Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

31 марта
Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).

18/31. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).

Кончина Царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1584).

По свидетельству Великой Княгини Марии Георгиевны, Императрица Александра Феодоровна, «много читала по истории России XVI и XVII века, и Россия представилась Ей в образе Московской Руси, с ее безконечной преданностью Царю, с ее верою в Царское Самодержавие, возносящееся над всеми сословиями и классами и более всего посвящающее себя служению простому народу. [...] Государыне, принадлежала инициатива прославления и, если окажется возможным, сопричтения к лику святых [...], по Ее мнению, Царя-Мученика и народолюбца [...] Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть "Грозным". Культ этот развивался в Москве у гробницы Царя Иоанна IV гораздо медленнее, чем культ Павла I в Петропавловском соборе. И Его Государыня считала "мучеником-народолюбцем", жертвою боярской клеветы». 

Примечательно, что в этом случае Императрица просто следовала за Русским народом, чутко прислушивалась к сокровенным духовным его чаяниям. Веками на гробницу Царя Иоанна Грозного в Архангельском соборе простой народ клал свои челобитные, свято веря в предстательство перед Небесным Царем Царя земного. Согласно известным специалистам еще с XIX в «Коряжемским святцам» 1624 г., Царь Иоанн Васильевич еще в ту пору почитался святым.
Кстати говоря, интерес Царственных Мучеников к Их Державному Предшественнику относился к довольно раннему времени. Он напомнил о Себе уже в день Коронации 14 мая 1896 г. Сразу же после Венчания на Царство в Успенском Соборе Московского Кремля на праздничной трапезе в Грановитой палате Царь-Мученик пил первый тост из серебряной стопы Царя Иоанна Васильевича. (Между прочим, в той самой палате, в которой незадолго до этого, при Отце Царя-Мученика, Императоре Александре III, было написано изображение Грозного Царя с нимбом.) 

Вскоре после Саровских торжеств, 3 августа 1903 г. почти вся Царская Семья приехала в Псков - Дом Пресвятой Троицы. 5 августа, в предпразднество Преображения Господня Августейшие Паломники прибыли в Псково-Печерский монастырь. Настоятель обители благословил Государя образом Архистратига Божия Михаила. После поклонения святыням побывали в монастырской ризнице. Высочайшие Гости особое внимание обратили на находившиеся там воздух и плащаницу, вышитые Супругой Царя Иоанна Васильевича Грозного Анастасией Романовной, вещи Cамого Ивана Васильевича (столовый прибор, пороховницу, трубу, золотую цепь из червонного золота), перстень Царицы Анастасии, кубок и две братины Царя Феодора Иоанновича.

При посещении Августейшим Семейством кафедрального Троицкого собора г. Пскова 9 августа к Государю с приветственным словом обратился епископ Псковский и Порховский Сергий: «Благочестивейший Государь! Триста тридцать три года тому назад, созидая Самодержавное Русское Царство, на этом самом месте входил в третий Псковский соборный храм Пресвятыя Троицы Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич. То было тоже Царское вхождение, но вхождение грозное; то был ветер раздирающий горы и сокрушающий скалы, то было землетрясение, то был огонь (3 Цар. 19, 11-12). Псков, его пригороды и концы трепетали... Прошли века, и вот ныне в четвертый Псковский соборный храм Пресвятыя Троицы, обновленный при Державе Твоей, входишь Ты, Самодержавный Всероссийский Благочестивейший Государь, с Твоею Царственною Супругою и Твоими Сродниками, и все мы ощущаем глас хлада тонка (3 Цар. 19, 13) и веруем, что с Тобою Господь...»





Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати