Владимiрской епархии.
Жировицкий монастырь в Гродненской губернии
Далее «друзей» ждали разные судьбы. Епископ, как пострадавший «при царизме», получил при Временном правительстве назначение на Тобольскую кафедру (8.3.1917), на родину убиенного уже к тому времени Г.Е. Распутина, перед которым, по свидетельству встречавшихся с ним лиц, он покаялся (причем чудесным образом в самый день убийства) за то, что вероломно гнал его.
Погиб Архиерей от рук большевиков. В половине первого ночи 16 июня 1918 г. Владыку вывели из трюма парохода «Ока» на палубу. До последней минуты он молился. Палачей, привязавших к его ноге камень, – благословил...
Тело епископа Гермогена вынесло на берег Туры.

Крест на берегу Туры у Покровского в память находки тела Священномученика в 1918 году
3 июля (память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского) его обнаружили крестьяне с. Усольского, а на следующий день (в день убиения Св. Царственных Мучеников) предали земле.
21 июля тело перевезли в Покровское. Здесь его опознали.
Отпевали его в приделе храма, построенном усердием Г.Е. Распутина.
27 июля при громадном стечении молящихся тело Священномученика перенесли из Покровского храма на пароход «Алтай», доставивший его к вечеру следующего дня в Тобольск, где 2 августа погребли в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе, на месте, где ранее почивали мощи Святителя Иоанна Тобольского.
Надпись Ч. Гиббса (воспитателя Цесаревича Алексия) на сделанной им фотографии «Монахи и священники, высаживающиеся в Покровском (селе Распутина), чтобы принять участие в следствии по делу епископа Гермогена, убитого большевиками». Запись в дневнике Матрены Распутиной (23.7.1918): «Приехала комиссия искать тело убитого Гермогена…»
Свидетелем всех этих событий была дочь Григория Ефимовича – Матрена, описавшая их в своем дневнике: «Я сильно плакала, вспомнила сейчас же папу, как его отпевали...»
В 1981 г. епископ Гермоген был прославлен Собором Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2000 г. – на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Летом 2005 г. обрели мощи Новомученика.

Икона священномученика Гермогена
Иеромонах Илиодор пошел по иной дорожке.
В октябре 1912 г. он обратился в Св. Синод и к своим почитателям с посланиями, в которых заявлял об отречении от Веры и Церкви, прося прощения у евреев.

Флорищева пустынь – место ссылки Илиодора
Сняв с себя сан и расстригшись, бывший монах возвратился в первобытное состояние.
Донской казак Сергей Труфанов женился, наплодил детей, параллельно основав «новую веру». При этом он не забыл прошлых обид и, направив руку неуравновешенной сифилитички, предпринял еще одну попытку убить Григория Ефимовича.
Троицкий храм во Флорищевой пустыни
После неудачи летом 1914 г. он вынужден был бежать за пределы России. Жил сначала в Норвегии, а с июня 1916 г. в США, где его поместили в еврейской семье.
Написав и издав полную лжи о Г.Е. Распутине книгу, Труфанов, сразу же после большевицкого переворота, вернулся на родину, где сотрудничал с ЧК, установив тесные контакты с захватившими власть революционерами, прежде всего с Лениным и Дзержинским.
В 1919 г. в Царицыне он создал мистическую коммуну «Вечного мира», провозгласив себя «русским папой» и «патриархом».
«Служение свое он начал с провозглашения многолетия советским вождям. Высланный в 1922 г. в Америку, он перебрал там все веры, побывав у старообрядцев-безпоповцев и других сектантов.
Пытался устроить он и свой особый «илиодоровский храм», заявив: «Их Бог – не мой бог».
Всё это не помешало ему перед войной вступить в переписку с находящимся во Франции архиепископом Феофаном (Быстровым), видимо, не без поддержки которого в Америке Труфанов ходил в храм духовного чада бывшего Полтавского архиерея – Экзарха Русской Православной Церкви в США архиепископа Вениамина (Федченкова).
Скончался Труфанов в Нью-Йорке, будучи баптистом, зарабатывая себе на пропитание уборкой в страховой фирме.
(Продолжение следует)
Эти и другие материалы читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"