Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

13 июля
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

30/13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

Валаамской иконы Божией Матери. 
Иконография этой явленной в самом начале Царствования Императора Николая II иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных прославленных в Церкви икон Богородицы. На ней Богоматерь изображена в рост на золотом облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче – спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, а в левой – держава, увенчанная крестом. Подобные изображения Богоматери в Византии называли – «Николея» («Победная»). На Валааме икону стали называть – «Местная Валаамская». Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров сему месту, и Свое особое присутствие на сем месте, сказав рабе Божией в видении: «ТАМ ЖИВУ, МЕНЯ УВИДИШЬ НА ВАЛААМЕ». Эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал зримым знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. Северный Афон – не сравнение, но второе духовное имя Валаама. Икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери воплотившегося через Нее Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор Свой в Свое сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у Нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская. С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражена полнота достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. По явлению небесной славы Божией Матери эту икону можно было бы назвать «Преображенскою». Богородица зрится на иконе будто огненный столп, в середине которого как на Престоле восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия...

Валаамская Победная Богоматерь открывается как особая Молитвенница и Заступница Российских Государей Императоров. Это заставляет вспомнить о том, что образ Божией Матери «Николея» был в Византии палладиумом Императорского Дома. Это побуждает вспомнить другую великую икону Божией Матери – Державную... Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на Царство Царя-Мученика, а в последний день его Царствования, 2/15 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой явилась Державная икона Богоматери. Эти явленные иконы должны быть поставлены в один ряд, и тогда приоткроется их таинственная связь. На обеих иконах Божия Матерь изображена в красных мафориях наподобие багряных Царских порфир. Обращает на себя внимание, что на этих двух иконах изображен мистический символ Царской власти – Держава: на Валаамской иконе ее еще держит в руках Богомладенец-Христос, на Державной она уже передана Божией Матери; на Валаамской иконе Богоматерь предстоит Царю Царствующих, на Державной Божия Матерь уже восседает как Царица Земли Русской. Поразительно сходны обстоятельства обретения этих чудотворных икон: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Никто не может вспомнить их местонахождение. Иконы приходят как незаслуженный дар Божий Своим людям. Обретение совершается через откровение простым русским женщинам, крестьянкам, хранительницам Православной веры: Валаамская – через Наталью Андрееву, Державная – через Евдокию Андрианову.

Валаамская Победная и Коломенская Державная иконы являют собой некое единство, помогают понять смысл явления той и другой. Они образуют особый «победно-державный» Покров, под которым прошло Царствование Царя-Мученика Николая Александровича. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось крестное несение Российской Державы Царем Николаем II. Можно сказать, Царь совершил несение Державы Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы, от Валаамской Богоматери к Державной. Определение иконографии Валаамской Богоматери как «Победная» помогает за внешним земным поражением Царствования Николая Александровича увидеть духовную Небесную победу.

30 июня / 13 июля 1997 г. стал днем прославления и первого празднования иконы Валаамской Божией Матери в Валаамском монастыре... Валаамская икона стала первой «канонизированной» иконой Божией Матери после 1917 года. Последняя перед нею была – Державная икона Богоматери, прославленная св. Патриархом-исповедником Тихоном. Это еще раз мистически соединяет Державную и Валаамскую иконы, делает само прославление последней еще более духовно значимым... Прославление ровно через 80 лет после Державной – Валаамской Победной иконы Богоматери может знаменовать завершение некоего 80-летнего духовного периода истории Святой Руси и начало нового «победного», знамением которого должна стать Валаамская Победотворная Богоматерь (Свящ. Г. Беловолов).

В этот день в 1918 г. Царь-Мученик сделал в Екатеринбурге последнюю запись в своем дневнике: «30 июня. Суббота. Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправляется, но совершенно разогнуть его не может, Погода теплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем».

Не случайно, видимо, именно в Валаамской обители собор старшей братии, помолившись, решил: от глубокой сердечной любви к Царственным Мученикам прославить их светлую память и молиться им как местночтимым святым. Через некоторое время в Петербурге на Валаамском подворье произошло важное событие. При храме монастыря, рядом с колокольней, находилась неизвестная заброшенная часовня. Господу было угодно оставить в тайне, в честь кого она была устроена и какому святому угоднику молились в ней люди. Силами братии и трудников подворья часовню восстановили. А летом 1995 года 4/17 июля, в день мученической кончины Царской Семьи, после Божественной литургии, под радостный колокольный перезвон, состоялся торжественный крестный ход во главе с наместником Валаамского монастыря архимандритом Панкратием и освящение часовни в честь Святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских. Часовня открылась для богомольцев 13/26 июля, когда Православная Церковь празднует Собор Архангела Гавриила.

Празднование этой первой явленной в Царствование Царя-Мученика иконе установлено Патриархом Алексием II 13 июля 1997 г. в первое воскресенье после памяти свв. прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (28 июня/11 июля), и после дня памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Тропарь, глас 4-й: Богородице Дево,/ на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся,/ пред нею бо на острове Валааме/ мольбы усердно молящихся исполняшеся./ Услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся,/ утверди нас в вере и любви/ и испроси мiрови мир/ и душам нашим велию милость.


 




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати