СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ
(Продолжение; начало см. здесь)

Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889 г.
Екатеринбургские Владыки
Занимавшие в 1903-1910 и 1914-1917 гг. Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру Архиереи, епископы Владимiр (Соколовский-Автономов, 1852†1931) и Серафим (Голубятников, 1856†1921), относились к Г.Е. Распутину весьма благосклонно.
Оба были монархистами, поддерживали черносотенные организации, активно боролись с революцией.
Заметны были Владыки и проявлениями глубокой веры.
О епископе Владимiре посетивший в июне 1905 г. Екатеринбург о. Иоанн Кронштадтский оставил в своем дневнике такой отзыв: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный».
Именно под его наблюдением и при его содействии в Верхотурском монастыре был возведен Крестовоздвиженский собор.

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимiр (Соколовский-Автономов)
Что касается епископа Серафима, то он, как известно, отличался почитанием Божией Матери, организовав в 1911 г. массовое паломничество в Почаевскую Лавру.
Владыка шел пешком 200 верст во главе 20 тысяч паломников на поклонение цельбоносной стопочке Богородицы.
2 марта 1917 г. епископ Серафим произнес в Богоявленском кафедральном соборе проповедь, в которой осудил слухи об отречении Государя и предложил не признавать никакого другого правительства.
10 мая 1917 г., как один из самых твердых и последовательных монархистов в среде русского епископата, был изгнан из епархии.
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников)
Этому решению предшествовало учрежденное Синодом следствие, интересовавшееся подробностями отношений Преосвященного с Г.Е. Распутиным.
Сам Архиерей отвечал уклончиво, от себя лично ничем не похулив Царского Друга: «Прибыв в епархию, я посетил Верхотурский монастырь, где почивают мощи св. прав. Симеона. Там я узнал кое-что загадочное о Распутине, о его доступности к Царскому Двору и к Великим Князьям, но худого ничего не слыхал».
Оба Архиерея скончали свои дни в Первопрестольной. Уволившись по болезни, епископ Владимiр был назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря.
В это время он близко сошелся с Московским митрополитом Макарием, как известно, высоко ценившим Григория Ефимовича и поддерживавшим с ним отношения, когда тот приезжал в Москву.
После революции Владыка Владимiр вынужден был служить как простой священник, скончавшись, как рассказывали, в ужасающей нищете.
Местопребыванием епископу Серафиму революционным Синодом был определен Новоспасский монастырь в Москве, превращенный в 1918 г., уже при большевиках, в тюрьму, первым узником которой и стал Владыка. Там же, по преданию, он был расстрелян.

Москва. Иверская часовня. Дореволюционная открытка
В отличие от Владык Владимiра и Серафима, занимавший Екатеринбургскую кафедру в 1910-1914 гг. епископ Митрофан (Афонский, 1861†1920) враждебно относился к Г.Е. Распутину.
«Оценку» этому дал старец Макарий Октайский, не допустивший к себе в келлию этого Архиерея, демонстративно приняв при этом епископа Серафима (Голубятникова).
История эта была обнародована еще в дореволюционной церковной печати.
Епископ Екатеринбургский и Ирбитcкий Митрофан (Афонский)
Однако это негативное отношение к Царскому Другу всего лишь одного из Екатеринбургских Преосвященных сильно повлияло на насельниц Верхотурского Покровского женского монастыря.
Закрепило его, вероятно, общение монахинь с приезжавшей сюда в июле 1914 г. Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной.
Верхотурский Покровский монастырь

«Церковь Покрова и женский монастырь». Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Что касается самой Покровской обители, то она была основана в 1621 г. епископом Сибирским Киприаном, став первым женским монастырем не только за Уралом, но и вообще во всей Сибири.
Захирев через некоторое время, монастырь был вторично открыт 27 апреля 1907 г. Два года спустя там состояло пять мантейных монахинь, 148 послушниц и 12 воспитанниц детского приюта.
Кроме местных жителей, монастырь посещали паломники, в большом числе стекавшиеся в Верхотурье на поклонение Святому праведному Симеону. Среди них был и Г.Е. Распутин.
Настоятельницей Верхотурского Покровского монастыря в 1901-1925 гг. была игумения Таисия (Сычева).
Игумения Таисия (Сычева)
Сменившая ее монахиня Олимпиада (Шубина, 1880†1963) показывала в 1933 г. следователю ОГПУ: «В качестве богомольца из Петербурга в наш монастырь в течении 10 лет приезжал старец Григорий Распутин, привозивший с собой разную многочисленную челядь, в частности знаменитую Анну Александровну Вырубову, других лиц я сейчас точно не помню».

Монахиня Олимпиада (Шубина)
Почувствовав прохладное отношение, Григорий Ефимович написал игумении Таисии записку:
«Я к Вам бы не заехал, но Большие велят, я зла Вам не делал, но силу на зло имею».
«Гора Афон, Гора Святая…»

Вершина Афона
Дважды довелось побывать Г.Е. Распутину на Святой Горе Афон.
Впервые он туда ходил в 1902 г. со своим дядей Дмитрием Ивановичем Печеркиным (1874†после 1929), отправившимся странствовать после смерти троих детей и супруги Пелагеи Яковлевны (1874†1902), на которой женился в 1895 г.

Мать Игумения Горы Афонской
Дмитрий Иванович остался на Афоне трудником, а в 1905 г. был принят в Пантелеимоновский монастырь послушником.

Русский Пантелеимонов монастырь
В другой раз Григорий Ефимович отправился на Афон в 1911 г. во время своего длившегося почти четыре месяца паломничества, начинавшегося на Святой Земле.
Там он вновь встретился со своим родственником, принявшим к тому времени монашеский постриг с именем Даниил.

Карея. Отсюда управляют монастырями Св. Горы
При этом Г.Е. Распутин многое замечал.
Одному из своих собеседников он говорил: «Я ездил в Иерусалим, бывал на Старом Афоне – великий грех там от греков и живут они неправильно, не по-монашески. Но болгары еще хуже. Как они издевались над русскими, когда нас везли; они – ожесточенная нация, ощетинилось у них сердце; турки куда религиознее, вежливее и спокойнее. Вот видишь, как, а когда смотришь в газету – выходит по-иному. А я тебе говорю сущую правду».

Русский Ильинский скит
Правоту этих слов Григория Ефимовича относительно беззаконий греческих и болгарских монахов на Святой Горе, высказанных им журналисту, подтвердили высылка в 1913 г. с Афона, под прикрытием борьбы с имяславием, объявленного греческими выучениками западных теологических институтов «ересью», до полутора тысяч русских монахов, а также безстыдное послереволюционное «выдавливание» оттуда оставшихся насельников русских обителей.

Пасха 1913 г. в одном из греческих монастырей. С оружием в руках на... Святой Горе
Не зря о. Иоанн Кронштадтский незадолго до кончины пророчески писал на Святую Гору: «Афонским инокам венцы мученические».
Автограф св. праведного о. Иоанна Кронштадтского из его письма о. Антонию (Булатовичу) от 1 октября 1908 г.
Среди высланных в 1913 г. с Афона оказался и монах Даниил (Печеркин), которого Григорий Ефимович поселил в своем доме в Покровском, где тот жил до убийства своего родственника, товарища по странствиям и благодетеля. После он уехал на Новый Афон, где, скорее всего, уже в советское время, стал жертвой репрессий.

На празднике в одной из афонских обителей. Фото начала ХХ в.
Что касается Г.Е. Распутина, то он публично не раз высказывался против необдуманных действий, предпринятых на Св. Горе некоторыми иерархами-синодалами:
«А то еще приехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христос – святое Имя, а Иисус – нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя молиться, а они шуметь. О. Мисаил приехал и говорит им, распишись. Это в духовных-то делах “распишись”? Это как же в вере-то “распишись”? Это тебе Афон, а не министерство. А они им “распишись”, “распишись”! Я и Владимiру Карловичу [Саблеру] сказал, что это – грех! И кому нужно, всем сказал, что так нельзя. Ну и поняли, что я – прав. А он – “распишись”!»
«Вот у нас, – говорил он, – всегда так: раздуют дело, напутают, а потом все свалят на Царя, и Царь несет всю ответственность».
Среди афонских монахов
Г.Е. Распутин пытался хоть как-то исправить содеянное. Именно он способствовал встрече Императора Николая II с монахами-изгнанниками.
Состоялась она в Александровском Дворце 13 февраля 1914 г., когда праздновалась память преп. Стефана, в иночестве Симеона, Царя Сербского, мvроточивого, ктитора Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон.
В дневнике Государя читаем: «Такой же солнечный день. Утро было занятое. Завтракал [...] Принял четырех афонских старцев из изгнанных оттуда». Этими старцами были: иеросхимонах Николай (Иванев), схимонах Исаакий (Грязев), схимонах Мартиниан (Белоконь), монах Манассия (Зенин) – все из Свято-Пантелеимонова монастыря.

Русские святогорцы-изгнанники, встречавшиеся с Государем. Фото опубликовано в петербургском журнале «Дым Отечества» (1914. 27 февраля. С. 10)
В Докладной записке служащего Св. Синода, сопровождавшего святогорцев в Царское Село, сообщалось:
«…После получасового ожидания во Дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолжении приблизительно 40 минут, причем в комнате, где велась беседа, из Свиты никто не присутствовал.
В конце аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошел Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал Его в голову».

В афонской костнице
«…Ее Императорское Величество, – писал в рапорте архиепископ Арсений (Стадницкий), – будто бы настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слез».
Подробнее о проблемах, связанных с имяславием, и роли в разрешении этого дела Государя и Царского Друга см. в нашем исследовании: "Сладчайшее Имя Иисусово".

Странник. Фото М.П. Дмитриева. 1895-1900 гг.
В Кронштадте
Одним из ключевых знакомств «Опытного странника» во время хожений по Руси была его встреча с о. Иоанном Кронштадтским.
Произошла она в 1903 или 1904 годах.
Предшествовало ей другое знакомство: с миллионершей И.А. Башмаковой из села Реполова на Иртыше. Владелица золотого прииска в Тобольской губернии Ирина Александровна только что овдовела и искала утешения в паломничестве в Абалакский монастырь, где ее встретил Г.Е. Распутин и сумел ободрить в ее горе.
Купчиха пригласила странника в Петербург, где в одном из гостиничных номеров ее утешитель встретился с давним знакомым И.А. Башмаковой – о. Иоанном Кронштадтским.

Протоиерей Иоанн Сергиев
Пастырю «так понравился Григорий Распутин», что он «расцеловал его и тут же назвал своей правой рукой».
О взаимоотношениях о. Иоанна с Г.Е. Распутиным см. в нашем исследовании:
"Кронштадтский пастырь и странник Григорий".
Вскоре странник отправился в Кронштадт, в известный на всю Россию собор Святого Апостола Андрея Первозванного, куда стекались тысячи паломников.

Паломник. Дореволюционная открытка
«Прибыв в столицу, – писала в воспоминаниях дочь Григория Ефимовича, – он дождался первого праздничного дня и с посохом в руке, с котомкой за плечами, пришел на службу в Кронштадтский собор.
Собор был полон хорошо одетых людей; и причастники, принадлежавшие к высшему свету Петербурга, тотчас выделялись своими нарядами. Мой отец в своей крестьянской одежде стал позади всего народа.
Андреевский собор в Кронштадте
В конце Литургии, когда диакон, держа в руках Св. Чашу, торжественно возгласил: “Со страхом Божиим и верою приступите”, – Иоанн Кронштадтский, который в этот момент выходил из ризницы, остановился и, обращаясь к моему отцу, пригласил его подойти к принятию Св. Таин. Все присутствующие в изумлении смотрели на смиренного странника.
Общая исповедь о. Иоанна Кронштадтского
Несколько дней спустя отец мой был принят Иоанном для личной беседы и он, как и Макарий, подтвердил ему, что он “избранник Божий”, отмеченный необычным жребием. Эта встреча весьма впечатлила моего отца, который часто говорил о ней впоследствии.
Горизонт его жизни расширился. Благодаря покровительству Батюшки, столь популярного в России, он заинтересовал многочисленных поклонников Иоанна, которые искали с ним встречи».
Дом о. Иоанна в Кронштадте
«Кронштадтский Пастырь, – читаем в одной из дореволюционных газет, – знакомил новоявленного “старца” с влиятельными лицами, возил с собою везде и всюду, и благодаря этому его успех заранее был предрешён».

Образ св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Икона Русской Православной Церкви Заграницей
«Был я у о. Иоанна Кронштадтского, – рассказывал Г.Е. Распутин одному из своих знакомых. – Он меня принял хорошо, ласково.
Сказал: “Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я, недостойный, делаю…”».
Собственноручное заявление о. Иоанна Кронштадтского о вступлении в Союз Русского Народа. 19 ноября 1907 г. Судя по имеющейся отметке, бланк заявления печатался в петербургской типографии Генералова по адресу: ул. Гороховая, 31. Она не только располагалась по соседству с домом, в котором впоследствии жил Г.Е. Распутин, в ней же печатались и книжки Григория Ефимовича.
В мемуарах Матрёны Распутиной есть упоминания и о второй встрече отца с о. Иоанном: «Отец мой поддерживал отношения с Иоанном Кронштадтским и, желая вновь видеть и слышать его, предпринял второе путешествие в С.-Петербург в 1906 году».
«…Он благословил меня, – говорил Г.Е. Распутин впоследствии, – и пути указал».
Знак Союза Русского Народа
Посещавшие еще до кончины о. Иоанна покровский дом Григория Ефимовича не могли не заметить «на письменном столе, на самом видном месте, большой портрет Иоанна Кронштадтского».
Фотографическая карточка о. Иоанна с его дарственной надписью 22 января 1904 г.
Это знакомство и благожелательное отношение Всероссийского Батюшки к страннику из Сибири открыло ему впоследствии немало дверей – в монастырские келлии, высокие кабинеты, великосветские салоны и дворцы.
(Продолжение следует)
Эти и другие материалы читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"