Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский месяцеслов

 

10 декабря
Икон Божией Матери Знамение: Абалацкой (1637), Царскосельской и Серафимо-Понетаевской (1879).

27/10 декабря. Икон Божией Матери Знамение: Абалацкой (1637), Царскосельской и Серафимо-Понетаевской (1879). 

Икона Божией Матери «Знамение» - одна из древних родовых у бояр Романовых. Перед нею молились прадеды, деды и родители первого Царя этого Рода - Михаила Феодоровича. С просьбой умудрить на Царское правление своего сына просил перед этим образом Богородицу отец Царя Михаила Феодоровича Патриарх Филарет. Написание этого образа относят к XVI веку. До революции икона эта хранилась в Знаменском монастыре в Москве, основанном в 1631 г. - в год кончины матери Михаила Феодоровича инокини Марфы. Перед иконой теплилась серебряная лампада - дар инокини Марфы «за многолетнее здравие сына ее, Великого Князя Михаила Феодоровича». Раньше здесь была домовая церковь боярина Никиты Романовича Романова - деда Царя. При монастыре находилась палата, построенная в XVI в., в которой в 1596 г. родился Михаил Феодорович. В той же обители хранилась и другая родовая икона Романовых «Знамение» - Новгородская, написанная также в XVI столетии.

«Знамение» Серафимо-Понетаевская. Главная святыня Серафимо-Понетаевской обители, основанной одною из инокинь Дивеевской общины. Образ был написан сестрой обители Клавдией Войлошниковой в 1879 г., и прославлен чудотворениями 14 мая 1885 г. Подлинность последовавших чудес была обследована благочинным, протоиереем Арзамасского собора Иоанном Страгородским - дедом будущего Патриарха Сергия. Празднование этой иконе совершается еще 15 мая. С самого основания Серафимо-Понетаевская обитель была связана с Царским Домом. Точную копию этого образа Императрица получила в дар от обители при освящении пещерного храма преп. Серафима в Царском Селе. Он находился в моленной Царицы-Мученицы при алтаре этой церкви.

«Знамение»-Царскосельская. Эта, также древняя святыня икона Дома Романовых, судя по всему, написана еще в Византийской Империи. По преданию икону эту привез первоначально в Москву один из православных Восточных Патриархов (возможно, св. Афанасий, Патриарх Константинопольский). Позднее, при перенесении столицы из Москвы в Петербург, эта икона, вместе с другими древними святынями, была перенесена в новую столицу. Особое благоговение к ней имела Императрица Елизавета Петровна. Известно, что она усердно молилась перед ней перед переворотом, возведшим ее на Царский престол. С великим торжеством она перенесла этот образ в специально построенный ею для иконы храм в любимом ею Царском Селе. В крестном ходе участвовал весь Св. Синод и Двор. Чудотворный образ почитала и Императрица Екатерина II, часто молившаяся перед ним. Во время пожара Царского дворца 12 мая 1812 г., по указанию Императора Александра I, икону вынесли из храма, обратив ликом к бушевавшему пламени. Царь громко воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Пожар быстро прекратился. В 1831 г., опасаясь повсюду распространявшейся холеры, перед иконой служили молебен и затем обнесли ее крестным ходом вокруг Царского Села. Смертоносное поветрие миновало город. В память этого благодеяния было получено Высочайшее соизволение на перенесение образа из иконостаса, где она до сих пор находилась, в саму церковь; а также на учреждение ежегодного крестного хода. В 1848 г. Царское Село, предстательством Божией Матери, вновь было спасено от холеры. В том же году образ необыкновенным образом был украшен дивной ризой. Исполнила это благочестивая девица Мария Давыдова, чудесным образом извещенная Свыше в сонном видении и подвигнутая на это Императрицей Александрой Феодоровной. В 1863 году икона «Знамение» вновь спасла от пожара Царскосельский дворец. Венценосные хозяева вышли навстречу поднятой по их желанию иконе и приложились к ней. И лишь только ее понесли вокруг горевшего дворца, пожар почти мгновенно прекратился.

Особым почитанием святыня пользовалась у Царственных Мучеников. Вспомним молебен перед ней 2 марта 1917 г., отслуженный по желанию Императрицы. Она же напутствовала Страстотерпцев перед отъездом их в Тобольск, словно передавая их под покров другой святыни - Абалацкой иконы «Знамения».

В настоящее время образ этот находится в церкви св. ап. Иоанна Богослова при Петербургской Духовной академии.

«Знамение»-Абалацкая. Написана в 1637 г. протодиаконом кафедрального Тобольского собора Матфием по троекратному видению благочестивой вдове Марии из Абалацкого погоста. По сторонам Богородицы с воздетыми к небу руками с Предвечным Младенцем находятся: справа - свят. Николай, слева - преп. Мария Египетская. В 1665 г. в воспоминание избавления от природного бедствия было установлено ежегодное перенесение 8 июля чудотворного образа из Абалака в Тобольск с оставлением его до 23 числа этого месяца. В 1783 г. на месте Абалацкого погоста возник Абалакский Знаменский мужской монастырь, где до революции пребывал чудотворный образ. После революции икона ушла за пределы России. В настоящее время находится в Австралии.

Во время пребывания Царственных Мучеников в Тобольске, по благословению владыки Тобольского Гермогена, чудотворная икона во внеурочное время была перенесена в Тобольск в Благовещенскую церковь для утешения Царственных Страдальцев. Из письма Государыни: «25-го [декабря 1917 г.] в 7 часов пошли к обедне. Принесена была чудотворная икона Божией Матери, из Абалацкого монастыря, за 26 верст от Тобольска. Служили перед ней молебен». 
«В Рождество, - писал П. Жильяр, - мы отправились в церковь. По приказанию священника, диакон провозгласил многолетие Царской Семье».

Из дневника Государя: «25 декабря. Понедельник. К обедне пошли в 7 час. в темноте. После Литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божией Матери, привезенной накануне из монастыря в 24 верстах отсюда. [...] 28 декабря. Четверг. [...] Узнали с негодованием, что нашего доброго о. Алексея притягивают к следствию, и что он сидит под домашним арестом. Это случилось потому, что за молебном 25 дек. диакон помянул нас с титулом, а в церкви было много стрелков 2-го полка...»

Из дневника Государыни: «30 декабря. Всенощной не было, так как нашему священнику пришлось уехать на несколько дней из-за неприятной истории - он не виноват». (В следующий раз Царственные Мученики смогли попасть на службу в церковь более чем через два месяца - 7.3.1918, на Литургию Преждеосвященных Даров).

Государыня писала А. А. Вырубовой: «Посылаю тебе образ Абал. Б. Матери, молилась у нее, она привезена была в нашу церковь». Ей же (5.2.1918): «Вышиваем много для церкви, только что кончили белый венок из роз с зелеными листьями и серебряным крестом, чтобы под образ Б. Матери Абалакской повесить».

Освящение пещерного храма Преп. Серафима при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе (1912). 

Над устройством пещерного храма потрудился помощник строителя собора архитектор В. Н. Максимов под руководством знатока и любителя русской церковной старины князя А. А. Ширинского-Шихматова (6.11.1862 † 9.12.1930). Освящен сщмч. епископом Кишиневским Серафимом (Чичаговым), передавшим в дар ковчег с частицами мощей Преподобного. Накануне владыкой Серафимом было отслужено всенощное бдение в присутствии Ее Императорского Высочества Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны, прибывшей из Москвы и привезшей с собой для поклонения мантию прп. Серафима, находившуюся в храме-усыпальнице Вел. Кн. Сергия Александровича во имя Преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. Дарохранительница на престоле нового храма была изготовлена в виде сени над ракой с мощами прп. Серафима (жертва Саровской обители). Среди святынь была икона преп. Серафима с частицей его мощей, частью волос и мантией, найденной в гробнице при открытии мощей. Из временного храма Прп. Серафима для чинов Собственного Его Императорского Величества конвоя и Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка (первая служба 9.2.1909) в пещерный храм перешла икона прп. Серафима, писанная м. Серафимой - старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря и освященная у мощей Преподобного в год его прославления, а также точная копия чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы «Знамение», пожертвованная игуменией этой обители м. Нектарией. В моленной Императрицы Александры Феодоровны, примыкавшей с юга к алтарю, находились иконы Божией Матери «Умиление» и «Знамение» Серафимо-Понетаевская; образы, изображающие прп. Серафима молящегося на камне, благословляющего отрока, идущего с топориком, кончину Преподобного, прп. Серафима и прп. Сергия. В моленной были частицы от древа келлии Преподобного, сосуд с водой из его колодца, масло от лампады перед ракой с мощами, изображение преп. Серафима, кормящего медведя, написанное на доске от келлии Святого. «Туда и приходила Она, писал о Царице-Мученице известный сановник В. Н. Коковцов, - чаще всего одна, в часы богослужения, а иногда и вне их, и там предавалась Она своему действительному молитвенному настроению вне всякого общения с внешним мiром. Там крепла Ее вера во все чудесное, и туда удалялась Она каждый раз, когда Ею овладевали всякого рода сомнения или заботы и осложнения жизни западали в Ее душу. Близкие к Императрице часто говорили, что Она выходила из Ее уединения в молельне Феодоровского храма совершенно переродившеюся и даже какою-то просвтеленною, и не раз они слышали от нее, что Она испытывала в своем уединении какое-то необъяснимое для нее самой разрешение всех Ее сомнений, и самая жгучая печаль сменялась такою легкостью жить, что Она боялась только одного, как бы какое-нибудь неосторожное слово, сказанное даже самыми близкими и дорогими для нее людьми, не вернуло Ее к повседневной жизни с ее злобой и неправдой». Насколько дорогим был этот молитвенный уголок Царице-Мученице, видно из ее письма 2.3.1918 близкой подруге: «Вспоминаю нашу церковь и мой маленький, похожий на келлию, уголок около алтаря».




Вернуться к списку дат

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати