Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Статьи

 

УРОК ИСТОРИИ

Автор:  Протоиерей Геннадий Беловолов

 

 

Урок истории

Как день 100-летия без Царя провести с Царем


belovolov_01.jpg

Есть такие исторические дни и даты, которые хочется не пропустить, встретить, обязательно как-то как-то особенно провести, что-то сделать, где-то побывать, с кем-то разделить этот день, - одним словом, есть глубокая внутренняя потребность пережить эти дни.

Именно к таким датам я и отнес сегодняшний день — 2/15 марта, день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича.
Еще загодя я думал, как мне его отметить, где побывать? Хотелось где-нибудь помолиться в этот день, может быть, посетить Псков, побывать в том месте, где 100 лет назад произошло это судьбоносное событие, перевернувшее историю Россию. А может даже съездить в Коломенское, где 100 лет назад явилась Державная икона Божией Матери.
К сожалению, не получилось ни то, ни другое. Но сейчас, когда этот день уже прошел, могу только сказать, что я его провел - лучше не придумаешь.

Дело в том, что где-то месяц назад директор Павловской гимназии №209 (что в историческом здании Павловского института благородных девиц на ул.Знаменской) Дмитрий Георгиевич Ефимов пригласил меня на организационное совещание по проведению в школе учебного мероприятия памяти 100-летия «отречения» Царя. Была намечена большая программа, включавшая также выпуск школьной газеты, выставки, и даже памятных значков. Я только высказал пожелание не оказаться в плену у даты, не зациклиться на "отречении", а больше рассказать о достижениях эпохи Николая, о том наследии, которое он нам оставил.

Мне же Дмитрий Георгиевич предложил провести в школе открытый урок, посвященный памяти императора Николая Александровича. С одной стороны это нарушало мои планы, к примеру, побывать в Пскове, и даже послужить литургию было уже проблематично. Но с другой стороны встретиться с нашими детьми, сказать им слово о Государе, спросить их, что они об этом всем думают, - разве можно отказаться от такой возможности? Я решил, что это важнее всего.

Ради этого урока мне пришлось оставить мой дальний приход и приехать в Санкт-Петербург.

В школе чувствовалась приподнятая атмосфера. Уже на входе мне вручили специальный выпуск школьной газеты «Павловская гимназия», в которой в шапку первой полосы были вынесены слова Ивана Ильина «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение ,по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет...» Буду хранить этот исторический номер газеты.

В коридоре школы была размещена выставка иллюстрация из Коронационного сборника 1896 года, выполненных художницей Самокиш-Судковской, выпускницей Павловского института. Более того к этому дню силами школы был выпущен небольшой альбомчик с этими работами.

Также мне вручили памятный значок коронацией Николая Александровича, на котором была запечатлена одна из картин Самокиш-Судковской. Я его тут же укрепил у себя на подряснике. В этот день я одел на себя так называемый «николаевский» наперсный крест, учрежденный императором в честь своего венчания на царство и ставший первым знаком священнического достоинства в Русской церкви. В этом качестве он используется в церкви до сего дня.

В этот день параллельно в девяти разных классах проводились уроки исторической памяти. А потом в актовом зале должна была пройти большая театрализованная программа, посвященная историческому юбилею.

Накануне завуч школы меня спрашивала, в каком классе я хотел бы провести урок? Я ответил, в каком будет удобнее самой школе меня поставить? Надо сказать, что это был не первый опыт моей педагогической деятельности в этой школе. Об одном из таких уроков прошлой осенью я уже писал у себя в блоге: http://otets-gennadiy.livejournal.com/226692.html. Поскольку тогда я проводил занятие в 9 классе, то автоматом решил, что мне дадут в любом случае старшеклассников, да и тема «отречения» непростая, требует серьезного размышления. Можете представить, как я удивился, когда меня поставили в пятый класс. Мне тут же пришлось перестроиться. Все мои заготовки, подобранные цитаты и цифры оказались не нужны. Компьютер, как и в прошлый раз мне не понадобился (это уже становится какой-то традицией!). Не было смысла проводить урок с элементами обсуждения и дискуссии по теме «отречения». Нужно было просто поговорить о русском царе, о смысле его «профессии», о значении царя для России. Такие неожиданные повороты придают немного экстрима и заставляют думать, как говорят молодые люди, включать мозги.

Урок истории проходил в школьной библиотеке, потому что на меня собрали целых два 5 класса, А и Б. Хотя, что меня удивило, ребята расселись не по классам, а скорее по гендерному признаку: справа от меня в основном мальчики, а слева - больше девочки.

belovolov_02.jpg

belovolov_03.jpg

Я построил урок как разбор переписного листа государя Государя Николая Александровича во время Всероссийской переписи населения 1897 г. Мы с ребятами заполнили анкетные данные русского Царя: ФИО, год и место рождения, вспомнили предков, установили даже, кем доводились Николаю II прежние государи: Александр III — отец, Александр II — дед, Николай I — прадед, Павел I — прапрадед, Петр Ш — прапрапрадед, Петр I – прапрапрапрапрадед. Это было важно, чтобы показать, что для русского царя «история» была не школьным предметом, это была история его семьи, его предков. Мог ли он не любить этот «предмет»?


Так же мы остановились на образовании царя. Что нужно знать, чтобы быть Царем? Ребята назвали с десяток предметов, которые нужно изучить царю: математику, историю, географию, юриспруденцию, языки. Тем более, что все эти предметы преподавали будущему царю лучшие специалисты, часто профессора университета. Из всего этого нашего диалога мне не стоило труда сделать вывод, каким огромным багажом знаний должен был обладать русский царь. Он был без преувеличения был самым образованным человеком России. Тронуло то, что девочки выразили убеждение, что царю нужно обязательно знать чистописание и правописание. Мне ничего не оставалось как согласиться: ведь если царь будет писать коряво, никто не сможет прочесть его указов.

Потом мы дошли до главной графы анкеты, ради которой я, признаюсь, и прибегнул к ней — «род занятий». Я спросил, что написал царь в этой графе? Чем занимался русский царь? Надо сказать, что вопрос заставил помучиться школяров. Были самые невероятные ответы: «полиглот», «генерал», «начальник», «политик», «просто царь».Но тем большее удивление вызвал правильный ответ «Хозяин Земли Русской». Мы с детьми подробно поговорили о том, что, если есть дом, значит в нем должен быть хозяин, который все знает, который всем управляет, который за все отвечает. И у настоящего хозяина нет отпусков, выходных дней и перерывов на обед. Он всегда остается хозяином.

Как бы хотелось, чтобы все эти мысли остались в душах и сердцах этих пятиклашек навсегда.

А дальше я рассказал о том, сколько Государь Император Николай Александрович сделал в своем доме. Я спросил, кто на чем сегодня приехал в школу? На машине, на метро, на трамвае, - были ответы. «А вы знаете, что все это в России появилось при Николае Втором». Государь первый русский царь севший в автомобиль и ставший заядлым гонщиком. В его царствование Россия села за руль, взлетела в небо (появился самолет), поплыла под водой (появился подводный флот). «А метро?» «Даже проект метро для Москвы был разработан еще в 1902 году и его помешала осуществить вначале революция 1905 года, а потом I Мировая война. При Николае II появился кинематограф (кстати, первый кадр русского кино была съемка церемонии венчания на царство Николая II), цветная фотография.
Сколько перемен. И это не говоря о структурных политических изменениях в России
Одним словом, Государь Император Николай Александрович изменил Россию не меньше, чем реформатор Петр Великий.

Так получилось, что об отречение я не успел сказать ни одного слова. Как бы его и не было. А может, так и нужно было...

В общем, 45 минут урока, не прошли, а пролетели. Когда прозвенел звонок, мне показалось, что прошло всего минут 10-15, не более. Надеюсь, что детям показалось тоже самое. По крайне мере, некоторые школьники подходили и благодарили, хотя это не входило в их этикетные обязанности.

А потом было главное мероприятие в актовом зале. Зал на 300 мест был заполнен почти полностью. На сцене была сделана силами школьников декорация — летящий самолет-биплан и мчащаяся машина как символы царствования Николая Александровича. Была показана театрализованная композиция, в которой была представлена эпоха Николая II — со множеством событий, фактов, цифр и имен. Мы увидели царствование последнего императора глазами учащиеся в стилизованных одеждах начала века. Было много песен, танцев. Играл духовой оркестр. Трудно все рассказать. Вот уж точно сказано, что лучше один раз увидеть. За каждым номером и сценкой стояла большая работа школьных учителей, организаторов.

Самое главное, что царствование Николая Второго было показано как время взлета, духовного подъема. Россия предстала сильной прекрасной страной, которую невозможно не любить и которую тем более жалко было потерять. Сто лет спустя мы еще раз поняли, кого мы потеряли, чего нас лишили...

А в заключении на сцену вышел сводный школьный хор, это около ста учащихся, как будто специально для символики сегодняшнего дня, и они исполнили великий гимн царской России «Прощание славянки» - "Встань за веру Русская земля..." Этот марш всегда производит какое-то бодрящее и зовущее впечатление. Но когда его запели 100 детей, это буквально потрясло душу и сердце произвело. Мысль о том, что все это совершается в день 100-летия отречения, что именно в этот день царь остался совершенно один, и был предан и обманут, а теперь спустя сто лет здесь в этом зале он не один, у него есть целый полк русских детей, эта мысль вселяла в сердце глубокое чувство торжества правды. Это был наш ответ государю спустя 100 лет.
Во время детского пения весь зал встал. Все, кого я видел возле себя в ряду, стояли со слезами на глазах.

В этот момент я как раз и подумал, как я хорошо, что я сегодня попал в эту школу, как чудесно этот день я провел с детьми. Лучше провести это день я бы не придумал и не желал. Не знаю, проводилось ли вообще где-нибудь в нашем городе хотя какое-то мероприятие, посвященное скорбному юбилею. Да, были какие-то конференции, круглые столы. Но это все в узком кругу и для узкого круга. Я думаю, ничего подобного тому, что было в этот день в Павловской гимназии не было нигде. Надо отдать должное инициативе, смелости и мужеству директора школы, который решил и решился провести такое мероприятие. О нем не скажешь «трусость и обман».
Можно ли представить себе нечто более достойное памяти Государя, нежели эти светлые слова и радостные песни русского юношества. Ведь они и есть те, ради которых царь принес себя в жертву.
После это представления Дмитрий Георгиевич пригласил почетных гостей в директорскую на чай. Мы поделились восторженными впечатлениями, поблагодарили организаторов.
Среди гостей были представители общественной организации «Конвой Святого Царя Страстотерпца Николая», которую возглавляет неутомимый почитатель царя-мученика архимандрит Гавриил (Коневиченко). Они были одеты в праздничные красные облачения исторического конвоя императора Николая. Среди конвоиров был Вячеслав Поляков, который оказался внуком Кирилла Ивановича Полякова, камер-казака при императрице Марии Федоровне, который сопровождал ее во время вынужденного выезда из России в 1919 году.
Представители этого Конвоя прибыли в гимназию на мероприятие по благословению своего духовника с особой миссией. Они вручили директору школы награду, учрежденную этой организацией — орденский знак «Император Николай II». Не нужно было объяснять, за что удостоен Дмитрий Георгиевич этой награды. То, что он делает заслуживает самых высоких наград. Это настоящий прорыв в школьном образовании, прорыв блокады подлинной русской истории. Он смущенно поблагодарил.
Правда, после этого смутиться пришлось и мне. Совершенно неожиданно, без всякого предупреждения Вячеслав Поляков сказал, что решением их организации к этой награде представлена и моя персона. Хотя я понимал, что эта награда носит, так сказать, почетный характер, тем не менее, не скрою, получить орденский знак с изображением Государя Императора Николая Александровича в 100-летия его «отречения» да еще из рук внука личного царского конвоира для меня была действительно высшая царская награда. Для меня это был знак, что царь никогда не отрекался от своих верноподданных, от тех, кто ему хранил и хранит верность.
Хотел бы принадлежать к этим верным...
В таких случаях говорили: «За веру, Царя и отечество!»

belovolov_04.jpg

"Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — все кипит..."

 

belovolov_05.jpg

"Славься, славься, ты Русь моя! Славься, ты Русская наша земля!"

 

belovolov_06.jpg

«Нет такой жертвы, которую я бы не принёс, чтобы спасти Россию» (Николай II)

 

belovolov_07.jpg

Россия,которую мы потеряли...

 

belovolov_08.jpg

Все мы — дети Великой Державы,
Все мы помним заветы царей,
Ради Родины, Чести и Славы
Ты себя никогда не жалей.

 

belovolov_09.jpg

"На фоне Батюшки-Царя снимается семейство..."

 

belovolov_10.jpg

В гостях у Дмитрия Георгиевича Ефимова в директорском кабинете

 

belovolov_11.jpg

Заслуженная награда директору гимназии - орденский знак "Император Николай II"

 

belovolov_12.jpg

Благословение иконой Царя-Мученика

belovolov_13.jpg
Такой же орденский знак мне, недостойному


belovolov_14.jpg
В руках николаевский орден, на груди николаевский крест.


belovolov_15.jpg
Вместе с Вячеславом Поляковым, внуком Кирилла Ивановича Полякова, верного камер-казака при императрице Марии Феодоровне

 

Источник: Дневник протоиерея Геннадия Беловолова

 




Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати