Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

18 июля
Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).

5/18. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
Кондак, гл. 8: Днесь яко солнце пресветло, возсиявше от земли честныя мощи твоя нетленны обретошася; яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудр собрав, и добре паствил еси; о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, и Императору победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся Сергие Богомудре.

Тезоименитство Великого Князя Сергия Александровича (4.2.1905), супруга преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
День убиения Алапаевских мучеников: преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы* и инокини Варвары, Великого Князя Сергия, Князей Иоанна, Константина и Игоря, князя Владимира и раба Божия Феодора (1918).

Тропарь, гл. 1: Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси, милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мучинице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак, гл. 2: Величие и подвига веры кто повесть: во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителях взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша. 

В самом начале апреля 1918 г. из Петрограда в Вятку с правом свободного проживания были высланы Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Павлович Палей. На службы они ходили в собор блгв. Вел. Кн. Александра Невского. Здесь Кн. Иоанн Константинович, приняв посвящение в иподиакона, участвовал в богослужениях. Меньше чем через месяц пребывания в Вятке узников переместили в Екатеринбург и поместили в гостиницу. Известно, например, что Пасхальную заутреню (22.4/5.5.1918) князь В. П. Палей (по его собственным словам в письме) отстоял в Екатерининском кафедральном соборе, хотя екатеринбургские газеты о его прибытии сообщали 4/17 мая. Те же газеты сообщали о прибытии Вел. Кн. Сергея Михайловича и Князей Константиновичей 26 апреля/9 мая. Первый поселился в квартире б. управляющего Верхне-Камским банком Аничкова (второй этаж дома на углу Успенской улицы и Главного проспекта). Вторые – напротив, в номерах Атаманова (гостиница «Эльдорадо», впоследствии здание НКВД).

Во вторник Светлой седмицы (когда празднуется Иверская икона Божией Матери), 24 апреля/7 мая (память прп. Елисаветы чудотворицы) в Москве была арестована Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и в сопровождении келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой и сестры Екатерины Петровны Янышевой отправлены поездом в Пермь. Здесь недолгое время «Августейшая Молитвенница» пребывала с сестрами в Успенском женском монастыре (где она побывала еще перед войной, летом 1914 г.), утешаясь ежедневным монастырским богослужением. Вскоре их переместили в Екатеринбург, где одной из сестер удалось близко подойти к Ипатьевскому дому и через щель в заборе увидеть даже самого Государя. Недолгий приют предоставил им Ново-Тихвинский монастырь, откуда вскоре будут носить съестное Царственным Мученикам в Ипатьевский дом.

Во вторник Фоминой недели 1/14 мая все находившиеся в Екатеринбурге принадлежавшие к Царскому Дому (кроме самих Царственных Мучеников) получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии. Алапаевские мученики прибыли туда 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Их поселили в Напольной школе, при которой имелась часовня. Заключение узников Дома Романовых разделяли управляющий делами Вел. Кн. Сергея Михайловича Ф. М. Ремез, лакей кн. Палея – Ц. Круковский, доктор Вел. Кн. Сергея Михайловича Гельмерсен и лакей Кн. Иоанна Константиновича – Иван Калинин.

Первое время режим был более свободным: разрешалось посещение церкви в сопровождении красноармейца. 8/21 июня, по указанию из Екатеринбурга, был введен тюремный режим. Сестра Екатерина, врач и оба лакея были удалены.
5.7.1918 Алапаевских узников вывезли из города. И там в 18 километрах убили, ввергнув в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская. Перед смертью Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна громко молилась и крестилась, говоря: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают».

«Алапаевское убийство, – пишут современные исследователи, – отличалось от Екатеринбургского расстрела [...] Несколько вопросов ставили следователям обстоятельства сокрытия трупов. Кое-кто усматривал в их расположении на разных уровнях шахты признаки ритуального захоронения и хорошее знание убийцами степени родства жертв. [...] Неразорвавшиеся «бомбы» и тела убитых чередовались. Ближе к поверхности находились трупы менее родовитого Палея, Яковлевой и Ремеза, глубже в шахту – старших из заключенных».

15/28 сентября Алапаевск был освобожден от большевиков. Было открыто дело о тройном убийстве в пределах Пермской губернии Царской Семьи и Членов Дома Романовых и их верных слуг. 8/21 октября их шахты извлекли тело Ф. М. Ремеза; 9/22 октября – инокини Варвары и князя В. П. Палея; 10/23 октября – Князей Императорской Крови Константина Константиновича и Игоря Константиновича, Великого Князя Сергея Михайловича; 11/24 октября – Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и Князя Императорской Крови Иоанна Константиновича. Пальцы правых рук прпмцц. Вел. Кн. Елисаветы и инокини Варвары, а также Кн. Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения. На груди Великой Княгини был обнаружен «завернутый в вощеную бумагу и мешочек с лентой через шею, массивный среднего размера образ Спасителя, усыпанный драгоценными камнями, на обратной стороне которого на бархатной, вишневого цвета рамке золотая пластинка с надписью: «Вербная суббота 13 Апреля 1891 г.» (дата присоединения к Православию Преподобномученицы). По одним сведениям эта икона – подарок ей Императора Александра III; по другим – подарена Царем-Мучеником незадолго до отречения. В кармане пальто Кн. Иоанна оказалась «деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: «Сия святая икона освящена». И: «На молитвенную память отцу Иоанну Кронштадтскому от монаха Парфения. (Афонского Андреевского скита) г. Одесса 14 Июля 1903 г.»

Тела Алапаевских Мучеников были обмыты и одеты как смиренные рабы Христовы в убогие белые саваны. Их заключили в футляры из кровельного железа, вложенные в деревянные простые гробы, которые поставили в кладбищенскую церковь, где совершались панихиды и читалась неусыпающая псалтирь. 18/31 октября соборне была отслужена заупокойная всенощная. На следующий день в Свято-Троицком соборе, куда перенесли гробы, была отслужена заупокойная Литургия, после которой их перенесли в специально устроенный в южной стороне алтаря склеп.
Из-за угрозы большевиков 1/14 июля 1919 г. гробы Мучеников в сопровождении игумена Серафима (Кузнецова) и послушников Максима Канунникова и Серафима Гневашева отправили по железной дороге. 17/30 августа они прибыли в Читу и помещены в Читинский Богородицкий женский монастырь. 26 февраля (11 марта) 1920 г. тела Мучеников были отправлены в Китай; прибыли в Пекин 3/16 апреля в Светлую пятницу. После заупокойной службы гробы временно поместили в одном из склепов на кладбище Духовной миссии, позже переместив в специально устроенный склеп при храме во имя Всех Святых, от века Богу угодивших на месте упокоения честных останков православных китайских мучеников за Христа убиенных во время т. н. боксерского мятежа 1900 года. (В 1945 г. этот храм отошел к Русской Православной Церкви. В 1954 г. он был закрыт. Участок русской земли был занят советским посольством. Храм был снесен, а на его месте разместилась детская площадка и другие постройки посольства.)

Через 8 месяцев гробы Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары 17 ноября были отправлены из Пекина в Тянь-Тзинь, откуда 18 ноября пароходом – в Шанхай. После прибытия 21 ноября в Шанхай 2/15 декабря их отправили морем дальше. 13/26 января 1921 г. пароход прибыл в Порт-Саид. 15/28 января их встречал Иерусалим. 15/30 января чин погребения совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного сонма духовенства. Местом упокоения Мучениц была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании, с тех пор называвшаяся русскими «Царской». В ногах гроба Великой Княгини поставили шкатулку, всюду сопровождавшую ее. В ней находился оторванный взрывом палец Вел. Князя Сергия Александровича и прядь волос Царственного Мученика Цесаревича Алексия Николаевича.

Преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара прославлены Русской Православной Церковью Заграницей с сонме Новомучеников и исповедников Российских. Торжество прославления происходило 31 октября и 1 ноября 1981 г. в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке. В праздник Святых Жен Мvроносиц, 1 мая 1982 г., мощи Преподобномучениц перенесли в самый храм Св. Марии Магдалины. Прославлены также Русской Православной Церковью на Архиерейском Собором 31 марта – 4 апреля 1992 г.




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати