Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Rosc catha na Mumhan (Боевой клич Манстера)

 

 

 

ROSC CATHA NA MUMHAN
(БОЕВОЙ КЛИЧ МАНСТЕРА)


В годы Семилетней войны (1756 - 1763) Ирландия ожидала, что из-за моря прибудет король из династии Стюартов - юный принц Карл Эдуард (Чарльз), сын Иакова (Джеймса), принца Уэльского, внук католика и сторонника абсолютной монархии Иакова II и правнук казненного короля Англии Карла I. В провинции Манстер уже разворачивали боевые действия «Дикие гуси» - ирландские якобитские полки. Тогда-то ирландский поэт Пирс Мак-Джеральд (ок. 1709 - ок. 1792) и написал песню «Боевой клич Манстера». Стиль ее соответствует веку: стих перегружен описательными оборотами и упоминаниями мифологических персонажей от «ярящейся Фетиды» до псевдокельтских божеств, хором поющих на берегу1 . На русский слух это представляет собой нечто вроде произвольного сочетания оды Державина с былиной. Тем не менее, «Боевой клич Манстера» представляет несомненную поэтическую, а не только историческую ценность. Возвращение короля, прибытие Государя из-за моря - вечный миф, миф как высшая реальность. Недаром «Rosc Catha na Mumhan» стал одним из символов борьбы Ирландии за свободу.
Тексты других ирландских песен с упоминанием королей в ходе истории претерпели изменения. Например, известная песня «Óró, Sé do Bheatha 'Bhaile» («О, добро пожаловать на родину»), изначально также посвященная принцу Карлу Эдуарду (Séarlas Óg, «Молодой Чарли»), в начале XX в. была радикально переделана поэтом Патриком Пирсом. Теперь вместо принца - потомка Карла I - на родину с кораблями и войском прибывает... морская королева Грануэл (Gráinne Mhaol; «Лысая Грайне»). История «Лысой Грайне»2 - реальной исторической личности, женщины, правившей в Коннахте и бросившей вызов английской королеве Елизавете I, безусловно, заслуживает внимания. Однако сама замена законного короля, готовящегося придти из-за моря, на «королеву пиратов» вроде казачьей «бабушки Гугнихи» весьма показательна. Это отражает размывание религиозных и монархических взглядов ирландских борцов за свободу, симпатии к анархизму и коммунизму и, в конечном счете, превращение старой когорты ирландских католиков-роялистов в неоднозначную «Шинн Фейн» и еще более неоднозначную «Ирландскую республиканскую армию» (IRA) с ее террористическими методами борьбы. Sinn Féin означает «Мы сами». Наступал XX век. Короли этому движению уже не были нужны.
«Боевой клич Манстера» не подвергся переделкам. Возможно, республиканцы оставили его в покое потому, что в 1759 году (с английской точки зрения, «году побед») англичане разбили ирландцев. Но песня эта до сих пор любима в Ирландии, и поется в ней всё о том же «возвращении Цезаря»...

Наталия ГАНИНА

БОЕВОЙ ГИМН МУНСТЕРА


Буйные ветры мне весть подают,
Битву пророчит валов разбег,
Радостно, звонко птицы поют:
Скоро мой Цезарь ступит на брег.

Манстеру это радость сулит
И тем, в чьих жилах - кровь славных вождей,
Море гремит, к нам смелых стремит,
Близится стая тех кораблей.

Солнце сияет над нашей землей,
Луна из-за туч свой возносит венец:
Вершины дерев возвещают бой,
Горестям гэлов скоро конец.

Манстеру это славу сулит,
И тем, в чьих жилах - кровь древних князей,
Море гремит, к нам смелых стремит,
Близится стая тех кораблей.

Каждое утро с прибрежных гор
Я ль не бегу на заре к волнам,
По кораблям тоскует мой взор,
Ищет вождя, что движется к нам.

Манстеру это победу сулит,
И тем, в чьих жилах - кровь королей,
Море гремит, к нам смелых стремит,
Близится стая тех кораблей.

(Пер. Наталии Ганиной)

___________________________________________________                                                                1 В русском переводе эта топика несколько сглажена, некоторые четверостишия сняты.
2 «Лысой» Грайне, по преданию, назвали оттого, что она остриглась, отправляясь в свой первый морской поход. Отец не хотел брать дочь на корабль, говоря, что ее длинные волосы запутаются в корабельных снастях. Тогда Грайне остригла волосы. На самом деле представления о лысине или ритуальном бритье головы у кельтов и других индоевропейских народов связаны с идеей о высшем, сакральном предназначении, посвящении.

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ


Количество материалов: 6.

Подробнее »

Rosc catha na Mumhan (Боевой клич Манстера). The Wolfe Tones


Количество материалов: 1.

Подробнее »

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати