Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

23 июня
Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского (1715).

10/23. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского (1715). 

Это был последний Святой, прославленный в годы Царствования Императора Николая II (для сравнения: во время четырех предыдущих Царствований XIX в. было прославлено лишь семь святых). Готовились и другие прославления: Императора Павла I, болярина Михаила Романова, Ныробского мученика и др. Следует особо подчеркнуть, что многие прославления состоялись в земном смысле исключительно благодаря личной настойчивости Царя-Мученика. Митрополит Антоний (Храповицкий), например, вспоминал, «как в одном из заседаний Св. Синода один из иерархов заметил, что нельзя же до безконечности продолжать прославление святых». Настойчивость же Государя в прославлении свт. Иоанна вызвала, по свидетельству современника, «множество толков и явное негодование как среди общественности, так и у иерархов Церкви» (ген. В. И. Гурко). Недовольным претило почитание этого Святого, которое не раз высказывал Г. Е. Распутин.

Благоговейным почитателем памяти свт. Иоанна был епископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин, 1859 †1924). На его запрос Царь ответил 27 августа 1915 г. телеграммой: «Пропеть величание можно, прославить нельзя». В тот же день в 11 вечера Владыка колокольным звоном созвал множество богомольцев и совершил в соборе молебен с пением тропаря свт Иоанну Златоусту, небесному покровителю митрополита Тобольского Иоанна. Царица писала Государю (1.12.1915): «Сегодня Синод постановляет прославление св. Иоанна М. [Архиеп. Серафим] Чичагов нашел в Синоде бумагу, о которой митрополит и все забыли (скандал!), в которой Синод просит тебя разрешить его прославление (год или больше тому назад) и на заголовке которой ты написал «согласен», – значит, они во всем виноваты». Последующее противостояние «негодующих» завершилось прославлением Святителя в следующем году, которое возглавил митрополит Московский Макарий (Парвицкий-Невский). А на всеподданнейшем докладе Св. Синода Государем было начертано: «Приемлю предположения Святейшего Синода с умилением и с тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь Православную».

Молитва святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и всея России чудотворцу*В тяжкую годину бед и напастей, постигших Отечество наше от неправеднаго нашествия врагов буйих и зверонравных, Господь яви тя, Святителю и Чудотворче Отче наш Иоанне, яко солнце пресветлое, согревающее и оживляющее скорбныя сердца наша светом любве и милосердия твоего, разгоняющее облекающий ны мрак уныния, печали, скорби и страданий, и веселящее надеждою на скорое успокоение, мир, тишину и безмятежие в земли нашей. Яви милость твою, Святый Отче, и впредь к нам грешным и недостойным, к земному отечеству твоему – державе Российстей, к стране Сибирстей, ко граду твоему и храму твоему: отпадшия соедини святей соборней Апостольстей Церкви, заблудшия на путь правый настави, возгрей в хладных сердцах наших дух правыя веры, крепкия надежды и любве христианския, помози нам быти верными и послушными чадами Святые Церкве Христовы, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, сирыя защити, бедныя и немощствующие посети твоею милостию, скорбящие утеши, малодушные поддержи, болящие исцели. Ей, просим, не отрини, Святителю Христов Иоанне, грешнаго и смиреннаго моления нашего и услыши нас, припадающих умиленною душею и сокрушенным сердцем перед честною ракою нетленных мощей твоих. Буди нам помошник и покровитель и в сей жизни и по отшествии из нея да сподобимся и мы нескончанныя блаженныя жизни, юже уготова Бог любящим Его. Аминь. 

Особое почитание Царственными Мучениками свт. Иоанна несомненно. В ответ на приглашение на канонизацию Тобольского губернатора Н. А. Ордовского-Танаевского Императрица обещала всей Семьей осенью 1917 г. приехать поклониться св. мощам свт. Иоанна. Перед отъездом из Царского Села Царица писала А. А. Вырубовой, ездившей в Тобольск к мощам свт. Иоанна: «...Нам не говорят, куда мы едем (узнаем только в поезде), и на какой срок, но мы думаем, это туда, куда ты недавно ездила – святой зовет нас туда и наш Друг». Будучи в Тобольске, Царственные Узники передавали записки с просьбой помолиться за близких им у св. мощей; посылали иконки, освященные на мощах. В основном это были двусторонние образки: на одной стороне было изображение свт. Иоанна, на другой – Абалацкой иконы Божией Матери. Известно, что такие иконки получили А. А. Вырубова, С. В. Марков, З. С. Толстая и др. Были и другие образки. Один из них получил генерал В. А. Сухомлинов (1848 †1926) в необычных обстоятельствах: «Когда я сидел в Петропавловской крепости – бедный мой Государь находился в Тобольске – тоже в заточении. На одной из прогулок внутри Трубецкого бастиона, которая сопровождалась часовым, этот последний поспешно сунул мне в руку какую-то бумажку, в которой оказался небольшой металлический, круглый образок. На одной стороне его находилось изображение Богородицы с подписью: «Обр. Тобольск. Бож. М.» («Всех скорбящих Радость – Сост.), а на другой – митрополит и надпись: «Св. Иоанн Митр. Тобол.» Когда я уже был заграницей, лицо, имевшее сношение с Тобольском во время нахождения там Царской Семьи, меня спросило, – получил ли я благословение Государя, которое послано было мне из Сибири?»
Предстательство свт. Иоанна помогало Наследнику в преодолении его тяжкого недуга. Одно время надеясь на освобождение с помощью верных офицеров, Царица-Мученица пожелала объединить их в «Братство святого Иоанна Тобольского» (авг. 1917). Царственные Мученики сожалели лишь о том, что они, будучи в Тобольске, так и не смогли приложиться к св. цельбоносным мощам. «Ужасно было грустно, – писала Вел. Княжна Мария Николаевна из Екатеринбурга, – что нам ни разу не удалось быть в соборе и приложиться к мощам Св. Иоанна Тобольского».

В 1918 г. на этот день выпал праздник Пресвятой Троицы и в Ипатьевском доме была отслужена последняя в земной жизни Царственных Мучеников Божественная Литургия. Из дневника Государя: «10 июня. Троицын день. Ознаменовался разными событиями: у нас утром открыли одно окно [...], в 11 1/2 была отслужена настоящая обедня и вечерня [...] Кроме того гуляли два часа! День стоял великолепный. [...] Воздух в комнате стал чистый, а к вечеру даже и прохладнее». В дневнике Государыни читаем: «Славная погода. [...] Двое солдат пришли и вынули одну из оконных рам в нашей комнате, такой, кстати, чудесный воздух наконец, и одно окно больше не закрашено белой краской. Устроили большое моление с настоящей обедней и вечерней, первое массовое спустя 3 месяца – просто за столом со всеми нашими Образами и с множеством березовых веточек – первый старый священник исполнял службу». Священник Анатолий Меледин и диакон Василий Буймиров «служили обедню и вечерню в продолжении 1 ч. 15 м.» (Из книги дежурств).




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати