Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Король Альфонсо Мудрый "Песнопения Пресвятой Богородице"

 


Король Альфонсо Мудрый

     Король Альфонсо Мудрый Альфонсо (Альфонс) X Мудрый (El Sabio; 23 ноября 1221, Толедо; † 4 апреля 1284, Севилья) - король Кастильи, Леона и Галисии с 1252 по 1282 г., избранный император  Священной Римской империи с 1257 г. по 1273 г. (не получил согласия папы римского).

      Альфонсо был первенцем Фердинанда III Святого и Елизаветы (нареченной позднее Беатрисой Испанской), дочери немецкого короля Филиппа Швабского и внучки Фридриха Барбароссы из рода Штауфенов. Взойдя на трон после смерти отца в 1252 г., Альфонсо унаследовал сплоченное государство, традицию ведения успешных военных действий против мавров и покровительства наукам и искусствам. Альфонсо был одаренным, универсально образованным человеком и вошел в историю как законодатель, философ, ученый (астроном, химик), хранитель национальной истории, композитор, поэт. Всемирную известность получили его «Cantigas de Santa Maria» - «Песнопения Пресвятой Богородице», огромное собрание духовных песен, прославляющих Божию Матерь и Ее чудеса.

      Альфонсо стремился дать своей стране свод законов и надежную правовую систему. Он завершил начатый отцом свод законов «Семь разделов» («Siete partidas»). Поскольку во времена Альфонсо Реконкиста еще не охватила всей страны, этот свод законов не мог быть сразу принят по всей Испании. Между тем впоследствии «Семь разделов» не были забыты, но вошли во всеобщее употребление почти три века спустя, в 1501 г. Это первый свод законов, написанный в романской Европе не на латыни, а на народном языке.  Трудом Альфонсо является также «Королевская привилегия» («Fuero real») - примерный муниципальный устав.

      Повелением Альфонсо в Толедо была создана переводческая школа, в которую входили христиане, мусульмане и иудеи. Такое объединение означало не вероотступничество со стороны короля, но стремление объединить под своей эгидой ведущих ученых той эпохи, создать своего рода Академию. Недаром 8 мая 1254 г. Альфонсо даровал первый устав первому университету Испании в Саламанке, основанному в 1218 г. дедом короля, Альфонсо IX. Благодаря попечению Альфонсо Саламанкский университет стал в один ряд с Парижским и Болонским. Плодом деятельности толедской переводческой школы стал перевод Ветхого Завета с латыни (Вульгата) на испанский язык, а также переводы классических арабских трудов по астрономии, математике и философии. Сам Альфонсо был автором трактатов по философии, музыке, астрономии, минералогии и химии. Наиболее известными его трудами являются «Книги о науке астрономии» («Libros del saber astronomia»), «Лапидарий» («El lapidario», книга о камнях и металлах) и «Книга игр» («Libro de los juegos», также «Codex Alfonso») - произведение, посвященное настольным играм, прежде всего,    шахматам и тавлеям. Иллюминованный пергаменный кодекс, оконченный в королевском скриптории в 1283 г., содержит, среди прочего, 103 шахматных задачи, представляющие собой арабские мансубы - начатки мировой шахматной композиции.

      Птолемеева геоцентрическая система мира, изложенная в «Великой книге» - Альмагесте, была в то время основой астрономии. В 1252 г. король Альфонсо выдал «временному творческому коллективу» христианских, мусульманских и еврейских ученых 40000 дукатов для исправления арабской редакции Птолемеевых планетных таблиц, которые после этого получили название «Таблиц Альфонса» (1252 г.) и оставались непревзойденными по точности в течение двух последующих веков. В новое время заслуги короля в области астрономии также получили признание: в его честь был назван лунный кратер Альфонс.

      Альфонсо выступил как основатель кастильской национальной литературы. По его повелению и под его руководством были созданы два крупных труда: «Всеобщая  хроника» («Crónica general») и «Всеобщая мировая история» («General estoria»). Особенно интересна «Всеобщая хроника», в которую в качестве исторических источников включены материалы из ныне утраченного испанского эпического цикла. Кроме того, стараниями Альфонса были сделаны многочисленные переводы с арабского - научных трактатов, в основном по астрономии, а также ряда работ на разнообразные темы, в частности, об охоте и шахматах. В царствование Альфонсо во всеобщее употребление входят официально-деловые тексты (грамоты) на народном языке.

Альфонсо X Мудрый. Прижизненный портрет из «Книги игр» (1251 – 1282)

      Принято считать, что царствование Альфонсо Мудрого в целом отличается скорее духовными и культурными, нежели политическими достижениями. Это не совсем так. Альфонсо был активным политиком, но XIII в. в Западной Европе был драматической эпохой. В 1275 г. Альфонсо вступил в войну с Францией, спровоцированную спором об испанском престолонаследии, и одержал победу. Затем при поддержке Арагона, Каталонии и Валенсии он начал крестовый поход против мавров (опыт войны с ними он приобрел, еще будучи инфантом) и покорил Херес, Медину-Сидонию, Сан-Лукар, Кадис, часть Альгарве и присоединил Мурсию к Кастилии. Казалось бы, все должны были сплотиться вокруг Альфонсо, по крайней мере, его ближайшее окружение. Однако ни в стране, ни при дворе Альфонсо не было мира. Знать часто поднимала мятежи против короля. Его сын Санчо и вельможи, ища опоры своей власти, тайно поддерживали мавров. Когда же Альфонсо в политических целях заключил союз с Абу Юсуф Якубом, последним маринидским султаном Марокко, дон Санчо и кастильские вельможи объявили короля врагом веры. Альфонсо, в свою очередь, пожелал разделить свое королевство в пользу внуков. Тогда дон Санчо и его союзники отрешили короля от власти в 1282 г. Движение в пользу низложенного короля началось в последние годы его жизни, но было уже поздно: после ряда неудачных попыток вернуть власть он в 1284 г. скончался в Севилье, где жил одиноко, на положении изгнанника. Перед смертью король оставил завещание, в котором указал на такой раздел наследства, который не позволял бы вспыхнуть гражданской войне.

      Главный труд Альфонсо Мудрого - «Cantigas de Santa Maria» - объединяет 401 песнопение на галисийском диалекте португальского языка, традиционном для средневековой испанской поэзии. Возможно, труд в целом представляет собой компиляцию, созданную по королевскому указу, но автором ряда песнопений, особенно хвалебных, безусловно, был сам король. В юности Альфонсо писал любовные стихи, которые, согласно тогдашней поэтической традиции, полагались на музыку и исполнялись самим автором. Исследователи уверены, что Альфонсо сам сочинял музыку к своим песнопениям во славу Пресвятой Богородицы; вероятна также его музыкальная редакция других песнопений этого труда. Уместно указать, что именно Альфонсо в 1254 г. учредил кафедру музыки в университете Саламанки и, собрав университетскую коллегию, повелел, чтобы «там был наставник-органист» («que aya un maestro en organo»).Памятник королю Альфонсо мудрому в Ла Пуэбла дель Рио близ Севильи

      Испанский музыковед Ихинио Англес сказал, что даже если бы не сохранилось никаких иных свидетельств о ранней испанской музыке, кроме «Cantigas» Альфонсо Мудрого, этого было бы достаточно, чтобы представить место Испании в культуре средневековой Европы. «Cantigas de Santa Maria» дошли до нашего времени в четырех роскошных рукописях (три - с нотацией), одна из которых хранится в Национальной библиотеке в Мадриде, одна - в Национальной библиотеке во Флоренции, а две - в монастыре Эскуриал. Корпус песнопений подразделяется на песни о чудесах Божией Матери («Cantigas de miragre») и хвалебные гимны («Cantigas de loor»). Произведения отличаются глубиной богословской мысли, непосредственностью повествований о чудесах, изяществом и многообразием хвалебных стихов и виртуозностью поэтической формы.

      Сам Альфонсо Мудрый оценивал «Песнопения Пресвятой Богородице» как свой главный труд. В его завещании сказано: «А еще повелеваем, чтобы все книги Cantares de loor de Santa Maria, пребывали в церкви, где будет погребено Наше тело, и чтобы из них пели на все праздники Пресвятой Богородицы».

___________________________________________

1 Prologo (Cantiga 60)
Открыть Наша Эпоха

2 Por nos de dulta tirar (Cantiga 18)
Открыть Наша Эпоха

3 Instrumental (Cantiga 259)
Открыть Наша Эпоха

4 Quen serve Santa Maria (Cantiga 213)
Открыть Наша Эпоха

5 Rosa das rosas (Cantiga 10)
Открыть Наша Эпоха

6 Que por al non devess (Cantiga 295)
Открыть Наша Эпоха

7 Entre Av’e Eva (Cantiga 60)
Открыть Наша Эпоха

8 Instrumental (Cantiga 361)
Открыть Наша Эпоха

9 Virgen, madre gloriosa (Cantiga 340)
Открыть Наша Эпоха

10 Instrumental (Cantiga 206)
Открыть Наша Эпоха

11 A Virgen, que de Deus madre (Cantiga 322)
Открыть Наша Эпоха

12 Aquel que de volontade (Cantiga 249)
Открыть Наша Эпоха

13 Epilogo (Cantiga 60)
Открыть Наша Эпоха

 

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати