Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

История создания

 

Московский музей «Наша Эпоха» уникален. Его экспонаты повествуют о Русской истории через ее Богоизбранных Царей. Взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее через призму Русского Царства.

Другое редкостное  качество одного из самых молодых музеев Москвы и России - то, что его экспонаты собраны и размещены в экспозиции одним человеком.

Были, разумеется, и в отечественной истории подобные примеры: Третьяковская галерея в Москве, Тенишевский музей в Смоленске... Но то было в дореволюционное, допотопное, можно сказать, с точки зрения современного сознания время. Да и делали это люди, обладавшие немалым состоянием. В нашем же случае речь идет о простом священнике...

Нельзя сказать, чтобы имя его для Москвы было пустым звуком. В районе Поклонной горы до сих пор есть улица братьев Фонченковых, названная так в память родителя и дяди отца Василия.ulicabrat.jpg Но уже здесь нас подстерегает нечто удивительное, выходящее за рамки расхожих представлений. Дело в том, что братья Фонченковы были известными в свое время большевиками.

Отец, член РСДРП с 1914 г., был председателем одного из ревкомов в Москве, начальником штаба Красной гвардии, оставил воспоминания о встречах с Лениным. Детство отца Василия (родился он в 1932 г.) прошло неподалеку от храма Воскресения Словущего в Сокольниках, в котором, под руководством настоятеля протоиерея Андрея Расторгуева (1894†1970), прошло религиозное образование и воспитание будущего православного пастыря.

Получив после окончания средней школы (1950) o_vasilii_molodoilit.JPGисторическое образование в Московском городском пединституте (1955), В.В. Фонченков занимался впоследствии комплектованием музеев, помогая при этом собирать личные библиотеки Патриарху Алексию (Симанскому) и его личному секретарю Даниилу Андреевичу Остапову. Решив посвятить себя служению Церкви, в качестве чтеца прислуживал в московских храмах (1964). Поступил в Московскую Духовную академию (1969).

Интерес к Царской Семье зародился у В.В. Фонченкова рано. По его словам, в 1959 г. ему дано было понимание значения для России Дома Романовых, Его стояния за Россию перед Богом. С тех пор и началась осмысленная собирательская деятельность о. Василия. Вера в святость Государя, по его словам, укрепилась у него после того, как за год до смерти в 1966 г. его отец, убежденный коммунист и атеист, по усиленным молитвам сына Царю-Мученику, искренне обратился к Богу, дважды исповедавшись и причастившись.

В 1967 г. о. Василий удостоился видения Императрицы Александры Феодоровны.

«В октябре 1967 г., накануне празднования пятидесятилетия октябрьской революции, - вспоминал о. Василий, - мне снится Императрица Александра Феодоровна в воздухе надо мною, говорящая о том, что над Россией будут чары, до тех пор, пока русский народ не признает Их мученическую, исповедническую кончину как искупительную жертву во имя России и русского народа. Ее (Александры Феодоровны) слова: "Мы растворились в Русской земле, не ищите Нас, и пока Русская земля и русский народ Нас не прославят, над Россией будут чары"». (см. фильм "Наказ Императрицы")

К 60-летию цареубийства и 100-летию со дня рождения Царя-Мученика о. Василий провёл на своей московской квартире для ограниченного круга лиц выставку экспонатов своего собрания, посвящённую Государю Николаю Александровичу и Его Семье. Кто помнит то время, по достоинству может оценить этот поступок.

Удивительно, что никто из посетителей той необыкновенной выставки не проговорился и ее отважный устроитель не пострадал. Но неприятные минуты ему все же довелось тогда пережить. Проводив очередных посетителей, о. Василий вышел на лестничную площадку. В это время сквозняком захлопнуло дверь. О том, чтобы вызвать слесаря, не могло идти и речи: Царская экспозиция начиналась прямо в прихожей. Пришлось просить соседей пустить на балкон и с немалым риском спускаться в свою квартиру.

o_vasilii_s_ris.jpg

После окончания Московской Духовной академии (1972) В.В. Фонченков был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и преподавателем в Академии в звании доцента. После рукоположения в дьякона (1971) и священника (1973) он был настоятелем Свято-Сергиевского храма в Карлхорсте (Берлин); редактировал журнала «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия») Среднеевропейского Экзархата Русской Православной Церкви (1976-1977). В 1979 г. о. Василий вступил в Христианский комитет по защите прав верующих, собиравший материалы о преследованиях за религиозную деятельность. Выпускал машинописный бюллетень, экземпляры которого передавал иностранным журналам для публикации за рубежом, составлял обращения в адрес советского правительства, Патриарха, а также видных церковных деятелей зарубежья.

В сентябре 1979 г., присоединившись к призыву о. Димитрия Дудко, открыто, с указанием адреса и места службы, о. Василий подписал обращение к православным христианам, в котором подчёркивал необходимость причисления к лику святых новомучеников и исповедников Российских во главе с Царской Семьей. Письмо это из России имело большое значение для прославления Царственных Мучеников Русской Православной Церковью Заграницей. Неудивительно, что после этого о. Василий был уволен из Московской Духовной академии.

- Знаешь, как трудно служить Царственным Мученикам. Столько искушений, - сказал мне как-то о. Василий. И речь шла не только о служебных неприятностях. Их-то как раз переносить гораздо легче...

Вскоре после увольнения о. Василий перешёл в клир Русской Православной Церкви Заграницей. Служил в австрийском городе Зальцбурге. В 1981 г. он послал письмо в Св. Синод Русской Православной Церкви, в котором писал о необходимости прославления вслед за Зарубежной Церковью Царственных Мучеников. Используя экспонаты из личного собрания, устраивал во Франции, Австрии и Германии выставки, посвящённые Царственным Мученикам.

После начала перемен на Родине о. Василий вернулся в число клириков Московской Патриархии. В 1991-1993 гг. проходил пастырское послушание в храме Воскресения Словущего в Сокольниках, одновременно обслуживая нужды заключённых тюрьмы на улице Матросская Тишина. В начале 1990-х был депутатом Моссовета. Преподавал в Российском Православном университете св. Апостола Иоанна Богослова.

Шли годы, и о. Василий стал задумываться о дальнейшей судьбе своего собрания.

Он рассматривал разные варианты. Ему очень хотелось, чтобы музей был создан под покровом Церкви, например, в качестве епархиального или при каком-нибудь монастыре. Но вскоре, проведя целый ряд собеседований, выслушав мнения людей, к которым он прислушивался, он понял, что существование такой экспозиции, которую он задумал, там просто невозможно.

Окончательно определиться помог ему случай.

Еще в годы его пребывания за границей, по его Delo.JPGнастоянию, на аукционе Sotheby в Лондоне был приобретен подлинник секретного дела Тобольской Духовной консистории 1907-1912 гг. «о крестьянине Григории Распутине-Новом».

Как рассказывал о. Василий, сначала он хотел передать его Московской Патриархии для будущего (он верил в это) прославления Царственных Мучеников. Отец Василий даже встречался в связи с этим с митрополитом Ювеналием (Поярковым). Однако впечатление от этого собеседования было таково, что он решительно отказался от первоначального своего намерения. «Пропадёт», - пришёл он к выводу. (Подтверждением верности такого решения может служить судьба таких ныне известных среди православных икон, как «Самодержавная» и «Яко Орля крылья» из храма Преображения Господня в подмосковном селе Верзилове Ступинского района. По приказанию епархиальных властей эти написанные на холсте в XIX в. иконы были изъяты из церкви. От фотохудожника Г. Малофеева, составителя недавно изданного альбома о Царственных Мучениках, требовали вернуть слайды, запечатлевшие эти иконы. Только благодаря проявленной им твёрдости ныне мы можем молиться на эти святые образы. Или другой совсем недавний случай: «пропажа» в одной из подмосковных обителей переданных туда зарубежными родственниками Дома Романовых молитвослова Царя-Мученика и других реликвий.)

Вот почему Тобольское дело и решено было отдать на хранение в государственный архив. «Там оно будет сохраннее», - говорил о. Василий.

Перед передачей дела, по благословению Батюшки, с него было снято несколько копий. Одну из них в начале 2005 г. о. Василий передал автору этих строк, взяв слово, что оно будет опубликовано. Вскоре после этого состоялось и наше знакомство, продолжавшееся вплоть до самой кончины отца Василия.

Перед принятием решения об определении судьбы коллекции о. Василий долго скорбел. Эта его боль была явственна его собеседникам. «Я собирал эту коллекцию, - говорил он, - для того, чтобы ее экспонировали, чтобы она была достоянием народа. Для этого я ее собирал».

Но о. Василий не просто скорбел. Он молился. В результате он безвозмездно передал собрание своему духовному сыну, которому верил. Было приобретено достойное экспонатов здание, произведен ремонт, заказаны современные витрины. Торжественное открытие музея «Наша Эпоха» состоялось 1 февраля 2006 года.

otkritie.JPG

otkritie2.JPG

Верный слуга Царя Небесного и Царя земного отошёл ко Господу 20 апреля/3 мая 2006 года, в день памяти мученика младенца Гавриила Белостокского и кончины (1870) брата Царя-Мученика, Великого Князя Александра Александровича. Отпевание почившего протоиерея Василия Фонченкова прошло 5 мая в храме Воскресения Словущего в Сокольниках. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.

Отойдя в жизнь вечную, о. Василий оставил по себе не только добрую память как пастырь и человек, но и музей Царственных Мучеников, которому он отдал немало своей любви, вложил в него часть души. Теперь этот добрый свет идет к нам, а если благословит Господь, - дойдет и до наших внуков и правнуков.

Сергей Фомин

 


http://www.nashaepoha.ru/img/dom.jpg

Заказ экскурсии

Вы можете сделать заявку на посещение музея по телефону или по e-mail: nashaepoha@mail.ru

Время можно согласовать дополнительно по телефону 8(499) 245-21-85

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати