Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

18 октября
Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских и всея России чудотворцев.

18 октября (05 октября). Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских и всея России чудотворцев. 

Тропарь, гл. 8: Яко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, Богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений, и граду твоему великое утверждение. 

Праздник Московским святителям установлен при Царе Феодоре Иоанновиче в 1596 г. Св. Филипп присоединен к трем Святителям в 1875 г., при этом было предписано праздновать Московским чудотворцам не только в Москве, но и повсюду. С этого года накануне (т. е. 4 октября) совершался крестный ход, во время которого из Чудова монастыря в Успенский собор переносилась местная икона свт. Алексия, где она оставалась до вечерни следующего дня.

День тезоименитства Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия. 

Определением Св. Синода от 25.8.1904 г. был установлен следующий порядок церковного празднования в день тезоименитства Государя Наследника: «В видах сохранения издревле установленного в день 5 окт. празднования четырем святителям Московским свв. Петру, Алексию, Ионе и Филиппу [свт. Ермоген будет прославлен в 1913 г.], отправлять на будущее время положенное на сей день всенощное бдение означенным четырем святителям; молебен же, по случаю тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, совершать в сей день одному святителю Алексию» (Церковные ведомости 1904. № 37).

В октябре 1904 г. в Чудовом монастыре у мощей святителя Алексия была освящена икона с изображением святителя Алексия Митрополита и святого Иоанна Воина. Образ был доставлен в известную Кутузовскую избу и поставлен там в ознаменование рождения Цесаревича. 5 октября, в день тезоименитства Наследника, на хуторе Московского Никитского монастыря у станции Лобня был заложен храм преподобного Серафима Саровского при школе имени Цесаревича.

Освящение этого первого подмосковного храма во имя преподобного Серафима состоялось 20 мая 1905 года. А первая в Москве Серафимовская церковь была освящена через несколько недель на Старой Божедомке попечительством о бедных. Она тоже стала зримым знаком радости москвичей по случаю рождения Цесаревича Алексея. Рождение Наследника стало и причиной появления в Москве нового братства святителя Алексия. В ноябре 1904 года в здании Саввинского подворья на Тверской была освящена школа. Цели Алексеевского братства были самыми благородными: «призрение и воспитание безпризорных и нравственно покинутых детей». Председателем братства стал епископ Можайский Серафим (Голубятников, 1856 † 1921).

Игумен Серафим (Кузнецов) соорудил Наследнику Цесаревичу небольшую дорожную икону с изображением ангела-хранителя и свт. Алексия с частицей его св. мощей. Кроме того, о. Серафим во время Царской аудиенции в Александровском Царскосельском дворце 8.12.1910 благословил шестилетнего Цесаревича, по его словам, «святым нательным серебряным крестиком, который по воле Государя надел на него. Этот крестик был мною получен 23 апреля в Иерусалиме, и в нем были вложены частицы св. мощей Иоанна Крестителя и великомученика Георгия Победоносца, а также частица от Святого Животворящего Древа Креста Господня. Без благоговейного чувства не могу вспомнить этот момент, когда приходилось видеть его детский душевный восторг при получении этого священного подарка и как он, милый ребенок, сияющим побежал к своей маме поделиться своей радостью. Цесаревич этот св. крестик имел всегда при себе до самой своей мученической кончины, в скорби узничества находя в этой великой святыне утешение. Как мне передавали, Цесаревич попросил маму рассказать ему о жизни св. Иоанна Крестителя и великомученика Георгия, особенно почитая их память. Он спрашивал свою маму: «почему св. Иоанн Креститель, будучи малым ребенком, должен был бежать в пустыню, зачем посажен в темницу и убит?» Царица сказала своему впечатлительному сыну, что как Сам Христос, будучи Творцом неба и земли, был оклеветан нехорошими людьми, осужден неправедно и распят на кресте, так и тем, кого очень любит, посылает здесь на земле скорби, страдания и смерть, дабы вечно веселиться с Ним на небе в раю, где очень хорошо, несравненно лучше, чем здесь. Эти слова мамы Алексей Николаевич помнил всегда, а особенно в тяжелые дни своих страданий».
«Ваше Императорское Величество. Всемилостивейший обожаемый Государь, - писала неизвестная женщина во время тяжелой болезни Цесаревича в 1912 г. - Прежде всего прости мне те, должно быть, совсем безумные строки, которые я написала тебе, посылая Святой Крест с мощами. Известие о болезни Государя Наследника точно обухом по голове хлопнуло меня... да и каждого русского... Если бы Ты мог видеть, как молилась вся Россия,...Ты бы понял, что Господь послал Тебе и Государыне тяжкое испытание для того, чтобы всколыхнулось сердце народное, чтобы почувствовала Россия, как дорог ей Твой Сын и Твое горе как близко... И я, старуха, как прочла первые бюллетени в «Новом времени», стала на молитву и слышу... ясно слышу голос «пошли свой крест Болящему»... Государь родной, дороже этого креста нет у меня ничего. Спас он мужа от смерти во время Турецкой войны, с тех пор как я носила его на груди легче житься мне стало. Верила я, что счастье мое от Креста того зависит. Но, видит Бог, ни секунды не колебалась. Мы все твердим: «Готовы жизнь отдать за Царя». Вот он случай... Отдавай свое благополучие... если Господь хочет. А сердце так болело о бедном ребеночке».

«Сегодня утром, - записал в дневнике П. Жильяр 18.8.1914 в Москве, - во время нашего возвращения с обычной прогулки, шофер вынужден был остановиться при въезде в один из переулков около Якиманки - так велика была толпа. Она состояла исключительно из простонародья и окрестных крестьян, пришедших в город по делам или в надежде увидеть Царя. Вдруг раздались крики «Наследник!.. Наследник!..» Толпа бросилась вперед, нас окружили, мы очутились как в кольце, словно в плену у этих мужиков, рабочих, торговцев, которые толкали друг друга, кричали и пробивались вперед, чтобы лучше разглядеть Цесаревича. Женщины и дети, мало-помалу осмелев, влезают на подножки автомобиля, протягивают руки через дверцы и, когда им удается коснуться до ребенка, кричат с торжеством: «Я его тронула, я тронула Наследника!» Испуганный бурным проявлением этих народных чувств, Алексей Николаевич откинулся в глубину автомобиля. Он был бледен, взволнован неожиданностью этой народной манифестации, принимавшей столь крайние и новые для него формы».

В одном из писем Наследнику Цесаревичу из Действующей армии 5.1.1915 читаем: «Портретик же Вашего Высочества после многих переходов из рук в руки, от товарища к товарищу - достался, к счастью, мне. Я очень рад и благодарил моих товарищей солдатов, что они меня уважили, возлюбленный этот подарок я отправил в деревню моим малым сынам Коле и Жене со следующими словами: «Юные будущие воины! Бережно храните будущего Божьего Помазанника, своего будущего Императора, которому Вы вскоре будете служить, защищая веру, Царский Род и наше Отечество» [...] Надеюсь, что и они очень обрадуются, получивши неоцененный портретик и познакомятся со своим Путеводителем. Господь вас храни на благо народов - Цесаревич».


В последний раз Царственные Мученики справляли именины Цесаревича в Тобольске в 1917 г. «В день именин Алексея, - читаем в дневнике Государя, - не попали в церковь из-за упрямства г-на Панкратова [комиссара врем. правительства], а в 11 час. у нас был отслужен молебен».




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати