Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Статьи

 

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Дар Божий

 

Феодоровская икона Божией Матери. Успенский собор, Кострома. 1910 г. Фото С. М. Прокудина-Горского

 

Чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — царская икона. Перед этим образом 27 марта (14 марта по ст.ст.) 1613 года получил благословение на царство Михаил Романов.

 

В 1913 году, во время празднования 300-летия дома Романовых, посещали Кострому и поклонялись чудотворной иконе Пресвятой Богородицы святой Царь-страстотерпец Николай Александрович с супругой Александрой Феодоровной и детьми, и преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

 

Феодоровская икона Божией Матери была издревле защитницей нашего Отечества. Принятая в благословение от отца великим князем Александром Невским, она была его моленным образом и несомненно участвовала во многих его сражениях. В 1262 году она защитила город Кострому от разорительных набегов татарских полчищ. Огненные лучи, просиявшие от лика Богоматери, икону Которой несли впереди себя русские дружины, обратили в бегство неприятеля.

 

Существуют различные объяснения именования иконы Феодоровской. Одни связывают это с именем отца Александра Невского, благословившего его чудотворным образом. Другие — с именем небесного покровителя отца святого благоверного князя, преподобного Феодора Стратилата. Отметим, что у получившего благословение на царство перед этим образом юного боярина Михаила отчество было Феодорович. Это не менее удивительно чем то, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре, а завершилась в доме Ипатьева.

 

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая Царица Александра Феодоровна и святая Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

 

Как созвучно принятие этого нового рождения от Господа с седьмым правилом Второго Вселенского Собора — о порядке введения в Церковь приходящих к вере! «В первый день делаем их христианами, во второй — оглашенными, в третий — заклинаем их и заставляем пребывать в Церкви и слушать Писания (в истинном толковании), и тогда уже крещаем их». Тому, что называется «делать христианами» в установлениях Церкви, соответствовало у нас наречению младенцам имени. Имя тотчас вносилось в списки Церкви, называемые у древних «диптихами». Это значит в списки святых. Так как все принявшие крещение должны быть святыми. Как приняли святая мученица Царица Александра Феодоровна и святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна свое прекрасное именование? Их отчество — от Небесного Отечества, по благодати Феодоровской иконы Божией Матери.

 

Приведем два важных исторических свидетельства об этой иконе. Первое — о чудесном хранении ее Промыслом Божиим, приводимое известным историком и краеведом XIX века: «Деревянный храм, в котором была поставлена икона, сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня невидимой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе». И в ХХ столетии грозные события не миновали ни Кострому, ни чудотворный образ. Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Феодоровскую икону Божией Матери не дает умереть нашей надежде на восстановление в России православной монархии?

 

Второе свидетельство — о том, с какой любовью и щедростью икона украшалась драгоценными окладами. На средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Как будто благодарные христиане готовы были отдать Божией Матери все лучшее, что у них есть, и не знали, чем еще ответить на Ее милости. Вот описание иконы, составленное Успенским собором Костромы в начале XIX века.

 

«На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами. К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашками, кольцами и колодками». В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.

 

Мы намеренно приводим столь подробное описание украшений иконы, потому что помним слово святого Иоанна Златоуста о значении церковных святынь. А также мощей христианских мучеников. «Соберите все золото земли, все алмазы, все драгоценности, какие только есть на свете, — говорит святитель, — наши святыни, даже малые частицы наших святых мучеников, бесконечно дороже их. Ибо в них в полноте присутствует благодать Креста Христова и слава Его Воскресения». Мы думаем о благоуханных мощах преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, пребывающих в Гефсимании, а также о сокрытых в безвестности до времени, до всеобщего воскресения, мощах святой Царицы Александры Феодоровны. «Если бы ты знала дар Божий», — говорит Христос, приходя к каждой человеческой душе, ищущей правды. «Что воздадим Тебе, Господи?» — отвечают святые мученики, узнавшие предстательством Богородицы этот дар Божий.

 


Феодоровская икона Божией Матери. Богоявленский монастырь, Кострома

 

Источник текста:  "Русский дом"




Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати