Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

7 января
ЕЖЕ ПО ПЛОТИ РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

25/7 января. ЕЖЕ ПО ПЛОТИ РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. 
В Русской Православной Церкви торжественность Богослужения этого двунадесятого праздника возвеличивается еще воспоминанием поражения французов и бегства их из России в 1812 г.

Воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году.

Воспоминание совершается в бываемом после Литургии благодарственном молебном пении, а потому не должно смущаться положенным здесь коленопреклонением, так как оно не есть коленопреклонение поста и покаяния, а - выражением благодарения. На этом молебне св. Церковь исповедует Сына Божия Правителем царств и народов и возносит сперва многолетие Государю Императору и всему Его Дому, потом вечную память в Бозе почившему Императору Александру Благословенному, избранному Промыслом Божиим для защиты веры и спасения отечества, и наконец - многолетие воинству. Молитва, читаемая на этом молебном пении (печатаемом особой книжкой), изложена в одних изданиях (1826 и 1882) в более пространном виде, в других (1870) - в сокращении, но в том и другом виде одинаково дозволена для чтения на молебне (Указ. Св. Синода 18.3-4.5.1882).

Молитва коленопреклоненная из благодарственного молебствия в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов, и с ними двадесяти язык: Боже Великий и Непостижимый, Отче безначальный, Собезначальный Сыне, и Душе Соприсносущный, осуществуяй не сущая, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя, творяй по воли Твоей в силе небесней и в селении земнем, и дивным Твоим Промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты Святыя Твоея, и приими от нас смиренных и недостойных рабов Твоих, имже велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, серцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Яко не по беззаконием нашым сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашым воздал еси нам. Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя, наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во градех их, дондеже разорятся стены их: и мы ведехом, яко прииде глагол страшный сей на ня и на отцы наша: обаче, прещения Твоего не убоявшеся, и о милосердии Твоем вознерадивше, оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших, и не искусихом имети в разуме и сердце Тебе Бога разумов и сердец, еще же и отеческая предания ни во чтоже вменивше, прогневахом Тя о чуждих. Ихже ради, якоже древле сынов Израилевых, тако и нас объят лютое обстояние, и о их же ревновахом наставлениих, сих врагов имеяхом буиих и зверонравных. Но Ты, Господи Боже щедрый, и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный, и правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, на время мало оставль нас, милостию велиею помиловал еси, и посетив жезлом неправды наша, якоже щедрит отец сыны, тако ущедрил еси нас. Призрел бо еси на скорбь нашу, и на потребление царствующаго града, в немже от лет древних призвася Имя Твое, и на моления наша, яже не на наша правды уповающе повергохом пред тобою, но на щедроты Твоя многия, Господи: и дал еси нам хребет нечестивых супостатов, Благочестивейшаго же Царя нашего Александра Павловича венчал еси оружием благоволения Твоего, да от лица Христа Твоего исчезающе исчезнут яко дым, врази Твои, любящии же Тебе возсияют, яко восток солнца в силе своей. Видехом, Господи, видехом и вси языцы, видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе, Ты убиеши и жити сотвориши, поразиши и исцелиши, и несть, иже измет от руку Твоею. Темже утвердися сердце наше во Господе нашем, вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем. Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Господи, память сего славнаго Твоего посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою, и любовию, и Твоею крепостию ограждени, выну, якоже днесь, поем и славословим Имя Святое Твое. Утверди благословение Твое и на Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России, и Дух Твой Благий да почиет на нем выну. Подаждь во благочестивой державе его пастырем святыню, правителем суд и правду, народу мир и тишину, законам силу и вере преспеяние. О Премилосердый Господи! Пробави милость Твою ведущым Тя: но и неищущым Тебе явлен буди: еще и врагов наших сердца к Тебе обрати: и всем языком и племеном во Единем Истиннем Христе Твоем познан буди. Да от восток солнца до запад, всеми убо языки, единем же сердцем, вси языцы восклицают Тебе гласом радования. 
Возглашение: Слава Тебе Богу, Спасителю всех во веки веков.

Особо торжественно было отмечено в России 100-летие Отечественной войны 1812 года. Еще 2 августа из Смоленска двинулся громадный крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, той самой, перед которой молилось русское воинство накануне Бородинского сражения. Царская Семья встретила чудотворный образ Пречистой на поле 25 августа, где на батарее Раевского у обелиска была отслужена панихида по погибшим воинам. 26 августа, в день самого сражения, там же, на батарее Раевского, в установленном храме-палатке Императора Александра I был отслужен торжественный молебен. В дни торжеств Царская Семья посетила Спасо-Бородинский монастырь. «Конечно, самыми приятными днями было 25 и 26 августа в Бородине, - писал Император Николай II Матери 10.9.1912. - Там все мы прониклись общим чувством благоговения к нашим предкам. Никакие описания сражений не дают той силы впечатления, которая проникает в сердце, когда сам находишься на этой земле, окрашенной кровью 58 тысяч наших героев, убитых и раненых в эти два дня Бородинского сражения. [...] Присутствие на панихиде и торжественном молебствии знаменитой иконы Божией Матери Одигитрии, той самой, что была в сражении, и обнесение ее вдоль фронта войск - это такие минуты, которые редко переживают в наши дни! В довершение всего удалось привезти несколько стариков, помнящих пришествие французов, но самое главное - между ними находился один участник сражения, бывший фельдфебель Войтинюк 122 лет. Подумать только, говорить с человеком, который все помнит и рассказывает всякие подробности боя, показывает место, где был ранен и т. д. Я им сказал стоять рядом с нами у палатки во время молебна и следовать за нами. Они все становились на колени сами и с помощью палок и сами вставали!»

В Высочайшем рескрипте на имя митрополита Московского Владимира 26 августа 1912 г. говорилось: «Сто лет назад, когда первопрестольная столица, а с нею и вся Святая Русь, переживала тяжкую годину нашествия двадесяти язык, православное духовенство, перенося вместе со всем русским народом лишения и невзгоды, оказало Отечеству великую заслугу. Будя в сердцах народа и доблестного воинства пламенную веру в Бога, беззаветную преданность своему Царю и любовь к Церкви и Родине, врагами униженным и поруганным, духовенство, среди ужасов смерти, пожаров и разорения, поддерживало мужество и крепкое стояние за Святую Русь возгреванием надежды на скорое заступление и помощь Божию. Вечно памятными останутся слова, вдохновенно сказанные Преосвященным Августином при встрече в Москве блаженные памяти Императора Александра Благословенного: «С нами Бог. Разумейте, языки, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Господь сил с Тобою, Царь».

Последнее в земной жизни Рождество Христово Царственные Мученики праздновали в Тобольске. В Императорском дневнике читаем: «К обедне пошли в 7 час. в темноте. После Литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божией Матери, привезенной накануне из монастыря в 24 верстах отсюда. [...] Узнали с негодованием, что нашего доброго о. Алексея притягивают к следствию, и что он сидит под домашним арестом. Это случилось потому, что за молебном 25 дек. диакон помянул нас с титулом...»

Священник Алексий Васильев и диакон Евдокимов, который провозгласил многолетие Царю и Его Семье, арестованные революционерами, на допросах держали себя с достоинством. Настоятель прямо заявил, что он не подотчетен «рачьим и собачьим депутатам», а диакон заметил: «Ваше царство минутное, придет скоро защита Царская, погодите еще немного, получите свое сполна». Владыка Гермоген, которому удалось вызволить арестованных и отослать их в Абалакский монастырь (чем спас их жизни), заявил совдеповцам: «Россия юридически не есть республика, никто ее таковой не объявлял и объявить не правомочен, кроме предполагаемого учредительного собрания», далее, «по данным Священного Писания, государственного права, церковных канонов и канонического права, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари и императоры не лишаются своего сана как такового и соответственных им титулов», а потому в поступке о. Алексия Васильева «ничего предосудительного не усмотрел и не вижу». В следующий раз в храм Царственным Мученикам удалось попасть после двухмесячного перерыва на Литургию Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого Поста 7 марта.


 





Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати