Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский Друг For users who are interested in Solaris website history, visit solaris onion link https://solaris6hl3hd66utabkeuz2kb7nh5fgaa5zg7sgnxbm3r2uvsnvzzad.net

 

ГРИГОРИЙ РАСПУТИН И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ

Автор:  Сергей ФОМИН

 

 

ГРИГОРИЙ РАСПУТИН И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ

 

semya_1.jpg
Александровский Дворец с птичьего полета. Современное фото.


                                          «Боголюбивое и Избранное Семейство»

                                                                                                      В поддёвке синей пурговой,
                                                                                                     В испепеляющих сапогах,
                                                                                                    Пред Троном плясало Слово…
                                                                                                    Царскосельские помнят липы
                                                                                                          …Мужицкого Слова пляс!


                                                                                                                        Николай КЛЮЕВ


Сегодня мы точно знаем, где, как и когда произошла встреча Царской Семьи с Их Другом. Сохранилась телеграмма, написанная, видимо, о. Романом Медведем, у которого в то время квартировал Григорий Ефимович: «Царь Батюшка! Прибыв в град сей из Сибири, желал бы поднести Тебе икону Св. Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца, столь почитаемого у нас; с верою, что Св. Угодник будет хранить Тебя во все дни живота Твоего и споспешествует Тебе в служении Твоем на пользу и радость Твоих верноподданных сынов».

semya_2.jpg
Икона св. праведного Симеона Верхотурского, поднесенная Г.Е. Распутиным Государю.

Икона эта с карандашной надписью на обороте «Григорей» висела в Царской спальне Петергофского Дворца ещё и после революции.
Дошла до нас и дневниковая запись Царя о знакомстве. 1 ноября 1905 г. Вторник. Петергоф. «Холодный ветреный день. От берега замёрзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. [… ] В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губернии».
Итак, встреча Государя с Григорием Ефимовичем произошла в самый день Кузьминок – памяти св. безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, издревле весьма чтимых простым русским народом.
Сохранившаяся запись в камер-фурьерском журнале проливает на эту встречу важные дополнительные подробности. Во-первых, во встрече принимала участие Императрица Александра Феодоровна. Во-вторых, длилась она весьма продолжительное время: с 16 и почти до 19 часов вечера.
Краеведы полагают, что сама встреча проходила, скорее, не в самой Сергиевке, а в находившемся рядом Дворце Собственной дачи Его Императорского Величества – личном Императорском владении у Петергофской дороги, возведенном в 1844-1850 гг. архитектором А.И. Штакеншнейдером в стиле Короля Людовика XIV. Место было дивной красоты. Здесь писал свои картины И.И. Шишкин.

semya_3.jpg

semya_4.jpg

semya_5.jpg

semya_6.jpg

Собственная дача Его Императорского Величества – место первой встречи Г.Е. Распутина с Царской Семьей. Дореволюционные изображения и современные снимки.

semya_7.jpg

Дворец в Сергиевке, имении Герцогов Лейхтенбергских, где не раз бывал Г.Е. Распутин.

 

Ввели Г.Е. Распутина в Царскую Семью – через близкого им архимандрита Феофана (Быстрова) – сестры-черногорки, дочери Князя Николы I Петровича: Великие Княгини Милица Николаевна (1866†1951) и Анастасия Николаевна (1868†1935). Обе в 1889 г. вышли замуж: старшая Милица – за Великого Князя Петра Николаевича (1864†1931), младшая Стана – за Светлейшего Князя Георгия Максимилиановича Романовского (1852†1912), Герцога Лейхтенбергского.

semya_8.jpg
Светлейший Князь Георгий Максимилианович Лейхтенбергский.

semya_9.jpg

Великая Княгиня Анастасия Николаевна.

semya_10.jpg
Великий Князь Петр Николаевич.

semya_11.jpg

Великая Княгиня Милица Николаевна.


Имение последних Сергиевка на северо-востоке граничило с Собственной дачей. Разделяла их до сей поры сохранившаяся аллея. Загородный двухэтажный дворец в усадьбе, принадлежавшей Герцогам Лейхтенберским с 1838 г., был построен в 1839-1842 гг. тем же архитектором А.И. Штакеншнейдером, но уже в стиле позднего классицизма.
В Сергиевке, как и в расположенной близ другой Царской резиденции «Александрия» усадьбе «Знаменка», часто бывал Г.Е. Распутин, встречаясь там как с их хозяевами, так и с Царской Семьей.
Что касается Знаменки, то она принадлежала Великому Князю Николаю Николаевичу Младшему (1856†1929), брату Великого Князя Петра Николаевича.

semya_12.jpg
Великий Князь Николай Николаевич Младший.

Завязавшееся в доме последнего знакомство Герцогини Анастасии Николаевны Лейхтенбергской с Великим Князем Николаем Николаевичем вскоре переросло в любовный роман. В ноябре 1906 г. обманным путем (используя мнимое благословение Г.Е. Распутина) Анастасия Николаевна добилась разрешения Императора на развод, обвенчавшись весной следующего года (в нарушение существовавших церковных правил) с Великим Князем Николаем Николаевичем.

semya_13.jpg
Дворец в имении Великого Князя Николая Николаевича «Знаменка».

Дворец в Знаменке не раз перестраивался: в первый раз под руководством А.И. Штакеншнейдера, а в 1857-1859 гг. по проекту архитектора Г.А. Боссе – в стиле русского барокко.
Теплые первоначально отношения между Великим Князем Николаем Николаевичем и Г.Е. Распутиным, в конце концов, разладились. Царскому дядюшке и черногоркам не удалось использовать старца для усиления своего влияния на Государя. Однако даже в середине 1915 г. Николай Николаевич в разговорах отзывался о Царском Друге с известной долей не прошедшего еще восхищения, называя его человеком «удивительным».

semya_14.jpg
Икона св. праведного Симеона Верхотурского, подаренная Великому Князю Николаю Николаевичу Г.Е. Распутиным. Из собрания родственников Царского дяди.

В одной из наших статей мы попытались проанализировать смысл поднесения Г.Е. Распутиным Великому Князю образа Св. Георгия Победоносца. Для того, чтобы верно оценить этот дар, нужно отдавать себе отчет, что сущность Царского дядюшки Г.Е. Распутину была давно предельно ясна. В политическом смысле он был одним из поджигателей войны. Старец же вплоть до самого ее начала был категорическим ее противником, высказывая (впоследствии вполне оправдавшиеся) опасения, что война погубит и Россию, и Династию.

semya_15.jpg
Портрет Великого Князя Николая Николаевича.

Имея в виду одну из сестер-черногорок, на которых были женаты братья Николаевичи, Г.Е. Распутин, находясь еще в тюменской больнице, писал своим Августейшим Друзьям: «На что она надеется, везде кидается, или хитра или Бог разум отнял, конец ей, как бы те не были фантазерами, он может выкинуть такую вещь, что всё погубит…» Переписывая телеграммы старца в особую тетрадь, Государыня после слов «может выкинуть» вставила в круглых скобках, для памяти, имя этого политического эквилибриста: «Николаша».
Вскоре, к сожалению, выяснилось полное ничтожество этого барабанщика войны и в вождении вверенных ему войск. «У пчеловодника, – писал, обращаясь к Государю 27 июля 1915 г. Г.Е. Распутин, – нет разума, ульи не приносят пользы […] Осенью мы с Тобой беседовали, трудная задача».

semya_16.jpg
Один из жетонов, выпускавшихся во время Великой войны сторонниками Великого Князя Николая Николаевича.

Существовала и еще одна весьма важная сторона: духовная. Имеем в виду занятия Великого Князя Николая Николаевича и сестер-черногорок оккультизмом, а также принадлежность их к мистическому масонству. Хорошо знал об этом и Г.Е. Распутин. Одна из его предвоенных телеграмм завершалась недвусмысленным предупреждением относительно Великого Князя: «…Он может выкинуть такую вещь, что всё погубит, помните ворожбу». Упоминания об этих занятиях «Николаши» практической магией можно встретить и в других телеграммах старца. В одной из них Г.Е. Распутин упоминает Николая Николаевича как «Ворожеля», подчеркивая при этом: «Только благочестивые руки победят нечестивого».
Проанализированная в контексте сказанного надпись на иконе Великомученика и Победоносца Георгия («Это брат и товарищ твой. Он Царскую дочь спасал, а ты, милый мой, войско охраняй и командуй им. Подарок Гр[игорий]») содержит и укор, и указание, как стать на верный путь, и предостережение…

semya_17.jpg

semya_18.jpg
Образ Великомученика и Победоносца Георгия, отправленный старцем Григорием Верховному главнокомандующему с дарственной надписью. 1914 г. Государственный музей истории религии (Казанский собор). Петербург.


К сожалению, Великий Князь, как мы знаем, не внял предупреждению старца. И впоследствии, накануне смещения его с поста Главнокомандующего, Григорий Ефимович открыто говорил о непригодности Николая Николаевича занимать столь высокий пост, относя его к людям, которые «не емля солнца, бегают во тьме».

semya_19.jpg

Общий вид Царского Села. На переднем плане Александровский Дворец. Дореволюционная открытка.

29 августа 1907 г., в день Усекновения честныя главы славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Финских шхерах Императорская яхта «Штандарт» с Царской Семьей на борту наткнулась посреди фарватера на не указанную на картах банку и, получив две пробоины, чуть не утонула. Григорий Ефимович живо отреагировал на милость Божию к Царской Семье. Вот что он писал Государю: «…Господь нередко хранил Чудом нашего Батюшку Царя. Он хранит как ласково мать дитя. И умудряет Господь и укрепит в славе Своей яко крепок Господь, а мы люди Его». Г.Е. Распутин также заказал икону, на которой был изображен Господь, благословляющий Царя, Царицу и Цесаревича. «Сам Господь спасает и милует Их» – было написано на иконе.

semya_20.jpg

 

 

 

 

 

«Сам Господь спасает и милует Их». Образ, подаренный       Г.Е. Распутиным Царской Семье в память о чудесном Ее спасении 29 августа 1907 г. в Финских шхерах. Государственный музей истории религии (Казанский собор) в С.-Петербурге.

Посылку образа сопровождало письмо (5.3.1908): «…Утешайтесь этим образом, ликом Его, милости Божества, и много Вам придётся по поводу образа от Своих близких знакомых. Что такое? Как было не так? […] Вот Он дал такие мысли, по Его указанию и написано: что Он от смерти Сам спас и помиловал. Ведь когда была тревога на море, ни один знакомый Вам не подал руки ко спасению, а Сам Господь спас. Над главами Вашими была Его рука – Он хранил и миловал. Вот и благодарите и многа таких – тысячи, что грешные на образах со святыми, даже первый факт: у Воскресения Христа лежали, которые Его распяли. […] А это напоминание Вам, что Он всегда Вас так хранит, милует и спасает. И после Оле [Царевичу Алексею] на память».

semya_21.jpg
Офицеры охраны у ограды Александровского Дворца.

Тему эту Григорий Ефимович продолжил в записи, сделанной им в день Ангела Государя на следующий год: «…На Нём были неоднократно чудеса, на Батюшке нашем Помазаннике Царе: первое – крушение на машине, через него Господь спас всё Семейство. Не чудо ли это Божие? Второе – пули свистели и не коснулись Светлости Его, и мечом усекли, и при большой ране Господь сохранил, и на морях Господь подавал руку помощи, охранял, благословлял и миловал Их. Нигде не охранила охрана, а только охранили Его сами Ангелы, которые посланы от Бога пасти Его. Экие мы невежды, что Господь нам дал такого Помазанника – все явления и чудо за чудом на Нём. Будем помнить Его чудеса и явления на Нём, и проснёмся как от сна».

semya_22.jpg
Прошение Г.Е. Распутина на Высочайшее Имя об изменении фамилии, поданное 15 декабря 1906 г. в Императорскую придворную канцелярию.

Появление крестьянина в Царских палатах не было делом таким уж невиданным. «…Приезжаешь к Вашему Величеству, – заметил на Высочайшей аудиенции в апреле 1905 г. профессор Б.В. Никольский. – Кто первый у входа? Часовой. Входишь в прихожую – часовые. Входишь в приёмную – часовые. Кто они? Да простые мужики, взятые от сохи. А они Вам вернейшая охрана. И они, простые мужики, они здесь, у Царя во Дворце – вполне дома. Они отлично знают всё, что им делать, и как и когда».

semya_23.jpg
Один из дворцовых подъездов.

«Цари – с мужиками, – заявлял В.В. Розанов. – Цари помнят, что мужик спас Царя, а дворяне устроили Ему гадость (мученическая кончина Павла I). […] У студента и профессора – ничего общего с мужиком. “Ты моего хлеба не ел и моей нужды не знаешь. Ты мне чужой. А Царь мне свой. Я спас Царя, а Царь спасёт меня”».

semya_24.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Е. Распутин в Царскосельском парке.

По словам Матрены Распутиной, её отец «говорил про Государя, что Он “больно добр и прост”. Про Государыню отец говорил, что Она “много твёрже Государя”. […] Отец упорно говорил Государю, что Он должен быть как можно ближе к народу, что Царь – Отец народа, что народ должен Его видеть как можно чаще, должен любить Царя, как Отца, а между тем Государь держит Себя так, что Его народ не видит и лишь боится Его имени; что если бы народ Его видел и знал, что он бы Его не боялся, а любил. Государь говорил Отцу, что если будет жить так, как хочет мой отец, то Его убьют мужики. Отец говорил Государю, что мужики никогда не убьют Царя, а убьет Его интеллигент».

 

 

semya_25.jpg
Александровский Дворец в Царском Селе.

«Отец любил Царскую Семью и был предан Ей, – заявила Матрена Распутина следователю Н.А. Соколову уже после переворота. – Он всегда хорошо и задушевно отзывался о Них». Свидетельство тому – сохранившиеся письма и телеграммы Григория Ефимовича его Августейшим адресатам:
«Здравствуйте Папочка и Мамочка, дорогие и золотые!»
«Золотой мой Папа и миленькая моя Мама!»
«Здравствуйте, Мама и Папа, сладкие мои, дорогие! Я всегда о Вас думаю…»
«Здравствуй, Боголюбивое и Избранное Семейство!»
«Шлю Ангелов в охрану всем».

semya_26.jpg
Кабинет Императора Николая II в Александровском Дворце.

Об Императоре Григорий Ефимович отзывался: «…У нашего Батюшки Царя тонкий философский разум и чувство разума охватывает в один миг всю жизнь России, доброта в очах…»
Высоко ценил он и Государыню: «…Величие Божие явилось на нашей Императрице […] Она чувствует Бога не так, как мы, простые, – а когда беседует, то Она особенно сливается с Божьей благодатью. Никто так не познал славу, как наша Матушка Императрица. […] Она именно подвижница, прошла на опыте, очень умело борется, свято и искусно».
«Милая, глубокая в духе истины Мама!»
«Великая наша Труженица, Мать Русской Земли».

semya_27.jpg
Императрица Александра Феодоровна в спальне Их Величеств в Александровском Дворце.

Первое свидание тобольского крестьянина и Государя с Государыней в присутствии Детей произошло 13 октября 1906 г. в Петергофе. Григорий «видел Детей и поговорил с ними», – записал Царь в дневник. С годами эта взаимная привязанность только укреплялась. Вот выписки из нескольких писем 1909 г.:
«Миленькие деточки! Спасибо за память, за сладкие слова, за чистое сердце и за любовь к Божьим людям».
«Миленькие детки мои. Благословляю вас четками и молитесь по три поклона на день, а когда больше выростите, то больше молитесь…»
«Сладкие детки, вот наступает весна и цветочки цветут: в то же время наши души ростут […] Золотые мои детки, я с вами живу. Миленький мой Алексеюшка и деточки, с вами я живу, и часто вспоминаю детскую и там, где мы с вами валялись. С вами живу».
«Золотые детки, я ведь по вас заскучился».
«Деточки, ласковые мои! Неужели мы скоро увидимся?»

semya_28.jpg
Императрица Александра Феодоровна с детьми и Г.Е. Распутиным. В нижнем ряду справа няня М.И. Вишнякова. Царское Село. 1911 г. Государственный архив Российской Федерации.

Писал он и каждому в отдельности.
Великой Княжне Ольге Николаевне:
«Тишина у Бога – Мы любим Бога и любовь кроткая».
«Не бойся страха, живи с миром и люби его…»
«Любовь моя горит тебе известно. […] Знаешь, что молюсь за тя и радуюсь с тобой».
«В простоте Христос, – а во Христе – мы».
Великой Княжне Татьяне Николаевне:
«Любовь есть свет и ей нет конца, а свет не утонет и любовь евангельская не устанет».
«Люби рассуждать премудро […] Молись, куда едешь, или идешь, везде подумай. Вот это и молитва».
«Пусть любовь служит крепостью».
Великой Княжне Марии Николаевне:
«Дорогая, не бойся врагов, потому с тобой Бог и я. Вот потому и бесятся и отстраняются язычники – и ты всегда будешь Девой, поэтому мир Тебе».
«Дорогая жемчужина Мария. Скажи мне как ты беседовала с морем, с природой. Я соскучился о твоей простой душе. Скоро увидимся. Целую крепко».
«Дорогая Мария. Дружочек мой. Помоги вам Господи вынести крест с премудростью и веселием за Христа. Этот мiр как день, вот и вечер так и мiр суета».
Великой Княжне Анастасии Николаевне:
«Дорогая Н[астасья]. Помни, что где мы были и сидели, вот тут был с нами Дух Божий, а няни разные были заняты бесноватой суетой. Люби Бога, Он всегда с тобой. Друг мой. Я скучаю. Не бойтесь страху. Живи паинькой по Божьему».

semya_29.jpg
Собственный ЕИВ подъезд в Александровском Дворце.

Дружбу эту всячески поощряла и Государыня, умело взращивая ее в Своих Дочерях. «Будь всегда вдумчивой и откровенной, – наставляла Она Ольгу. – Слушайся старших. Главное, помни, что ты всегда должна быть добрым примером для маленьких, лишь тогда Наш Друг будет тобой доволен».
«Мой милый дорогой Папа, – писала Великая Княжна Ольга Николаевна Своему Отцу, – […] сегодня вечером у нас будет Григорий. Мы все так чудесно радуемся его еще раз увидеть…»

semya_30.jpg

«Ангел Жатвы».

С Наследником у Григория Ефимовича связь была особая. Проследить ее помогают дошедшие до нас телеграммы. Большинство из них приходили ко дню рождения (30 июля) и дню Ангела (5 октября) Цесаревича.
(1906): «Маленький мой, я с Тобой. Уху кушаем и яички. Скоро увидимся где-то на дороге, как в Киеве будет весело – Твой Друг».
«Малютка мой! Я часто помню, и Ты меня детским сердцем помнишь. Я чувствую и прошу у Бога, чтобы Тебе весело было играть и вырос большой и беседовал с Богом».
(1909): «Маленькому на спокойство и на сон, на здоровье, ножке не болеть. Достойная есть с Тобой».
«…Как не было такого Царя и не будет. Взгляд Его похож на Петра Великого […] Алексея очень в душе имею, дай Ему рости, Кедр Ливанский, и принести плод, чтобы вся Россия этой смокве радовалась. Как добрый хозяин, наслодились одним Его взглядом взора из конца в конец».
(1912): «День торжественного начала радуемся во спасение. Радуйся вечер, Ангел Твой».
(1913): «С днем праздника. [Будь] сильным духом и премудрым умом, врагам на победу, вся и все сердечно любят, временами слезно плачут о здоровии дивного и светлого Юноши Царевича Алексея Николаевича».
«Дорогой мой Маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом стал так силен и всемогущен – так и Ты, Дорогой, так и Ты будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся».

semya_31.jpg
Г.Е. Распутин с Царскими Детьми. Вторая слева няня М.И. Вишнякова. Царское Село. 1911 г. Государственный архив Российской Федерации.

(1914): «Чту день Твой в духе величия, величаем красоту и премудрость, живи, наш Юноша, настоящую минуту врагам на страх».
«Молимся и ублажаем премудрую Твою красоту, светлый духовный разум, вся и все со слезами взываем о здоровье Твоем, рости, наш Юноша, день Твой Ангела особо отражается во всех успехах из конца в концы земли».
(1915): «Твой день Ангела радует небо и землю. Чтимое войско светозарными лучами осветило Тебя, милого Добровольца. Верим, что слава армии и прославит Тебя. Крепость духа их сильна, они столп непоколебимый, молва и распря перед ними ничто, их звуки “ура” свеча от земли до небеси. В этом свете никогда не будет тьмы».
Г.Е. Распутин хорошо знал няню Царских Детей М.И. Вишнякову (1872†после 1917). Весной 1910 г. Мария Ивановна даже побывала в гостях у Григория Ефимовича в Покровском. Старец не раз пытался наставлять ее, объясняя лежащую на ней великую ответственность.

semya_32.jpg
Цесаревич Алексий Николаевич с дядькой боцманом А.Е. Деревенько и няней М.И.Вишняковой.

В одном из сохранившихся писем к ней от 12 ноября 1907 г. Царский Друг писал: «Так как живёте во славе и питаете славу Великого Самодержавца нашего Алексея Николаевича. Ах! Какое глубокое слово и неоцененная цифра. Не глубокий ли это привет о таком Юноше. Показывай Ему маленькие примеры Божьего назидания во всех детских игрушках ищи назидания. Резвиться Ему побольше давай: пущай резвится на все. – Как видел Он невестой украшенной Божью Славу и твой пример глубоко, глубоко останется в душе Его. Духовного назидания п.ч. из дивных дивный, премудрый мудрец сей Юноша. Наша мать – слава есть на небесах. Наш Отец – в вышнем чертоге. Будем надеяться, что там наслаждение без усталости и радости неописанные, и за всё это есть благо главное любви, а во-вторых, храм и причащение. Коли бы во всём полюбить, не возгордиться, и будем здесь в славе и на небесах в радости. Конечно, враг лезет, что мы у высоких и высокий, но это есть коварность».

semya_33.jpg

Красная рубашка, подаренная Царицей Г.Е. Распутину.

В 1915 г. в Петрограде вышла 55-страничная брошюра Г.Е. Распутина «Мысли и размышления. Краткое описание путешествия по Святым местам и вызванные ими размышления по религиозным вопросам». Издатель ее свидетельствовал: «Корректура книги сделана Государыней». Участие Царицы вполне вероятно и в издании других книг Григория Ефимовича.
К сожалению, революционное время уничтожило немало материальных свидетельств Великой Дружбы Царской Семьи и сибирского старца.

semya_34.jpg
Надпись Г.Е. Распутина на записной книжке Императрицы Александры Феодоровны, сделанная им перед отъездом в паломничество в Святую Землю и на Афон. Февраль 1911 г.

Известно, например, что сначала Г.Е. Распутину дарили вещи, сделанные руками Государыни и Великих Княжон. Только благодаря автору пасквиля расстриге «Илиодора» мы имеем представление о том, как в действительности выглядели те русские рубашки, которыми одаривала Царица Григория Ефимовича. Тот смиренно благодарил. «Рубашка – риза – радость вечного жития, Твое шитьё есть златница. Благодарность за всю эту услугу я высказать не могу». «Спасибо за рубашку. Сверхъестественное смирение, большая борьба. Все люди Божии делали проще и этим утешались, а иные больше служения брали и труд сверхъестественный – послужило душе на пагубу и телу на вред. – Божии люди делили последние крохи, те более получили Спасения. Милый Авраам нам истинный путь показал. – Смотри на его дела и радуйся».
В 1912 г. Царская Семья заказала именной подарок – медальон. На лицевой его стороне было изображение Казанской иконы Божией Матери – чудотворного семейного образа в доме Распутиных. На обороте помещалась надпись: «Спаси и сохрани раба Твоего Григория». Справа был вензель Императора Николая II, слева – Императрицы Александры Феодоровны. Внизу дата: «1912». Памятный Царский дар дочь Григория Ефимовича Матрена вывезла с собой за границу, поместив его изображение в одной из своих книг.

semya_35.jpg
Именной медальон с Казанской иконой Божией Матери. Царский подарок Г.Е. Распутину. 1912 г.

Наконец, был еще золотой крест, о котором мы уже упоминали, и золотой браслет с Императорским вензелем, снятые в декабре 1916 г., после убийства, следователями с тела Царского Друга и сопровождавшие, затем, Царскую Семью на всем нелегком Их крестном пути к Уральской Голгофе.

semya_36.jpg































Г.Е. Распутин в Ялте. Май 1914 г. Фото Х. Закуниди.


Излюбленным местом отдыха Царской Семьи был Крым. Туда Она не раз приглашали Своего Друга. В первый раз это произошло в ноябре 1911 г., вскоре после освящения нового Ливадийского Дворца. Государь, рассказывал Григорий Ефимович, водил его всюду, показывал каждую комнату. Затем они вышли на балкон, где долго любовались на море и небо.
Приезжал Г.Е. Распутин в Крым и впоследствии: в марте 1912 г., сентябре-октябре 1913 г. В последний раз он побывал там в мае 1914 г. Тогда же Царская Семья также в последний раз отдыхала в любимой Ею Ливадии.

semya_37.jpg
semya_38.jpg
Гостиницы в Ялте, в которых обычно останавливался Г.Е. Распутин. Предоставлено Станиславом Моисеевым (Ялта).

semya_39.jpg

Г.Е. Распутин на вершине горы Ай-Петри близ Ялты, в Крыму. Фото М.Е. Головиной. Ноябрь 1911 г.

Имеется еще одна известная фотография Г.Е. Распутина, сделанная в Крыму. Благодаря недавней публикации нами воспоминаний М.Е. Головиной теперь известно, что она сделана ею на горе Ай-Петри (Святой Петр) по пути в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь, основанный греками в IX в., со времен Императора Александра I пользовавшийся вниманием Русских Государей. Бывали там и Царственные Мученики.
Однако датировка снимка в мемуарах М.Е. Головиной (1913 г.) ошибочна, тем более, что, если учитывать последовательность событий в тех же воспоминаниях, то эта совместная поездка имела место вскоре после возвращения Г.Е. Распутина из паломничества в Святую Землю. Таким образом, верная датировка снимка – ноябрь 1911 г.

semya_40.jpg

semya_41.jpg

semya_42.jpg
Ай-Петри.

semya_43.jpg

semya_44.jpg
Г.Е. Распутин с М.Е. Головиной (слева) и С.Л. Волынской (?). Гурзуф. 1911 г. Фото А.А. Вырубовой (?).

Не так давно исследователям жизни Г.Е. Распутина стала известна еще одна фотография старца, связанная с Крымом. На ней он запечатлен у известного фонтана «Ночь» работы немецкого архитектора Бергера. В 1898 г. его приобрел на Венской всемiрной выставке промышленник П.И. Губонин, установив его в центре Гурзуфского парка.

semya_45.jpg

Фонтан «Ночь» в Гурзуфе.

Слева от Г.Е. Распутина на снимке – М.Е. Головина, справа, как полагают некоторые исследователи (Anastasiya Rahlis), – С.Л. Волынская. Не исключено, что фотографировала А.А. Вырубова. Из воспоминаний той же М.Е. Головиной мы знаем, что в ноябре 1911 г. Григория Ефимовича в поездке по Крыму вместе с ней сопровождала А.А. Вырубова.
Возможно, именно тогда (учитывая некоторые особенности облика старца) был сделан еще один крымский снимок: А.А. Вырубова с Г.Е. Распутиным и Т.А. Родзянко (атрибуция Anastasiya Rahlis). Если это так, то фотографировала, возможно, М.Е. Головина.

semya_46.jpg
Г.Е. Распутин с А.А. Вырубовой (слева) и Т.А. Родзянко (?).Гурзуф. 1911 г. (?). Фото М.Е. Головиной (?).

Тамара Антоновна Родзянко (1881†14.3.1938), урожденная Новосильцева, дочь генерала, была замужем за Павлом Павловичем Родзянко (1990†1965), племянником председателя Государственной думы. Современники называли ее «музыкальной романической барышней». Одно время она жила в Ялте. (Возможно, именно там в один из приездов Г.Е. Распутина в Крым и сделан этот снимок.) Участвовавший в гражданской войне П.П. Родзянко, полковник русской и британской армий, сумел вместе с детьми (Тамарой и Павлом) выбраться в Англию. Его супруга осталась в Советской России. Жила в Куйбышеве (Самаре), где была арестована и расстреляна.

semya_47.jpg

Дом А.А. Вырубовой в Царском Селе. Дореволюционный снимок.

Гораздо чаще, нежели в Александровском Дворце, Г.Е. Распутин встречался с Царской Семьей в небольшом домике А.А. Вырубовой (1884†1964), дочери главноуправляющего Собственной ЕИВ канцелярией А.С. Танеева, личной подруги Императрицы Александры Феодоровны и одной из самых преданных духовных дочерей старца.
Дом Анны Александровны находился буквально в нескольких шагах от Дворца, на углу улиц Церковной и Средней. В маленьком Анином домике Государыня встречалась не только с самим Григорием Ефимовичем, но и его ближайшими духовными друзьями, среди которых было немало молодых архиереев. Кроме уже упоминавшегося епископа Исидора (Колоколова), это были епископ Кронштадтский Мелхиседек (Паевский, 1878†1931) и епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе, 1866†1918). Оба, так или иначе, были связаны с Грузией. Первого из Тифлиса привез митрополит Питирим (Окнов), второй был не только сам грузином по происхождению, но занимал там должность викарного епископа.
Оба знали Г.Е. Распутина давно, еще со времен его странствий. Епископ Мелхиседек, выпускник Казанской Духовной академии (1904), в 1905-1907 гг. был настоятелем Богоявленского Братского монастыря в Могилеве, в котором пребывала одна из особо чтимых Царственными Мучениками в последние годы Их земной жизни святынь – Могилевская Братская икона Божией Матери, перед которой, по свидетельству Государыни, Г.Е. Распутин «много лет тому назад во время своих странствий по России… молился».
Состоя 1914-1916 гг. ректором Тифлисской Духовной семинарии, он снискал горячую любовь воспитанников, несмотря на неприятности от гражданских властей, предоставив семинаристам возможность совершать богослужение на грузинском языке. 8 сентября 1916 г. архимандрита Мелхиседека в столичном Казанском соборе хиротонисали во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии.

semya_48.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владыка Мелхиседек (Паевский).

«Здесь сейчас, – сообщала Государыня Императору в письме 28 сентября 1916 г., – замечательный молодой, только что посвященный епископ Мельхиседек […] Когда он служит, то церковь бывает битком набита – очень “возвышенный” – (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могилеве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный образ Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем. […]
Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельхиседеком в ее [А.А. Вырубовой] доме, и Наш Друг будет там, – они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, – он превосходно говорит и помогает душе на время подняться над земными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пережить это вместе со Мной».
Через несколько дней Царица так изложила Свои впечатления от встречи: «так хорошо и спокойно побеседовали, такое мирное, гармоничное настроение!» В ноябре 1916 г. епископ Мелхиседек участвовал в закладке храма Преподобного Серафима Саровского при лазарете А.А. Вырубовой, где полтора месяца спустя будет погребено тело убиенного Царского Друга. Что до Царицы, то Она и после переворота продолжала интересоваться судьбой Владыки, о чем свидетельствуют ее письма из Тобольска А.А. Вырубовой.
При временщиках Преосвященный Мелхиседек был назначен епископом Ладожским, викарием Петроградской епархии. После большевицкого переворота его перевели в Белоруссию. С 1919 г. он епископ Минский и Туровский. 17 мая 1931 г. его вызвали в Москву, назначив членом Синода. Скончался Владыка в храме у престола, облачаясь перед службой.

semya_49.jpg
Могила архиепископ Мелхиседека на Преображенском кладбище в Москве.

Епископ Антоний (Гиоградзе), происходивший из семьи простого псаломщика, в 1907 г. окончил Петербургскую Духовную академию и, видимо, уже с тех пор знал Григория Ефимовича. 15 января 1912 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры его хиротонисали во епископа Горийского, викария Мцхетско-Карталинской епархии, по должности являвшимися помощниками Экзархов по управлению епархией. «…чарующее впечатление, – описывала Императрица в письме от 21 сентября 1916 г. Свои чувства от общения с Владыкой, – милая грузинская интонация в голосе, – он знает Нашего Друга дольше, нежели Мы…»

semya_50.jpg

Фрагмент фотографии участников Собора Грузинской Православной Церкви 8-17 сентября 1917 г. Слева направо: викарный епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе, 1874†1922), в сане митрополита зверски убитый в Алавердском монастыре; викарный епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окроперидзе, 1860†1921), с 1918 г. Грузинский Католикос, скончался во время эпидемии холеры; епископ Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили, 1855†1918), избранный на Соборе 1917 г. Католикосом, найден убитым в своей келлии в Марткопском монастыре; викарный епископ Горийский Антоний (Гиоргадзе).

После революции епископ Антоний был одним из сторонников автокефалии Грузинской Православной Церкви. В сентябре 1917 г. его назначили на Кутаисско-Гаенатскую кафедру, возведя в сан митрополита. Через год он был отравлен (по одной из версий, своим зятем). При большом стечении народа Владыку погребли в Кутаисском кафедральном соборе. Могла его не сохранилась.

semya_51.jpg

semya_52.jpg
Даже профессиональные «борцы с самодержавием» не могли не считаться с Дружбой Царской Семьи и Г.Е. Распутина. В качестве примера приводим две открытки выделки местечкового художника Я.Я. Рысса из целого вала подобного рода рисунков, обрушившихся на голову столичного обывателя.

semya_53.jpg


Дивный и Светлый Юноша…
Как не было такого Царя и не будет…
Великий Самодержавец…
Кедр Ливанский…


Простые безхитростные слова старца Григория о Царевиче, пробивающие, однако (если быть честными, конечно), мощную коросту нашего равнодушия. Да и как иначе, ведь источником их было любящее сердце!

Алексея очень в душе имею…

semya_54.jpg
Григорий Распутин. Государственный архив Российской Федерации.

«Её Величество была убеждена, – писала о Государыне Её подруга Ю.А. Ден, – что Распутин наделён даром исцелять больных. Она верила, что существуют такие люди, которым этот дар ниспослан Свыше, и что Распутин – один из них. Когда Ее уговаривали обратиться к помощи самых знаменитых докторов, Её Величество неизменно отвечала: “Я верю в Распутина”».
И вера Государыни не была посрамлена!.. «Наследник, – свидетельствовала А.А. Вырубова, – во время Своей болезни утверждал Матери и мне, что Григорий Ефимович входит к Нему в детскую, крестит Его “и тогда Мне лучше”».
В своих воспоминаниях Анна Александровна упоминала о предсказании Григория Ефимовича о том, что с 12-ти лет, то есть с 1916 года, Царевич «начнет поправляться и впоследствии совсем окрепнет». Более подробно А.А. Вырубова рассказала об этом в интервью американской журналистке Рите Чайлд Дорр летом 1917 г.: «“Когда Ребёнку исполнится двенадцать лет, – сказал нам Распутин, – Он начнёт поправляться. Потом Его здоровье будет постоянно улучшаться, и когда Он станет взрослым, Он будет здоров, как любой другой молодой мужчина Его возраста”. И очень скоро после того, как Мальчику исполнилось двенадцать, Он на самом деле начал поправляться».

semya_55.jpg
Дом для почетных гостей в Верхотурском монастыре, в который в 1917 г. должен был приехать Царевич Алексий с Г.Е. Распутиным. Верхотурский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник.Предоставлено архимандритом Тихоном (Затёкиным).

Лейб-медик профессор С.П. Федоров рассказывал о времени вскоре после убийства старца: «…Матрос Деревенько однажды приносит Наследнику просфору и говорит: “Я в церкви молился за Вас; и Вы помолитесь святым, чтобы они помогли Вам скорее выздороветь!” А Наследник отвечает ему: “Нет теперь больше святых!.. Был святой – Григорий Ефимович, но его убили. Теперь и лечат Меня, и молятся, а пользы нет. А он, бывало, принесет Мне яблоко, погладит Меня по больному месту, и Мне сразу становится легче”…»

semya_56.jpg
М.В. Нестеров. Праведный Симеон Верхотурский. Бумага, гуашь. 1906 г. Нижегородский художественный музей. Этот эскиз, представленный на проходившей в январе 1907 г. в Петербурге выставке работ художника, был приобретен Императрицей Александрой Феодоровной. В Царское Село его лично доставил автор.

Для исцеления Царевича Алексия Николаевича, по совету Г.Е. Распутина, незадолго до начала Великой войны было решено возвести 12 храмов. Один из них был построен и освящен 18 октября 1912 г. в селе Погребя, на левом берегу Днестра.

semya_57.jpg
Такой должна стать церковь в селе Погребя, построенная некогда по благословению Г.Е. Распутина для исцеления Наследника Всероссийского Престола – Цесаревича Алексия Николаевича.

Свято-Алексиевская церковь простояла до 1944 г., когда сильно пострадала во время боев. Недавно, по инициативе местного предпринимателя и с благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимiра, было решено восстановить разрушенный храм, назвав его в честь Святых Царственных Мучеников. 3 октября 2013 г. состоялось освящение фундамента с участием благочинных из Криулян и Дубоссар. Хотя церковь находится в селе, расположенном на левом берегу Днестра, административно оно относится не к Приднестровской республике, а к Молдавии.

semya_58.jpg

semya_59.jpg
Последние фотографии Царевича. Тобольск. «Дом свободы». Май 1918 г. Пароход «Русь» 7 мая 1918 г. Автор съемки – Ч.С. Гиббс, учитель Алексея Николаевича. Предоставлено К.А. Протопоповым (Москва).

"Дорогой мой Маленькой! Посмотри-ка на Боженьку, какие у Него раночки. Он одно время терпел, а потом стал так силен и всемогущен – так и Ты, Дорогой, так и Ты будешь..."

 

Эту и другие публикации читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"

 


скачать


Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати