Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

2 января
Святого праведного
о. Иоанна Кронштадтского (1908)

2 января.(20 декабря) Святого праведного о. Иоанна Кронштадтского (1908).

Кронштадтский Пастырь был высоко ценим Императором Александром III и его сыном Императором Николаем II. Об этом свидетельствует участие о. Иоанна, по Высочайшей воле, в богослужениях и таинствах, связанных с важнейшими событиями жизни Православной Империи и Царской Семьи: при последних минутах жизни, отпевании и погребении Императора Александра III, при совершении бракосочетания Царственных Мучеников, Короновании и Помазании их на Царство, крещении их первородной дочери и Наследника Цесаревича. Почитание о. Иоанна Царской Семьей было неизменным до самой его кончины. В 1907 г. св. прав. о. Иоанн Кронштадтский был назначен членом Св. Синода. В 1907 г. в день тезоименитства, среди прочих, Император получил следующую телеграмму из Кронштадта: «Сегодня в Кронштадтском Андреевском соборе служением двух архиереев, множества духовенства, при великом стечении верующих, вознесены нами молитвы о державе, победе, пребывании в мире, здравии и спасении Твоем, возлюбленный наш Самодержец и венчанный Вождь России; приносим поздравления наши Тебе со днем Тезоименитства. Победой Тезоименитой Ты разрушишь все козни вражия. Твои, Государь, верноподданные и богомольцы. Протоиерей Иоанн Сергиев. Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский. Серафим, епископ Орловский и Севский. Протоиерей Иоанн Восторгов». На следующий день из Царского Села пришла ответная телеграмма: «Сердечно благодарю вас, отец Иоанн, и прошу передать преосвященным Гермогену, епископу Саратовскому и Царицынскому, и Серафиму, епископу Орловскому и Севскому, и протоиерею Восторгову Мою душевную благодарность за молитвы и благопожелания. Надеюсь – будете иметь облегчение вашего недуга. НИКОЛАЙ».

Последний обмен телеграммами произошел осенью 1908 года. «Ваше Величество! Хотя и больной я, но, глубоко интересуясь сооружаемым по Вашему вчинанию Морским Собором в Кронштадте, я с помощию людей, побывал в нем, осмотрел его внутренность с возвышенности, и удивился его красоте, размерам, архитектуре, смелости и высокому художественному вкусу архитектора и его помощника, и от души пожелал, как и всегда, Вашему Величеству благоденственного и долгоденственного Царствования вместе с Их Величествами Государынями Императрицами и Наследником Цесаревичем и дождаться благополучного окончания этого святого величественного дела и освящения его, столь же торжественного и радостного, как и бывшей закладки его. Ваш верноподданный, протоиерей Кронштадтского епархиального собора, Иоанн Сергиев». Из Нового Петергофа пришел Царский ответ: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровия и сил, также дождаться радостного дня освящения Морского Собора. НИКОЛАЙ».

На всеподданнейшем докладе Обер-Прокурора Св. Синода о кончине Батюшки Император 21 декабря написал: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна, оплакиваю кончину его». От имени Их Императорских Величеств на гроб почившего были возложены венки.

Со смертью Батюшки именно Царственные Мученики положили начало его прославлению.

В 40-й день кончины о. Иоанна 12 января 1909 г. в Высочайшем рескрипте на имя митрополита Петербургского Антония Государь писал: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтоб угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почивающего Родителя Нашего Императора Александра III, когда угасающий Царь, любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и Отечество. Ныне, вместе с возлюбленным народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, Мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события. Будучи и по Собственному душевному влечению Нашему и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания».

28 января, в сороковой день кончины Великого молитвенника, в церкви Александровского Царскосельского дворца в Высочайшем Их Императорских Величеств присутствии, в 2 1/2 часа дня, была совершена панихида.

Духовная связь Царя-мученика и праведного о. Иоанна очевидны. Вот как пророчески писал о значимости будущего прославления о. Иоанна Кронштадтского и Государя Николая Александровича архим. Константин (Зайцев, 1886 †1975):

«Не должно ли прославление о. Иоанна, как и прославление Царской Семьи, быть свободным актом возрожденной Святой Руси, готовой утвердиться вновь в образе Третьего Рима?.. Исключительное значение, под этим углом зрения, получает в наши дни «культ» о. Иоанна, наравне с «культом» Царской Семьи! Не новое ли это голосование пред Престолом Божиим, определяющее наше будущее, национально-государственное?»

«Молясь о. Иоанну, мы ныне неустранимо подпадаем под сень Того, Кто Своей мученической кровью освятил Русский Царский Престол. В нашем христианском сознании св. прав. о. Иоанн и Царь Мученик как бы сливаются воедино, как Путевожди наши, сливая воедино для нас дело нашего личного спасения и дело служения России, как Православному Царству».

«...Сближение Церкви и Царства получает свое выражение в устремленности русских людей к двум личностям – господствующим над нашим безвременьем, как одновременно, и закатная заря и заря восходящего дня – если только способна душа Русского народа воспринять современность, как ночь, за которой должен последовать ушедший день... Не вперед – а назад! Круто – назад! Покаянно – назад! Молитвенно – назад! И тут естественными маяками, светочами, факелами, пронизывающими тьму антихристову и являются те два светоносных образа, которыми запечатлен конец России. От России зависит сделать их и образами, запечатлевающими новое начало России. И это уже они сами, наши путевожди, определят конкретные способы преодоления обуявшего Россию зла. Тут дело не в программах, идеалах, методах и т. д., а в покаянном плаче, из которого и возникнет то именно действие, которое, возбуждая каинов трепет в сатанистах, будет обращать во спасение поднимающихся из духовного обморока Русских людей».




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати