Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Рецензии

 

«Король, от головы до пят король!»

Автор: Наталия ГАНИНА

Наша Эпоха




«КОРОЛЬ, ОТ ГОЛОВЫ ДО ПЯТ КОРОЛЬ!»

(Мария Залесская. Замки баварского короля. М.: «Вече», 2009.)

 

Любая новая работа о Людвиге II Баварском (1845 - 1886) неизбежно представляет собой апологию. С одной стороны, этот монарх в 1886 г. был насильственно отрешен от престола, объявлен сумасшедшим и погиб, как принято говорить, при невыясненных обстоятельствах. С другой стороны (и весьма парадной), романтический силуэт Нойшванштайна - самого знаменитого замка Людвига - хорошо знаком даже тем, кто никогда не бывал в Германии. Более того, замки этого короля-строителя относятся к важнейшим достопримечательностям Баварии. И разумеется, дружба Людвига II с Рихардом Вагнером дала великому композитору действенную поддержку как в материальном, так и в духовном плане. И наконец, глубоко верующий баварец Людвиг был последним королем-католиком в Германии1. Таким образом, аверс и реверс медали с именем «Людвиг Баварский» прямо противоречат друг другу. И если противоречия начинаются уже в области общеизвестных фактов, то что же говорить о деталях?
Фильм Висконти «Людвиг»: король - меланхолик, декадент, гомосексуалист. Стихотворение Поля Верлена, посвященное Людвигу Баварскому: «Roi! O seul prince de ce siécle,- Sire!»
Неприязнь пруссаков - милитаристов и дельцов. Страстная, ничем не поколебленная любовь баварцев - верноподданных: «Unser König!»
Заключение о сумасшествии, подписанное четырьмя врачами. Слова Людвига: «Как же Вы можете объявлять меня душевнобольным, ведь Вы же меня никогда прежде не осматривали и не обследовали» («Wie können Sie mich für geisteskrank erklären, Sie haben mich ja vorher gar nicht angesehen und untersucht?»). Ответ Гуддена: «Majestät, das war nicht notwendig»: «Ваш-Величество, в этом не было нужды».
Смерть 13 июня 1886 на Штарнбергском озере. Двойная смерть: Людвига, короля Баварского и профессора Бернхарда фон Гуддена. Самоубийство короля? Убийство при попытке к бегству? Иной исход?
И вот молодой современный автор, любящий искусство, историю, жизнь (книга Марии Залеcской посвящена «Моему любимому мужу Константину, открывшему для меня красоты Баварии»), по-русски чтящий «священные камни Европы», с удивлением озирает эти бездны. И, не ограничиваясь ролью любознательного туриста, по-настоящему увлекается темой и исследованием. Отрадно, что М. К. Залесская не ограничивается заявленной темой историко-культурного путеводителя («Замки баварского короля» - название, лишь открывающее перспективу книги), но проводит настоящую исследовательскую работу, стремясь разрешить для себя и читателей основной вопрос: кем был Людвиг как монарх и личность? Обобщив и проанализировав множество фактов, автор приходит к выводу: «Людвиг Баварский - трагичная, величественная, оболганная фигура... Заключение о психической неполноценности было лишь жалкой клеветой на венценосного монарха, основанной на ложных донесениях слуг. Людвиг II, с детства одаренный талантом архитектора, постигший... предания о Святом Граале, духовный сподвижник Рихарда Вагнера, созидал своими замками Небесную Баварию - земное воплощение сокровенных таинств, завещанных ему подвижниками прошлого»2.
Такому выводу можно только аплодировать. Но важно отметить, что никакой анализ фактов не был бы плодотворным при изначально негативистской концепции автора. Да и интерес к личности Людвига, желание понять и истолковать, внимание к духовным основаниям трудов Людвига - показатель определенного культурного уровня как самого автора, так и той традиции, в которой этот автор воспитан. В 60-70-е годы прошлого века эта книга не могла бы возникнуть в России. В среде русских эмигрантов или баварских католиков - вполне. И конечно же, только возрождение христианства, Православия в России дало новым авторам возможность верного понимания старых основ. Простой пример. В спальне Людвига Баварского в изголовье находилась икона - образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, копия византийской иконы Софийского собора в Константинополе, выполненная художником Франком. Этот факт, указывающий на духовные ориентиры Людвига, весьма примечателен, а для православного человека и глубоко трогателен. А ведь для многих современников Людвига (особенно гостей из Пруссии) это было не более чем «странностью».
И, конечно же, не случайно, что любовь к Людвигу, королю Баварскому, в начале XX века жила среди простых баварцев (считавших, что их король не умер и каждую зиму ездить в своих санях по горам) и русской культурной элиты (мать М. И. Цветаевой, музыкантша М. А. Мейн, М. И. и А. И. Цветаевы; ср. также публикации: Александрова В. Людовик, король Баварский. М., 1911; Лаврентьева С. И. Одинокий. Людвиг Баварский и его замки. М., 1914).
Тем самым книга Марии Залесской принадлежит к литературе, на деле восстанавливающей связь времен. Среди исследований о Людвиге Баварском этой работе предшествует книга А. Медведева и Т. Новикова «Белый лебедь король Людвиг II» (СПб, 1998), на которую исследовательница ссылается в ряде случаев.
Пересказывать биографию Людвига II Баварского и трагические обстоятельства его жизни здесь нет смысла, можно лишь посоветовать обратиться к книге. При этом следует отметить общую убедительность предложенных автором интерпретаций - как исторических, так и психологических.
Для тех, кто уже перерос апологетическую составляющую трудов о Людвиге, интересно будет отметить некоторые красноречивые факты. В частности, канву дружбы Людвига и Вагнера. «... 4 мая 1864 года встретились два последних Романтика3. У них была одна цель - вернуть в этот пошлый мир ускользающие идеалы романтизма... С первого же момента их встречи Людвиг устранил между ними всякую официальность, подчеркивая тем самым, что он является по отношению к Вагнеру не королем, а поклонником его таланта, помощником и, главное, другом... Сумел ли Вагнер оценить прекрасные порывы души молодого короля? Безусловно...» Далее М. К. Залесская делает важное наблюдение: «Когда стало понятно, что отношения с Вагнером носят очень серьезный и далеко не мимолетный характер, в Мюнхене началась настоящая антивагнеровская кампания... Одним из самых распространенных обвинений в адрес Вагнера, которого даже называли "злым духом короля", было... то, что он, используя свое влияние на Людвига II, вмешивается в политические дела государства». Да, благодаря духовной близости к монарху легко быть зачисленным в «темные силы» даже при маленьком королевском дворе в Мюнхене! «Обстановка всё накалялась... В разгар газетной травли... Семена клеветы и интриг уже были посеяны...» И самое главное: «В Мюнхене не ограничились газетными пасквилями; среди населения зрела угроза волнений»4. Ох, не верится, что баварцы, побросав садовые ножницы, пивные кружки и кофейные чашки, толпами кинулись на мюнхенскую променаду из-за Вагнера! И как же это похоже на схему травли Царского друга - Григория Ефимовича Распутина...
«В конце 1865 года Людвиг принял тяжелое решение расстаться с Вагнером и отслать его из Мюнхена. „Мне это очень больно," - сказал Людвиг своему министру барону Шренку. - Но я выше всего ставлю доверие моей страны; я хочу жить в мире с моим народом". Показательно, не правда ли?»5
Показательно. Более того - ответственно и благородно. Но Людвиг был один, и друга отнимали только у него. А по молитвам Григория Ефимовича исцелялся Наследник Цесаревич...6 И самое показательное, что расставание с Вагнером не предотвратило роковой судьбы Людвига.
(С другой стороны, будь обстановка еще накаленнее, а политические претензии недругов и прямых врагов короля еще больше - как знать, не оборвалась бы жизнь Рихарда Вагнера в каком-нибудь мюнхенском закоулке или дворце).
Это разительное сходство фигур и обстоятельств выводит нас из прекрасных теплиц Людвиговых замков на ледяной ветер истории. И неизбежно возникает вопрос о месте короля Людвига II в тогдашней Европе, в общей расстановке сил. Хотя на самом деле ответ на этот вопрос был дан еще Государем Императором Николаем I, во время путешествия по Германии отметившим слабость баварской армии7 . Это было еще до Людвига II, но и при нем положение Баварии в этом плане не изменилось. Она была небольшим мирным королевством, не способным серьезно влиять на положение в Европе. Потому, с одной стороны, Бавария была обречена на подчинение милитаристской Пруссии (и последующее поглощение ею под эгидой Германского Императора), с другой - дело этого подчинения даже не требовало форс-мажорных усилий в виде завоевания и цареубийства. Похвально, что М. К. Залесская прослеживает детали политического взаимодействия Баварии и Пруссии: «Влияние и могущество Пруссии возросло многократно. В этих условиях Бисмарку вновь понадобилось содействие баварского короля. Именно Бавария, исконный антагонист Пруссии, должна просить прусского короля принять германскую императорскую корону... Людвиг остро почувствовал, что его свободному правлению настал конец, он добровольно возлагает на себя ярмо зависимости от более могущественной монархии. Для Людвига, идеалом которого всегда служил французский абсолютизм, это был роковой удар»8 .
Второй вопрос в связи с этим - взаимоотношения Людвига с Россией. Оказывается, они, во-первых, были, во-вторых - были дружественными и теплыми. Летом 1864 г. Людвиг познакомился с Императором Александром II и Императрицей Марией Александровной. «По свидетельству очевидцев, Людвиг был необычайно оживлен и весел во время знакомства и последующего общения со своими Августейшими Гостями». В Императрице Марии король-католик, король-романтик, по всей очевидности. нашел родственную душу. «Ее изображения можно найти во всех дорогих сердцу короля местах его пребывания - о Нойшванштайна до Берга...»9 Внимание к этим фактам - несомненная заслуга автора книги. М. К. Залесская даже говорит: «Если бы встреча летом 1864 года с Русской Императорской Четой - Александром и Марией Александровной, - а также их дочерью, Великой Княжной Марией Александровной, завершилась свадьбой! Если бы породнились Дома Романовых и Виттельсбахов!»10 Но, спросим в свою очередь, и что же? Духовное родство Людвига и православных Царей очевидно, а ловушки на Царей уже были расставлены всюду...
Книга М. К. Залесской - новое приношение памяти Людвига II Баварского и, как можно заключить, приношение вполне достойное. Есть мелочи, требующие правки - так, название замка родителей Людвига передается средствами русского языка как Хоэншвангау (а не «Хохэн-»; тогда было бы уместнее «Гогеншвангау», ср. «Гогенцоллерны»), городок у подножия Альп называется Гармиш-Партенкирхен (а не «-Пантеркирхен»!), «горные шале» - швейцарская реалия, баварцы живут в «домах» или «хижинах» (Hütten), отца Парцифаля зовут Гамурет (а не «Гламурет»), археологическая культура называется Гальштатской (а не «Халлштаттской») и т.п. И, пожалуй, не стот сравнивать благочестивого короля Людвига с императором-алхимиком Рудольфом II. Но, по счастью, таких мелочей немного. Общий уровень обсуждения исторических и культурных проблем в работе М. К. Залесской достаточно высок, акценты расставлены правильно. Книга написана с большим чувством такта как в исследовательском, так в психологическом плане. И, что важно, автору удалось понять и показать, что Людвиг II Баварский был не чудаком-неудачником, а настоящим королем, воплощением и носителем идеи Богоустановленной власти: «Людвиг II не бежал от своей судьбы... Никто не может упрекнуть его, что он хоть раз изменил своим идеалам. Людвиг просто родился не в свое время. Кто знает - появись он на несколько столетий раньше, и может быть, в памяти потомков остался бы еще один Король-Солнце, статный красавец Людвиг Красивый, но никак не Людвиг Безумный... А может, это само время Людвига - антиромантический XIX век - было безумным, отвергнувшим всё светлое и идеальное, что было в рыцарском прошлом?»11 Последний вопрос - конечно же, риторический.

Наталия ГАНИНА

Фотоальбом о Людвиге Баварском см. здесь.

_______________________________________________________

1 Члены прусской династии Гогенцоллернов были протестантами.
2 Залесская М. К. Замки баварского короля. М.: Вече, 2009. С. 2.
3 Здесь и далее в цитатах - курсив автора книги. - Прим. Н.Ганиной.
4 Цит. по: Залесская М. К. Указ. соч. С. 137-138, 146-151.
5 Указ. соч. С. 150.
6 Как показал С. В. Фомин в своем многотомном продолжающемся труде «Григорий Распутин: расследование» (М.: «Форум», 2007-2011-), Святые Царственные Мученики виделись с Г. Е. Распутиным отнюдь не часто.
7 В письме к Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу.
8 Залесская М. К. Указ. соч. С. 227.
9 Указ. соч. С. 161-162.
10 Там же.
11 Указ. соч. С. 382.

 

 

 

 

 

назад вперед

Вернуться к списку материалов »

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати