Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Царский Друг For users who are interested in Solaris website history, visit solaris onion link https://solaris6hl3hd66utabkeuz2kb7nh5fgaa5zg7sgnxbm3r2uvsnvzzad.net

 

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ (Продолжение)

Автор:  Сергей ФОМИН

 

 

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ

(Окончание; начало см. здесь)


Моленная Распутина в Москве

Городом, с которым Г.Е. Распутин был издавна связан, и особенно в последние годы, несомненно, была Москва.

strannik_6_01.jpg

Москва. Храм Христа Спасителя и Каменный мост

Приезжая в Первопрестольную, он, как правило, останавливался в доме Анисьи Ивановны Решетниковой (1836†1916), вдовы потомственного почетного гражданина московского 1-й гильдии купца Ивана Степановича Решетникова (1820†1897), совладелицы Товарищества по торговле мануфактурными товарами «И.С. Решетников и Ко».
Дом этот, всякий раз во время приездов в Москву старца превращавшийся в его штаб-квартиру, располагался неподалеку от Новодевичьего монастыря: Большая Царицынская (ныне Большая Пироговская), 35 а, строение 1.
Еще не так давно жившие поблизости старожилы рассказывали о находившейся некогда там моленной Григория Ефимовича.
Первоначально дом этот с толстыми метровыми стенами был двухэтажным, с изломанным профилем (эта часть была трехэтажной).
В 1961 г. он был надстроен еще тремя этажами, с эркерами, превратившись в шестиэтажную постройку. После революции потомков владелицы, сестер Решетниковых, переселили на третий этаж.
В 1927-1933 гг. здесь жил писатель Михаил Булгаков вместе со второй супругой Любовью Евгеньевной Белозерской; тут он начал писать свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита».
Именно сюда ему звонил Сталин.
«В древние времена, – вспоминала Л.Е. Белозерская, – из Кремля по прямой улице мимо Девичья Поля ехали в Новодевичий монастырь тяжелые Царские колымаги летом, а зимой расписные возки. Не случайно улица называлась Большая Царицынская.
Если выйти из нашего дома и оглянуться налево, увидишь стройную шестиярусную колокольню и очертания монастыря. Необыкновенно красивое место. Пожалуй, одно из лучших в Москве.
Наш дом (теперь Большая Пироговская, 35 а) – особняк купцов Решетниковы, для приведения в порядок отданный в аренду архитектору Стую.
В верхнем этаже – покои бывших хозяев. Там была молельня Распутина, а сейчас живет застройщик-архитектор с женой».
Иными словами, до сего времени в Москве существует не только дом, тесно связанный с именем Царского Друга, но и место его молитвенных подвигов.


strannik_6_02.jpg

Дом Решетниковых в Москве на Большой Царицынской, в котором не раз останавливался Г.Е. Распутин


В 1933 г. во дворе построил себе дом и мастерскую П.Д. Корин; в ней он планировал осуществить свой главный замысел – написать полотно «Русь уходящая».
В дом Решетниковых повидаться с Г.Е. Распутиным приходил старец-митрополит, Московский Преосвященный Макарий (Парвицкий-Невский, 1835†1926).
Знакомы они были с давних пор: еще в бытность свою на Алтае, Владыка приглашал Григория Ефимовича погостить у него.
После назначения Архиерея на Московскую кафедру (25.3.1912) эти отношения продолжились. Святитель называл Царского Друга «святым человеком».
«Святым» именовал «Апостола Алтая» и «Опытный странник».

strannik_6_03.jpg

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский)

 

Оба близко знали сына А.И. Решетникова – Николая Ивановича (1857†1928), устроителя и заведующего лазаретом А.А. Вырубовой в Царском Селе.
Он был частым гостем в петербургской квартире Г.Е. Распутина и находился в доверительных отношениях к Владыке.

strannik_6_04.jpg

Александра Ивановна Решетникова, урожденная Лобанова, сестра директора правления Волжско-Камского банка Василия Ивановича Лобанова. Невестка Анисьи Ивановны Решетниковой. Вместе со своим супругом Николаем Ивановичем она не раз навещала Г.Е. Распутина в Петербурге

 

Епископ Варнава (Накропин) писал в сентябре 1915 г. Императору Николаю II в связи с противодействием некоторых архиереев-синодалов прославлению Святителя Иоанна Тобольского:
«…А вот святой старец Макарий Митрополит, тот не только выразил радость о пропетом величании, прислал телеграмму и сказал Николаю Ивановичу Решетникову, что с радостию поедет и докончит начатое святое дело…»
Это, как мы знаем, и случилось: митрополит Московский и Коломенский Макарий на следующий год возглавил торжества прославления Великого Тобольского Святителя.
Сразу же после февральского переворота 1917 г. противозаконно смещенный с кафедры, митрополит Макарий был прославлен в лике святых на Соборе 2000 г.



«Он мудрый, богат разумом…»

Был близок Г.Е. Распутин и с другими представителям московского духовенства, также впоследствии прославленными в лике святых.
Одним из них был протоиерей Иоанн Восторгов (1864†1918) – выдающийся проповедник, миссионер, известный церковный писатель и деятель монархического движения, ближайший сотрудник митрополита Макария.

strannik_6_05.jpg

Кремль и Красная площадь с храмом Василия Блаженного – последним местом служения протоиерея Иоанна Восторгова

 

В нелегкое для Г.Е. Распутина время он во всеуслышание заявил, что Григорий Ефимович «истинный христианин».

strannik_6_06.jpg

Протоиерей Иоанн Восторгов

 

В то время голос отца Иоанна звучал на всю страну.
Именно благодаря его трудам Церковь справилась с задачей удовлетворения духовных нужд переселенческого движения, возникшего в результате осуществления П.А. Столыпиным крестьянской реформы.
Отец Иоанн не только организовал духовное окормление переселенцев, но и создал семинарские курсы, на которых учителей, псаломщиков и других достойных и способных людей готовили к пастырской деятельности.
Не раз он бывал и в Тобольской епархии. Известно, например, о пребывание его там летом 1912 года в связи с устройством миссионерских курсов.
Недавно московский Царский музей «Наша эпоха» пополнился ценнейшим экспонатом – книгой епископа Тобольского и Сибирского Алексия (Молчанова) «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», вышедшей в Казани в 1888 г., когда автор ее был еще священником.

strannik_6_07.jpg

Книга с автографом, подписанная о. Иоанну Восторгову. Собрание музея "Наша Эпоха" (Москва)

 

Дарственная надпись датирована 2 августа 1912 года.

strannik_6_08.jpg


Владыка Алексий, напомним, снял обвинение с Г.Е. Распутина в хлыстовстве.

strannik_6_09.jpg

Печать-экслибрис о. Иоанна Восторгова на книге, подаренной ему епископом Алексием (Молчановым)


Не исключено также, что о. Иоанн Восторгов встречались с Г.Е. Распутиным во время этого пребывания миссионера в Тобольской губернии. Возможно, даже, что священник побывал и в Покровском…
Помощь эта отца Иоанна Григорию Ефимовичу не осталась безнаказанной.
Клеветали на Царского Друга, клеветали и на о. Иоанна Восторгова, обвиняя в блуде, покрытии убийства и разграблении казённых денег.
«Вы знаете, по рассказам ваших смутьянов, усердно распространяемых здесь на моей родине, – обратился 24 августа 1908 г. о. Иоанн к односельчанам (в станице Ново-Александровской Кубанской области), – я будто бы за что-то сослан в Сибирь, совершал преступления, убил жену, бежал даже в Америку. Всё это клевещут за то одно, что я остался верен долгу и присяге Богу, Царю и отечеству…»
«Протоиерей Восторгов, – вспоминал митрополит Евлогий (Георгиевский), –познакомил меня со своей женой. “Вот жена, которую я отравил…” – шутливо сказал он…»
«– Да вот, родной мой, – пытался толковать Григорий Ефимович журналисту, – об отце Восторгове!.. Оправданий никаких не надо, не требуется, конечно… Для чего? Ведь Один Бог – без греха. И несть человек, иже жив будет, и не согрешит…
И о. Восторгов, конечно, как все мы, люди смертные, делал ошибки, но в ошибках своих и прегрешениях он даст отчет перед общим нашим Судьёй, что там, в Небесах. На земле же отец Восторгов вот какой: у него дар, дар от Бога, доподлинный…
Он мудрый, богат разумом, красноречив и может благие дела делать… Вот что, родной…»
В мае 1913 г. о. Иоанн был назначен настоятелем московского Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного), в котором он служил до самых последних дней своей земной жизни.
В 1915 г., в самый разгар Великой войны в этот храм из Белостока были привезены мощи святого мученика младенца Гавриила, ритуально закланного талмудистами в 1690 году.


strannik_6_10.jpg
Икона священномученика Иоанна


С этой почитаемой православными христианами святыней и был связан арест и расстрел о. Иоанна, по доносу своих собратий-священников обвиненного в антисемитской пропаганде.
В 2000 г. на Соборе протоиерей Иоанн Восторгов был прославлен в лике святых.

 


Собеседования в Новоспасском

strannik_6_11.jpg
Новоспасский монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского

Другим московским знакомым Г.Е. Распутина был будущий священномученик Макарий (Гневышев, 1858†1918).
Встреча эта состоялась, как полагают, не без содействия о. Иоанна Восторгова.
Будущий Владыка был не менее известным проповедником, миссионером и монархистом-черносотенцем, чем о. Иоанн. Он также был женатым священником, но в 1908 г., овдовев, был пострижен в монашество и назначен настоятелем Высокопетровского монастыря в Москве с возведением в сан архимандрита.
Уже в следующем году его перевели на такую же должность в Новоспасский монастырь. Назначение это означало большое доверие не только со стороны церковных властей, но, прежде всего, Царской власти.

strannik_6_12.jpg

Епископ Макарий (Гневышев)


В обители, напомним, находилась усыпальница бояр Романовых, а архимандрит Макарий пребывал в должности настоятеля вплоть до лета 1914 г., т.е. и во время юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых в 1913 г.
Именно в это время в монастыре происходили встречи Г.Е. Распутина с о. Макарием, причем нередко с участием о. Иоанна Восторгова.
Об этом, имея в виду профессора Московской духовной академии Д.И. Введенского, упоминал в своей дневниковой записи Л.А. Тихомиров (21.1.1914): «Раз, при приезде Распутина в Москву, Введенский лично спрашивал Восторгова, правда ли, что Распутин остановился у Макария (Гневышева) в Новоспасском монастыре? Восторгов ответил, что ничего не знает, а между тем был в Новоспасском, где они втроем – Восторгов, Макарий и Распутин сидели и беседовали о чем-то».
Заметим попутно, что Новоспасский монастырь, даже и впоследствии, уже после переворота, был своего рода местом притяжения для близких Г.Е. Распутину лиц.
Так, после изгнания из епархии, в том числе и за близость Царскому Другу, епископа Екатеринбургского Серафима (Голубятникова) местом пребывания ему была назначена именно эта обитель. Здесь он и принял смерть от большевиков в 1918 г., став первым узником монастыря-тюрьмы.
Настоятелем Новоспасского монастыря в 1919-1922 г. был другой Преосвященный, епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Добронравов), уволенный за доброе отношение к Г.Е. Распутину. Он также почил здесь, правда от астмы.
Что касается архимандрита Макария, то 11 июля 1914 г. он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, а 28 января 1917 г. переведен на самостоятельную кафедру, став епископом Орловским и Севским.
Однако пребывание на новом месте продолжалось недолго. Уже 9 апреля 1917 г. «Комитет общественной безопасности Орла заявил, что Макарий (Гневышев), известный “ревнитель старого режима, сподвижник Восторгова и других темных деятелей, вносивших смуту в русскую государственную и церковную жизнь, неуместен и даже опасен в качестве иерарха при новом порядке”, и потребовал удалить его с Орловской кафедры. […]
10 мая съезд духовенства и мiрян принял решение о срочном удалении Макария […] 26 мая Макарий был уволен…»
Сначала Владыку Макария назначили управляющим Спасо-Авраамиевым монастырем Смоленской епархии на правах настоятеля, затем (в августе 1918 г.) – епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.
Своими проникновенными проповедями Преосвященный завоевал любовь верующих. Большевики подсылали к нему убийц, но те поссорились, в результате чего один убил другого.
Тогда епископа решили арестовать, за контрреволюционную деятельность приговорив к расстрелу.


strannik_6_13.jpg

Икона священномученика Макария


4 сентября Архиерея вместе с другими приговоренными привезли в пустынное место под Смоленском. Владыка горячо молился по четкам за каждого; упавших духом, подходя, благословлял. Убили его последним.
Епископа Макария прославили в лике святых на Архиерейском Соборе 2000 г.

 

Владыка Феодор (Поздеевский) – «ставленник Распутина»


strannik_6_14.jpg

Свято-Данилов монастырь

 

Среди пострадавших после февральского переворота 1917 г., как «ставленник» Г.Е. Распутина, был епископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор (Поздеевский, 1876†1937).
В 1909-1917 гг. Владыка был ректором Московской Духовной академии. Все студенчество и половина корпорации преподавателей добились удаления епископа Феодора с поста ректора с 1 мая 1917 г.
Современному читателю излишне напоминать о том, что епископ Феодор был широко известен как строгий монах и аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди верующих и архиереев.
Не исключено, что его знакомство с Г.Е. Распутиным произошло в период между 1902 и 1904 гг, когда он был инспектором Казанской Духовной семинарии.


strannik_6_15.jpg

Епископ Феодор (Поздеевский)


Владыка Феодор был известен также своей монархическо-черносотенной деятельностью и борьбой с революционной крамолой.
В 1906 г., когда он был ректором Тамбовской духовной семинарии, в него стрелял один из одурманенных разрушительной пропагандой воспитанников.
В том же году его назначили ректором Московской духовной семинарии, а три года спустя – ректором Московской академии. (Тогда же его хиротонисали и во епископа.)
Он был близок к митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию и о. Павлу Флоренскому. Будучи строгим монахом-аскетом и сторонником святоотеческого богословия, он уволил разглагавших на своих лекциях воспитанников духовных школ либеральных преподавателей.
Когда пришло время, те ему отомстили, настояв на увольнении Владыки Феодора с поста ректора после февральского переворота 1917 г.
С 1 мая 1917 г. епископ Феодор был назначен настоятелем Свято-Данилова монастыря в Москве, руководя там деятельностью неофициальной Высшей богословской школы.
По обвинению а антисоветской деятельности он не раз арестовывался и, в конце концов, был расстрелян.


strannik_6_16.jpg

Священномученик и исповедник архиепископ Феодор Волоколамский. Икона Русской Зарубежной Церкви


Собором Русской Православной Церкви Заграницей 1981 г. был прославлен как священномученик и исповедник.



Казанские знакомства

 

strannik_6_17.jpg

Казанская духовная академия

 

Казань в жизни Г.Е. Распутина сыграла большую роль. В этом в то время крупном православном духовном центре он обрел важные знакомства. Именно через этот город лежал его дальнейший путь в столицу.

Учитывая происхождение его духовного наставника – старца Макария (Поликарпова), уроженца Казанской губернии, – это была не случайная точка на карте.
Попал он в Казань через свою знакомую И.А. Башмакову – владелицу золотого прииска в Тобольской губернии.
У Ирины Александровны в Свияжском уезде жила близкая родственница, к которой она часто наведывалась, подолгу останавливаясь в Казани. Сюда привезла она и своего тогда еще безвестного земляка – Г.Е. Распутина, познакомив его не только с именитыми купцами, но и со знакомыми благочестивыми людьми.
Случилось это, как полагают, в 1903-1904 гг. По свидетельству жандармского генерала А.И. Спиридовича, по долгу службы собиравшего сведения о Г.Е. Распутине, перед появлением в Петербурге Григорий Ефимович «отправился на богомолье в Киев и сравнительно долго жил на обратном пути в Казани…»
«…В своих паломничествах, – вспоминал впоследствии митрополит Вениамин (Федченков), – Григорий Ефимович добрался и до Казани. Там он познакомился с монахами – профессорами и студентами Духовной академии и произвёл на них сильное впечатление».

strannik_6_18.jpg

Казанская духовная семинария


С казанскими духовными школами так или иначе связаны были многие хорошие знакомые Григория Ефимовича. Ректорами местной духовной академии были: в 1900-1905 гг. епископ Алексий (Молчанов), впоследствии Тобольский Преосвященный, освободивший Г.Е. Распутина от ложного навета в хлыстовстве; а в 1905-1912 гг. – епископ Алексий (Дородницын), будущий Саратовский Владыка.
Преемник последнего по поволжской кафедре, епископ Палладий (Добронравов), в сане архимандрита, был в 1897-1899 г. наблюдателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии.
Завел связи Григорий Ефимович и с местной семинарией. По свидетельству дочери Матрены, ее отец «познакомился с одним профессором Духовной академии, чье имя выпало у меня из памяти, и который очень заинтересовался его мыслями. Они вместе устраивали беседы».
Эти слова дочери Григория Ефимовича косвенно подтвердил упоминавшейся нами генерал А.И. Спиридович, утверждавший, что в Казани, тот «познакомился с неким отцом Михаилом, имевшим какое-то отношение к местной духовной академии. Отец Михаил очень заинтересовался необычайным странником Григорием. Он видел в нём человека сильной веры и характера, работающего над собой, и он увлёкся им. Покровительствуя Григорию, отец Михаил толкнул его на мысль отправиться в Петербург и снабдил его рекомендательным письмом…»
Речь идет об архимандрите Михаиле (Богданове, 1867†1925) – выпускнике Казанских духовных семинарии (1888) и академии (1900), происходившем из вдовых священников.

strannik_6_19.jpg

Епископ Михаил (Богданов), в 1905-1907 гг. ректор Казанской духовной семинарии

 

В 1905-1907 гг. он был ректором семинарии, а 30 августа 1907 г. его хиротонисали во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
Скорее всего, в ту же пору произошло знакомство Г.Е. Распутина и с будущим Владыкой Феодором (Поздеевским), в 1902-1904 гг. инспектором Казанской духовной семинарии в сане иеромонаха.
Этому, на наш взгляд, способствовало благожелательное отношение к «Опытному страннику» духовного отца – старца Гавриила Седмиезерского, о котором речь впереди.

strannik_6_20.jpg

Спасо-Преображенский монастырь в Казани

 

Другим памятным казанским знакомым Григория Ефимовича был архимандрит Андрей (князь Ухтомский, 1872†1937).
С 1899 г. он был наблюдателем Миссионерских курсов при Казанской духовной академии. 4 октября 1907 г. о. Андрей был хиротонисан во епископа Мамадышского, епископа Казанской епархии.
Происходило это в Спасо-Преображенском монастыре, определенном местопребыванием нового Владыки. До этого настоятелем обители был епископ Алексий (Дородницын).
Расположенный в юго-западной части Казанского кремля и основанный в 1556 г. этот монастырь, по статусу и значимости в епархии, занимал второе место после Успенской Свияжской обители. Именно в нем, на квартире епископа Андрея часто бывал и даже иногда останавливался Г.Е. Распутин.
У них было немало общего. Для обоих был непререкаем авторитет о. Иоанна Кронштадтского.


strannik_6_21.jpg

Епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии Андрей (князь Ухтомский). Фото 1907 г.


Будучи человеком, ведущим подчеркнуто аскетический образ жизни, епископ Андрей был активным сторонником воздержания от алкоголя и непримиримым борцом с пьянством.
Известно также, что Владыка в то время придерживался правомонархических (черносотенных) взглядов. Всё это также сближало его с Г.Е. Распутиным.
«Знаю там Ухтомского, – рассказывал в августе 1907 г. Г.Е. Распутин тобольскому священнику, – архимандрита Андрея. Много любви в нём! Весь полон любви. Ни одного человека не знаю я, в ком было бы столько любви».
В свою очередь, Преосвященный, как свидетельствовали после переворота 1917 г. «Московские ведомости», называл Григория Ефимовича «святым старцем»; он даже рекомендовал своему брату, жившему в Петербурге, принять Г.Е. Распутина к себе на квартиру.
Как раз в описываемое время в Спасо-Преображенском монастыре проходил послушание обучавшийся на Миссионерских курсах духовный сын Владыки Андрея будущий «Апостол Камчатки» митрополит Нестор (Анисимов, 1885†1962).

strannik_6_22.jpg

Иеромонах Нестор (Анисимов), Камчатский миссионер. Казань. 1907 г.


В 1907 г., поочередно приняв монашеский постриг и рукоположение в иеродиакона и иеромонаха, он отправился к месту своего подвига, напутствованный благословением о. Иоанна Кронштадтского.
Таким образом, и этот будущий прославленный Архиерей не мог не видеть и не знать Г.Е. Распутина.
К сожалению, впоследствии епископ Андрей, под влиянием разных обстоятельств, полностью изменил свои взгляды: из монархиста он превратился в либерала, сторонника радикальных церковных реформ; из друга Г.Е. Распутина – в его гонителя, дойдя до того, что называл его «государственным преступником».
Изменил он, в конце концов, и вере.
В 1917 г. епископ играл видную роль в «революционном Синоде», в дальнейшем он выступал с осуждением церковных властей, в том числе Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), вполне предсказуемо закончив переходом в старообрядчество.
Начав с осуждения Царского Друга, он столь же закономерно пришел к клевете на Государя и Его Семью, увенчав это братанием с советской властью. Владыка называл Ленина «одним из великих русских деятелей»; в собственноручном письме 1933 г. предсовнаркому В.М. Молотову, призывал того дать ему возможность созвать церковный собор, целью которого будет «нравственное оправдание социализма».
Однако большевики не оценили усердия архиерея-Рюриковича, постоянно отправляя его на нары, а потом и вовсе расстреляли.


Преподобный Гавриил Седмиезерский


strannik_6_23.jpg

Седмиезерная Казанская Богородицкая пустынь. Литография XIX в.


Одно из важнейших знакомств Григория Ефимовича в Казани была встреча его с преподобным Гавриилом (Зыряновым, 1844†1915), схиархимандритом, наместником (1902–1908) Седмиезерной Казанской Богородицкой пустыни.
Монастырь находился в 17 верстах от города. Старец жил в обители с 1883 г. и пользовался особым почитанием у студентов и преподавателей Казанской духовной академии, преимущественно из числа монашествующих, для которых он стал духовным отцом и наставником.
От этих-то последних об о. Гаврииле, видимо, и услышал Г.Е. Распутин, а узнав, не мог не попытаться встретиться с подвижником.
В доме Григория Ефимовича в Покровском на почётном месте хранилась фотография, на которой хозяин был снят с отцом Гавриилом.
Покровский священник Феодор Чемагин вспоминал, что ещё в 1905 г. Григорий Ефимович «рассказывал, что бывал во многих монастырях России и ведёт знакомство со схиархимандритом Гавриилом Седмиезерной Казанской пустыни и показывал карточку, на которой он снят с ним».

strannik_6_24.jpg
Схиархимандрит Гавриил (Зырянов)


У странника и схимника нашлось немало точек соприкосновения. Отец Гавриил тоже был крестьянским сыном. Родился он в Ирбитском уезде Пермской губернии.
Он также был особым чтителем св. праведного Симеона Верхотурского, к мощам которого в юном возрасте совершил не одно паломничество, и также, как и Григорий Ефимович, удостоился видения Праведника.
Были у них и общие знакомые. Наиболее примечательный из них уже упоминавшийся нами епископ Мелетий (Заборовский), земляк Г.Е. Распутина, направивший его по пути духовных поисков.
Восприемником этого будущего Владыки при монашеском постриге в 1898 г. был старец Гавриил.
Интересно, что после революции, будучи уже в Харбине, Владыка Мелетий находился в тесном общении с другим Архиереем, тепло относившимся к Г.Е. Распутину – епископом Михаилом (Богдановым).
Занимавший с 1914 г. самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, в 1918 г. Преосвященный Михаил вслед за отступающей Белой армией уехал на восток, став в 1919 г. епископом Владивостокским и Приморским.
В 1922 г. он навсегда покинул Россию. Проживал в Токио, а затем в Харбине, где и скончался.

strannik_6_25.jpg

Группа дальневосточных епископов после хиротонии Софрония (Старкова, 1875†1932) во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии (справа). Кроме него, все Владыки знали Г.Е. Распутина. В центре архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов), участвовавший в 1916 г. в прославлении святителя Иоанна Тобольского. Справа от него – епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский). Слева – епископ Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов), бывший ректор Казанской духовной семинарии. Крайний слева – епископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов). Свято-Николаевский собор в Харбине. 23 апреля 1922 г.


Один из духовных сыновей старца Гавриила, впоследствии архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Тихон (Троицкий, 1883†1963), в бытность свою воспитанником Казанской духовной академии, вместе со своими сотоварищами часто посещавший старца, вспоминал о замечательной встрече отца Гавриила с Сибирским странником:
«Раз группа студентов посетила старца Гавриила, который, по обычаю, пригласил чайку попить в 4 часа. На чае был молодой Владыка Тихон и среди гостей был и Распутин. В то время он считался all right и был в почёте, посещал старца и очевидно был на большом счету у него.
Старец Гавриил позже рассказывал Владыке Тихону, что когда Распутин говорил ему, что он собирается в Петербург, то старец про себя подумал: “пропадёшь ты в Петербурге, испортишься ты в Петербурге” (у о. Гавриила был в этом отношении свой печальный опыт. – С.Ф.), на что Распутин, прочитав его мысль, вслух сказал: “А Бог? А Бог?”
Это слышал Владыка Тихон, но не знал к чему, так что позже старец объяснил этот явный случай прозорливости Распутина».
Такую настойчивость и целеустремленность Григория Ефимовича можно объяснить исполнением данного ему послушания.
Подтверждение этому мы находим в неизвестных до недавних пор отрывках из воспоминаний А.А. Вырубовой. По её словам, Г.Е. Распутин на её расспросы часто говорил: «Я дам ответ Богу за все мои поступки, и должен делать то, на что я послан».

strannik_6_26.jpg
Образ преподобного Гавриила Седмиезерского



 strannik_6_27.jpg


Сохранился свидетель этих исторических собеседований двух старцев в Седмиезерной пустыни…
Осенью 1892 г. о. Тихон (таково было монашеское имя будущего схимника) надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага.
В тот же день он получил еще и сильный ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией.
В ожидании кончины 5 октября 1892 г. он принял постриг в великую схиму с именем Гавриил.
Последующие пять лет он был прикован к постели, дав обет в случае исцеления написать икону тогда еще не прославленного преподобного Серафима Саровского.
Чудо произошло: о. Гавриил встал на ноги.
Старец заказал дивеевским монахиням написать икону.
Чтобы не нарушать церковные каноны, было решено изобразить на ней посещение Царицей Небесной с Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, двумя ангелами и двенадцатью девами Великомученицами в канун Благовещения 1831 г. келлии преподобного Серафима в присутствии дивеевской монахини Евпраксии.
Этот келейный образ, принадлежавший старцу Гавриилу, написанный на кипарисовой доске, пришёл к автору этих строк тотчас после выхода в свет первого издания книги «Россия перед Вторым Пришествием»…

strannik_6_28.jpg
«Явление Божией Матери старцу Серафиму в день Благовещения». Икона из келлии преподобного Гавриила


За долгие годы болезни о. Гавриил стяжал дары старчества, прозорливости.
В 1902 г. его назначили наместником пустыни и возвели в сан архимандрита. (Случай довольно редкий, учитывая предшествующий его постриг в великую схиму.)


strannik_6_29.jpg

Надпись на обороте иконы: «Образ сей из келлии старца схимо-архимандрита Гавриила»


25 декабря 1996 г. было от Патриарха Алексия II получено благословение совершить прославление в лике местночтимых святых Казанской епархии преподобного Гавриила (Зырянова).
В следующем году были обретены мощи святого, первоначально находившиеся в храме праведного о. Иоанна Кронштадтского в Казанской духовной семинарии.
В 2000 г. их передали в восстановленную Седмиезерную пустынь.

 

«Я в Казани знал Преосвященного Хрисанфа…»

strannik_6_30.jpg

Епископ Хрисанф (Щетковский)


Исходя из имеющихся данных, можно с большой долей уверенности утверждать, что решающую роль в том, что Г.Е. Распутин был принят в Петербурге в духовных кругах, сыграл епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Хрисанф (Христофор Петрович Щетковский, 1869†1906).
Есть свидетельства, что с архимандритом Феофаном (Быстровым) Г.Е. Распутина познакомил также этот Архиерей.
Родился Владыка Хрисанф в семье диакона Донской епархии. После окончания Донской духовной семинарии (1890) он был определен псаломщиком, а затем посвящён в священники (1891).
Овдовев (1895), он поступил в Казанскую духовную академию, будучи студентом которой принял монашеский постриг (1898).
После окончания Академии со степенью кандидата богословия (1899) о. Хрисанфа назначили начальником Российской Духовной миссии в Корее (сентябрь) с возведением в сан архимандрита.

strannik_6_31.jpg

Архимандрит Хрисанф со своим сыном, двоюродным братом Александром Михайловичем Щетковским (помощником инспектора Донской духовной семинарии) и его супругой – Анной Федоровной Щетковской, урожденной Поповой. Фотоателье С.А. Ханжонкова. Новочеркасск


Он открыл в Сеуле школу для детей корейцев, в течение двух лет содержа её за счёт личных средств. Занимался переводами богослужения и Св. Писания на корейский язык, строительством зданий Миссии.
Большую поддержку ему оказал о. Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с миссионером тесные связи.
Вскоре, однако, после открытия Японией военных действий против России на Дальнем Востоке, Миссию пришлось эвакуировать. Возобновила она свою деятельность лишь в 1907 г. Однако к тому времени о. Хрисанфа уже не было в живых…

strannik_6_32.jpg
Оборотная сторона предыдущей фотографии


Получивший после приостановки миссионерской деятельности новое назначение, он 17 мая 1904 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
27 августа 1905 г., по болезни, Владыка получил назначение в Херсонскую епархию, став там викарным архиереем Елисаветградским.


strannik_6_33.jpg
Родной брат епископа Хрисанфа – священник Григорий Петрович Щетковский


22 октября 1906 г. он скончался от скоротечной чахотки в Одессе, где был погребен в Успенском монастыре.
Известно, что эту обитель впоследствии не раз посещал во время своих паломничеств Г.Е. Распутин.

strannik_6_34.jpg

Оборотная сторона предыдущей фотографии с дарственной надписью о. Григория Щетковского


Сохранился отзыв Григория Ефимовича об этом безвременно почившем Владыке: «Я в Казани знал Преосвященного Хрисанфа. Хороший епископ!»
Биография епископа Хрисанфа помогает нам уточнить время получения от него Г.Е. Распутиным рекомендательного письма для поездки в С.-Петербург.
Архиерейская хиротония Владыки состоялась в столице в середине мая 1904 г. Перевод в Елисаветградскую епархию датируется концом августа 1905 года.
Следует заметить, что и адресат этого рекомендательного письма – епископ Сергий (Страгородский) – был выбран не случайно. Дело в том, что он был одним из участников архиерейской хиротонии Владыки Хрисанфа.
Какую-то роль при этом сыграли и профессора Казанской духовной академии (в том числе, как мы писали, и архимандрит Михаил (Богданов), будущий епископ), о чем вспоминал позднее в своих мемуарах митрополит Вениамин (Федченков):
«Они порекомендовали ему отправиться в Санкт-Петербургскую духовную академию, где тогда ректором был епископ Сергий, а инспектором – известный по своей подвижнической жизни и учености архимандрит Феофан.
Оба эти человека были безукоризненно чистые люди, глубоко религиозные монахи, пользовавшиеся заслуженным авторитетом в церковных кругах, а о. Феофан – уже и в некоторых великосветских, как духовник и богослов.
К ним в Казанской академии дали сопроводительное письмо Распутину».



АМИНЬ И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!

СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ ГРИГОРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

 

 

Эти и другие материалы читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг".

Использование изобразительных материалов из собрания музея «Наша эпоха» возможно только при ссылке на публикацию и на их владельца:
Музей «НАША ЭПОХА» (Москва).

 

 




Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати