Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Рецензии

 

«Весь ветром подбит»

Автор: Сергей ФОМИН

Наша Эпоха

 

 

«Весь ветром подбит»

К выходу в свет новой книги-альбома С. В. Фомина

kn_fom_01.jpg

Титульный лист новой книги

Интервью иллюстрируется фотографиями, сделанными во время поездок автора по местам, связанным с жизнью Г.Е. Распутина и его близких знакомых.

– Итак, передо мной новая ваша книга «“Весь ветром подбит”. Образ Г.Е. Распутина в фотографиях и произведениях искусства».
Не знаешь, чему больше удивляться: тому, на каком материале она построена, его – и предположить было сложно – обширности, множеству тонких наблюдений, вниманию, казалось бы, к частностям, из которых рождается удивительно целостная картина, встает образ Человека Божия, Царского Друга.
Но начну, пожалуй, все-таки с другой неожиданности, которую бы мне, являвшемуся вот уже в течение несколько лет Вашим собеседником, хотелось бы понять…
Я не случайно сказал о книге «новая», а не «очередная», как часто это делал ранее. Точнее было бы даже сказать «последняя».
Это тем более трудно сделать, поскольку в последнем седьмом томе «Милые, дорогие, не отчаивайтесь» Вы писали (да и в прошлом интервью говорили) о восьмой книге, дав ей даже название: «Разрывая ложь как паутину».

kn_fom_02.jpg

На могиле А.А. Вырубовой. Хельсинки.

– Я даже и работать над ней начал, написав примерно треть ее объема. Но что поделаешь: жизнь вносит свои коррективы…
Главное, конечно, болезнь, ударившая в том числе и по зрению. И силы… Тут, как в спорте или в исполнительском искусстве: главное уйти вовремя…

 kn_fom_03.jpg

Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Царский вход.

Есть, конечно, и другие соображения (пусть и не самые главные и важные): высказать недосказанное, вспомнить кое-что важное, о том, например, «чему свидетели мы были»…

kn_fom_04.jpg


– «Сказать недосказанное» – это Вы о Пушкине. Знаю, что Вы говорили об этом…

– Кое-что уже и написано. Например, об обстоятельствах похорон Александра Сергеевича. Есть также немало заготовок. Писал я и о южном периоде жизни поэта, когда его вовлекали в масонство… Всю эту историю можно проследить вплоть до самой роковой дуэли…

kn_fom_05.jpg

А еще есть главы из ненаписанной книги «Регицид», в которых рассказывается о цареубийствах, связанных с противостоянием Царства и Революции, начиная с английской и голландской, вплоть до крушения трех европейских Империй в начале XX столетия.

kn_fom_06.jpg

 Также когда-то я начинал писать книгу о Восточной политике Императоров Александра III и Николая II. Кое какие ее фрагменты существует в виде отдельных глав.

Возможно кое-что из написанного, но пока что неопубликованного я и выставлю со временем у себя на страничке…

kn_fom_07.jpg

Поклонный крест в Царском Селе на месте погребения Г.Е. Распутина.

– А еще воспоминания… Кое-что Вы уже публиковали в Вашем ЖЖ. Будет и еще?

– Да, предполагаю. Знаете, как говорят: если ты не напишешь, то потом за тебя напишут другие и так представят дело, что сам себя не узнаешь.
При этом и тут мой подход будет, как у историка: писать, не полагаясь исключительно на свою память, но проверяя ее документами и впечатлениями друзей.
При этом, не всем, конечно, стоит доверять. Ведь каждый сам по себе лицо заинтересованное.

kn_fom_08.jpg

Каретный сарай Конюшенного ведомства, в котором находился гроб с телом Г.Е. Распутина в ночь перед сожжением.

Другая особенность того, о чем я пишу или только еще собираюсь писать, состоит в том, что жизнь моя и, соответственно, круг моего общения был много шире, чем представляют многие мои знакомые, с которыми я общался в то или иное время.

kn_fom_09.jpg

Котельная Политехнического института в Петербурге, в котором дожигали тело Г.Е. Распутина.

К сожалению, некоторые из них испытывают своего рода чувства собственника, примерно такие же, как в популярной некогда советской песне, исполнявшийся в свое время Эдитой Пьехой: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».

Но реальная жизнь, конечно, сложнее любых формул и догм.

kn_fom_10.jpg

Софийско-Успенский кафедральный собор в Тобольске.

– Вернемся, однако, к основному предмету нашего разговора – только что вышедшей Вашей книге…

– Итак, осознав, что тянуть дальше этот воз мне уже не по силам (впереди, по моим оценкам, должны были последовать, по крайней мере, еще три книги), я остановился и задумался, как завершить, не скомкав, начатое.
Прежде всего, стало ясно, что издание это должно выйти вне серии. И второе: там обязательно должно быть рассказано об убийстве Григория Ефимовича, его организаторах и исполнителях. Ведь, в конечном счете, именно ради этого всё и начиналось. Нужно было выполнить благословение старца Николая Псковоезерского.
Тогда-то мне пришла в голову идея альбома.
Во-первых, фотографии сами по себе ценнейший исторический источник. Во-вторых, с ними столько путаницы. Их публикуют, но при этом не знают ни времени съемки, ни фотографов, ни лиц, запечатленных рядом с Царским Другом. При этом перепечатывают одни и те же снимки из книги в книгу, далеко не лучшего качества да еще и с ошибочной атрибуцией.
Собирая материалы об убийстве Царского Друга, заинтересовался я и «полицейским альбомом», до сих пор воспроизводившимся лишь выборочно.

kn_fom_11.jpg

У кафедрального собора. Тобольск.

 

– Словом Вы решили соединить материалы своего расследования с изобразительными источниками?

– Совершенно верно.

kn_fom_12.jpg

Экспозиция Царского музея в Тобольске в губернаторском доме.

 

– Но как Вы решились? Ведь изобразительные материалы это совершенно особый вид исторических источников, требующий специального подхода, навыков в их исследовании и интерпретации.

– Ну, прежде всего, я к этому времени накопил уже большой материал, при использовании которого количество могло уже дать качественно иной, нужный мне, эффект.
Еще четыре года назад на сайте московского Царского музея «Наша эпоха» мне удалось разместить большую подборку фотографий Г.Е. Распутина. Долгое время она считалась наиболее полной.
А потом подобный опыт у меня уже был. Первая моя книга, напомню, так и называлась «Кантемиры в изобразительных материалах». Она появилась в 1988 г. в Кишиневе и была посвящена известному молдавскому Господарскому роду, тесно связанному с Россией. Напечатали ее в издательстве Академии наук Молдавской ССР.
Предложенный мною материал прошел существовавшую еще в то время довольно строгую научную апробацию. Конечно, теперь я понимаю, сколь безрассудным и самонадеянным был тогда мой поступок. Ведь сунулся я в Академию, можно сказать, прямо с улицы. Однако книга, в конце концов, была принята и издана, получив даже приз за оформление на одной из книжных выставок в Москве. На волне успеха я получил тогда новый заказ от издательства и также реализовал его.
Помогло мне, конечно, то обстоятельство, что в то время на историческом факультете Московского университета имени Ломоносова мы, историки, учились вместе с искусствоведами.

kn_fom_13.jpg

Больница в Тюмени, в которой после ранения на излечении находился Г.Е. Распутин.

 

– Ваш альбом включает более тысячи фотографии, в том числе, как Вы пишите, все выявленные на сегодняшний день подлинные снимки Г.Е. Распутина. Есть среди них немало и цветных.

Хотелось бы подчеркнуть, что это первая такого рода книга, целиком и полностью посвященная Царскому Другу. Жизнь и личность Григория Ефимовича впервые раскрывается через посредство фотографий и других изобразительных материалов.
Весьма важным связи с этим мне представляется, сделанное Вами замечание: «Попытаемся для начала узнать правду. А это можно сделать, не только изучая исторические факты, но и просто взглянув ЕМУ в глаза. Эту возможность мы и предоставляем нашим читателям».


– Одним из принципов, которыми я руководствовался при составлении альбома, был – дать всем интересующимся темой возможно более полную иконографию Григория Ефимовича. Именно поэтому, наряду с весьма качественными снимками с высоким разрешением, скопированными с оригиналов или даже с фотопластинок, в нем воспроизводятся низкокачественные, плохо читаемые, из периодики того времени.
Дополнительным подспорьем для меня стало появление книг наместника Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Тихона (Затёкина) «Царское Верхотурье» и «Григорий Распутин. Верхотурские страницы», вышедших в 2013 г. в Нижнем Новгороде.
В столичных и провинциальных архивах России отцу Тихону удалось скопировать оригиналы целого ряда фотографий высокого качества. Своими находками он великодушно поделился со мной, за что выражаю Его Высокопреподобию искреннюю благодарность.
Фоторяд был также существенно расширен благодаря материалам, любезно предоставленным мне правнучкой Григория Ефимовича – Лоранс Ио-Соловьевой, живущей в Париже, и петербургским коллекционером Игорем Егоровичем Филимоновым.

kn_fom_14.jpg

Дарственная надпись на книге от правнучки Григория Ефимовича.

Поделился со мной своими материалами московский исследователь Кирилл Андреевич Протопопов. Использованы были также разыскания нашего хельсинкского знакомого Руди де Кассереса, а также владельцев частного музея Г.Е. Распутина в Покровском Владимiра Любомировича и Марины Юрьевны Смирновых.
Неоценимую помощь оказал Дмитрий Юрьевич Игнатовский, взявший на себя съемку в Петербурге и его окрестностях некоторых объектов, связанных с пребыванием там Григория Ефимовича.
Важным источником информации были материалы Открытой группы Anastasiya Rahlis «Григорий Ефимович Распутин-Новый» на интернет ресурсе «В контакте», за что я выражаю глубокую признательность всем ее участникам.

kn_fom_15.jpg

Собор Свято-Николаевского Верхотурского монастыря.


Однако на почти что 500 страницах книги, причем довольно крупного формата, ценны не только снимки, но и текст – итог Ваших долголетних исследований.
Как я вижу, она состоит из десяти разделов, каждый из которых предваряет особый шмуцтитул.


– Да, как Вы совершенно верно заметили, это не только альбом, но и книга, сплав нового вида источника с его научной разработкой и, одновременно исследованием жизни Григория Ефимовича.

– Кстати о названии: «Весь ветром подбит». Откуда оно?

– Из воспоминаний его знакомого, приведенных в книге:
«Первое впечатление – его лёгкость, воздушность, всё время кажется, что ветер гуляет по комнате. Походка быстрая, летящая, руки подвижные, весь лёгкий и весёлый. […] С ним сразу чувствовалось свободно, он как будто бы снимал заботы и тяготы. Сама его замысловатая, образная речь не утомляла, а поражала певучей легкостью. […] От Распутина основное впечатление – легкость, это мне и другие говорили. Движения почти танцующие. Весь ветром подбит, что-то воздушное».

kn_fom_16.jpg

Храм во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Октайском скиту где подвизался духовник Г.Е. Распутина – старец Макарий.

 

– Как Вы сами представляете себе архитектуру Вашей новой книги?

– В первом разделе, озаглавленном «Образ и время», сопоставляется восприятие Григория Ефимовича современниками с его фотографиями, а также связанные с этим проблемы т.н. «двойников» и фальсификации смыслов событий, зафиксированных на снимках фотографами.
На основании известных фактов я попытался ответить на ряд вопросов, поставленных современной публицистикой: существовали ли «двойники» Г.Е. Распутина и так ли они были распространены, как полагают ныне некоторые; каков подлинный смысл запечатленных на ряде известных снимков событий, имеющих со времени первых их публикаций устоявшуюся интерпретацию, по сути, однако, ошибочную или, хуже того, клеветническую.
Второй раздел («Родные для старца места») повествует о родном селе Г.Е. Распутина, в котором он родился и куда он неизменно возвращался к своей семье. Сопровождается он дореволюционными и современными снимками Покровского, а также сделанными там фотографиями Григория Ефимовича, в том числе малоизвестными.
В третьей части («Странник одухотворенный») рассказано о том, как начались странствия сибирского крестьянина, показаны места его хожений.
В тесно связанном с предыдущим новом разделе («Живет Распутин просто») со всей возможной полнотой (адресами, фотографиями домов и сохранившимися до сих прежними деталями внешнего декора и интерьеров) представлены все известные на сегодняшний день места проживания Г.Е. Распутина в Петербурге.
Наши представления о среде обитания Царского Друга в столице Российской Империи существенно расширил петербургских архитектурный сайт CITYWALLS, материалы которого мы использовали в некоторых разделах нашей книги.
Наконец, отдельная часть книги («Боголюбивое и Избранное Семейство») рассказывает о том, как «Опытный странник», по благословению своего духовника старца Макария Октайского, вошел в Царскую Семью, став Ее Другом.

kn_fom_17.jpg

Одна из сохранившихся келий в Октайском скиту.

Именно поэтому его и убили, прикрываясь мнимым «патриотизмом» и принципами верности «союзникам», недруги Государя, о чем мы рассказываем с максимальной полнотой, широко используя имеющийся в нашем распоряжении видеоряд.

О времени непосредственно перед убийством рассказывают материалы раздела «Последние годы». В нем речь идет о людях, которые окружали в то время Царского Друга: друзьях и врагах, случайных знакомых. Однако повествование это не систематическое. Мы ведем рассказ лишь о тех, которые так или иначе были причастны к появлению последних изображений старца на фотографиях и рисунках.

– Но вот мы и подошли к разделу, рассказывающему об убийстве Царского Друга. Назван он по словам из известной песни: «Получив от Господа свой венец в крови…».
Лично для меня эта часть книги является одной из самых важных. Будучи одним из читателей Вашего ЖЖ, я обратил внимание на то, какой большой интерес вызвала публикация постов именно на эту последнюю тему.
Речь шла, напомню, о заговорщиках, причем поименно (с привлечением новых, до сих пор неизвестных данных), о самом убийстве (месте и некоторых обстоятельствах), сокрытии тела, его находке, вскрытии, захоронении, кощунственном осквернении могилы после февральского переворота 1917 г. и «уничтожении без остатка» по приказу временщиков.
Всё это – еще раз подчеркну – с привлечением большого количества изобразительных материалов и целого пласта новых источников.


– Именно поиски документов, а не муссирование, пусть и на новый лад, пресловутых «дневников» Пуришкевича и воспоминаний князя Юсупова, написанных вовсе не для разъяснения, а для затемнения сути дела, или переписывание недавно ставших нам доступными книг английских, американских и французских исследователей должны стать нашей путеводной нитью.
Те, кто получил историческое образование (не «преподавателя истории», а именно «историка»), в годы своей учебы потратили немало усилий для изучения источниковедения и других исторических дисциплин (дипломатики, сфрагистики, геральдики, текстологии, палеографии, архивоведения и т.п.), позволяющих верно оценить тот или иной исторический документ: когда, с какой целью и кем он создавался, не фальсификация ли это и, если так, то с какой целью она была произведена.
Или, например, историография, позволяющая понять доброкачественность того или иного исторического исследования.
Непрофессионализм (а история, как ни крути, а всё же наука, а не «наитие», как ныне, кажется, считают некоторые) – это дилетантизм, первый признак которого – легкомысленное увлечение сенсационными публикациями (будь то документы или наукообразная писанина), неразборчивое их поглощение, а потом – на основе этого – выдача уже своих «шумных» публикаций.
Хотелось бы напомнить, что занятия наукой не терпят спешки и суеты. Предполагают труд. Долгий и кропотливый.
Как верно заметил некогда Маяковский: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Такие кавалерийские – по своей сути (пусть иногда и скрытой) ЖУРНАЛИСТСКИЕ – наскоки тут не только неуместны, но и вредны.


– Но это, согласитесь, мало кто понимает…

– К сожалению, это так.
Счастливым исключением, как мне кажется, является известный исследователь Царского дела Леонид Евгеньевич Болотин.
Имея за плечами немало ценных исследований по цареубийству, а также диплом факультета журналистики МГУ, он уже в зрелом возрасте нашел в себе силы поступить на исторический факультет того же университета, причем на очное отделение, и успешно закончить его.
Что заставило его пойти на столь невероятный с точки зрения житейской логики шаг? – Во всяком случае, не желание интересно проводить время…

kn_fom_18.jpg

С Леонидом Евгеньевичем Болотиным.

Всё сказанное, разумеется, не значит, что, не получив соответствующего образования, нельзя заниматься исследованиями (кто это может запретить?), а должно лишь служить напоминанием тем, кто собирается этим заниматься: садясь за руль без прав, нужно все-таки предварительно изучить матчасть и существующие правила.

Пользоваться тоже, конечно, можно всем, но с известной осторожностью, обязательно используя при этом соответствующий инструментарий.
Скажем, «дневники» Пуришкевича необходимо сопоставить с его же послепереворотными интервью, а также данными им же показаниями полиции. Кроме того, следует изучить биографию самого Пуришкевича, судьбу членов его семьи, историю киевской и парижской публикаций, включая газетную, этого источника.
История с Юсуповскими воспоминаниями еще сложнее. Тут следует вспомнить не только интервью Юсупова 1917 г., но и записи Стопфорда. Наконец, необходимо обратить внимание на авторство самого парижского текста мемуаров.
Затем оба эти источника (Пуришкевича и Юсупова) нужно «столкнуть» между собой, а потом и с другими источниками (включая газетный массив 1917 г., только с виду однородный).
Всё это и есть тот самый научный принцип, отлитый старцем Николаем в строгую формулу: «Неправда поможет открыть правду». Недаром эти слова открывали каждую из моих книг «расследования»
Работа, если задуматься, громадная. Но без нее никак не обойтись.

kn_fom_19.jpg

В подобной келлии в скиту жил старец Макарий.


– Помнится, Вы говорили о выявлении новых источников. Каковы здесь перспективы?

– Громадные. Дело в том, что до сих пор все зациклены на пережевывании уже давно известных источников, либо, как я уже говорил, на книгах зарубежных исследователей, преследующих свои не всегда ясные нам цели и, к тому же, плохо разбирающихся в российской действительности описываемого ими времени.
Что касается архивных документов, то тут мы чаще всего имеем дело со случайными находками, вроде публикаций журналиста и писателя О.А. Шишкина.
Ими широко пользуются, не понимая, что эти документы требуют более солидного сопровождения другими источниками, проверки, которая расширит и углубит наши пока что поверхностные представления.
Однако для того, чтобы найти тот или иной документ в архиве, нужно представлять себе особенности государственной системы Российской Империи, ее судебно-следственной системы и т.д.
Большинство из нас и о сегодняшней-то системе имеют самое приблизительное представление, а уж о тогдашней…
Прекрасно помню семинары, которые вел для желающих на истфаке МГУ профессор П.А. Зайончковский, хорошо разбиравшийся во всех этих тонкостях. В качестве пособия, помню, нам тогда рекомендовали книгу Н.П. Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России».
Сведения об устройстве судебного ведомства, в частности, поднадзорности тех или иных губернских структур, помогли мне найти одно из дел по покушению на Г.Е. Распутина в 1914 г. в составе Омского архива.
Другой важной исторической дисциплиной является архивоведение, без которого вы не будете иметь представление, что, где и как искать. Ведь поступление документов в архивы имело свои принципы, а затем – в пореволюционный период – они неоднократно передвигались.
В одном из постов моего ЖЖ  я уже рассказывал о том, что я хотел попробовать реконструировать уничтоженное Императором Николаем II дело об убийстве Г.Е. Распутина
. Некоторые документы мне удалось собрать. Сведения, которые в них содержатся, общеизвестные, однако новую информацию может предоставлять не только факт из отдельного документа, а их комплекс. Например, ответить на вопрос: почему Государь решил уничтожить дело…

kn_fom_20.jpg

Старое деревянное здание пристани в Тюмени – свидетель многочисленных отъездов отсюда в Покровское Г.Е. Распутина, его ближайших друзей и знакомых, в том числе Владык Варнавы (Накропина) и Феофана (Быстрова), А.А. Вырубовой, Ю.А. Ден и многих других. Помнит это место прибытие сюда ранним утром 3 июля (ст.ст.) 1914 г. на пароходе «Сухотин» раненого Григория Ефимовича для лечения после ранения в близлежащую Тюменскую городскую больницу. А три года спустя сюда – по пути в Тобольск – привезли Царственных Узников.


– Одним из нервов Вашей книги является раздел, известный читателям ЖЖ «Царский Друг», как серия постов «“Дикая охота” Короля Георга V в России».
В них Вы предлагаете по-новому взглянуть на роль Великобритании в убийстве Г.Е. Распутина.
Конечно, на «британский след» и до этого обращали внимание, но, на мой взгляд, Вы внесли в это свежую струю…


– В тех вышедших за рубежом книгах, по большей части переведенных на русский, как теперь выясняется, много дутого либо бездумно, с целью сенсации, либо намеренно, с целью фальсификации.
Как показывают время от времени появляющиеся у нас публикации и документальные фильмы, эта информация захватила многие умы моих соотечественников. Об этом свидетельствуют даже комментарии некоторых читателей в моем ЖЖ.
Так, например, всерьез повторяют выдумки французского журналиста Алена Деко о том, что в убийстве Г.Е. Распутина непосредственное (!) участие принимал британский офицер Вернон Келл. Он-то, как уверяет француз, и был таинственным доктором Лазовертом.
Как удалось установить, Вернон Келл с 1909 г. возглавлял контрразведку Великобритании, т.е. был основателем МИ-5.
Разумеется, непосредственного участия в убийстве Г.Е. Распутина, в самом Петрограде в один из самых напряженных периодов войны, принимать он не мог. Всё это досужие вымыслы, созданные любителями сенсаций.
В организации – да, в непосредственном убийстве – нет.
Однако, чтобы установить это, нужно было определить среди британских политиков и разведчиков круг организаторов и возможных участников убийства Царского Друга, а затем, опираясь на различного рода материалы, скрупулезно и последовательно изучить биографии главных фигурантов этого преступления.
Одновременно с Верноном Келлом в качестве еще одной кандидатуры на роль Лазоверта выдвигают приятеля князя Юсупова – британского разведчика Освальда Райнера, действительно принимавшего участие в убийстве, но не под личиной доктора, а своей личной персоной.
Чтобы отвергнуть и эту выдумку, пришлось прояснять и саму личность этого загадочного доктора.

kn_fom_21.jpg

Часть экспозиции на старинной пристани на реке Туре в Тюмени. Этот частный музей находится в старинном здании, принадлежавшем когда-то пароходству. Здесь Царственных Мучеников и Их Друга помнят и любят. И лучшее свидетельство тому – молитвы им, которые читают здесь в специально устроенной моленной.

 

– Думаю, найденного Вами и опубликованного (в том числе и фотографий) о докторе Лазоверте теперь уже достаточно для легализации этого «человека-невидимки» как лица совершенно реального.


– Кстати, некоторые посетители моего ЖЖ, лица заинтересованные и творческие, тут же, в ходе обсуждения, наметили пути дальнейших поисков для более полного раскрытия личности этого французского разведчика, сотрудничавшего и с американской разведкой.

– Вы упомянули своих читателей и мне (а я тоже среди них) вспомнились некоторые весьма важные комментарии.
Вот один из них, заслуживающий, как мне кажется, внимания:
«По моей информации, британская королевская семья сегодня тратит колоссальные усилия и средства, не выпуская из виду Царское дело и направляя его в нужное для себя русло с достаточно положительным эффектом. И речь идет не только о том, что освещается в печати.
Вы, Сергей Владимирович, прекрасно уловили этот момент, сделав намек присутствующему время от времени в Ваших комментариях вологжанину, который даже и намек не понял, а вскоре вообще гордо заявил о переписке с принцем Кентским. Именно Майклу Кентскому поручено руководство этим направлением от Королевы. Не сомневаюсь, конечно – именно поэтому они внимательно читают и Ваш журнал».
Так что убийство Царского Друга до сих пор не принадлежит к делам минувших дней.


– Совершенно верно. Также, между прочим, как и цареубийство.
В продолжение «английском темы» мне хотелось бы напомнить также о серии постов о «Великокняжеском сговоре». В них также явственен след британской лисы.

kn_fom_22.jpg

Автор с создателем Царского музея на пристани Виктором Павловичем Савченко (слева) и преподавателем Тюменского музыкального колледжа Михаилом Сергеевичем Яблоковым (справа), краеведом, разыскавшим немало ценных экспонатов для музея «Наша Эпоха» в Москве и его филиала в Покровском.


– Нельзя забыть в связи с этим, как мне кажется, также и о материалах, в которых рассказывается об обстоятельствах эвакуации Членов Дома Романовых с Юга России, причем не только из Крыма, но и с черноморского побережья Кавказа. В последнем случае речь идет о Владимiровичах.
Насколько я знаю, Вы впервые обратили внимание на эту тему, выделив ее особо. Там также на каждом шагу англичане. Видно, как они там держали всё на контроле…
Однако мне сейчас хотелось бы понять: как все эти публикации в Вашем ЖЖ соотносятся с вышедшей книгой-альбомом?


– Существуют, разумеется, разночтения. Посты в ЖЖ – это, по существу, главы из книги. Однако в интернет-публикации я позволил себе немало отступлений, во многом расширяющих и уточняющих магистральную тему.
В книге же это могло нарушить стройность повествования, а кроме того вывела бы меня за рамки разумного объема. По той же причине в альбоме несколько меньше иллюстраций.
Кроме того, в ЖЖ отсутствуют ссылки на источники. Я снял их, чтобы не затруднять чтение и восприятие материала посетителями странички. Желающие найдут их в книге.

kn_fom_23.jpg

Здесь начинается село Покровское.

 

– Осталось узнать о последних разделах Вашей книги.

– В них речь идет о пореволюционных судьбах Царственных Мучеников и семьи Г.Е. Распутина, об образе Царского Друга, созданном живописцами, скульпторами и медальерами, а также о почитании старца, начавшемся сразу же после его мученической кончины.
Подчеркну, что альбом выходит в преддверии знаменательного события – открытия в селе Покровском Тюменской области, на родине Г.Е. Распутина, филиала московского Царского музея «Наша эпоха».

kn_fom_24.jpg

Частный музей Г.Е. Распутина в Покровском, созданный В.Л. и М.Ю. Смирновыми.


– Но в Покровском уже есть дом-музей Г.Е. Распутина…

– Да, он существует с 1992 г. Основатели его, Марина Юрьевна и Владимiр Любомирович Смирновы, начали собирать материалы о знаменитом земляке еще в 1990 году.

kn_fom_25.jpg

С Мариной Юрьевной Смирновой во дворе дома-музея.

Подвижнический труд супругов получил достойную оценку: не так давно созданный ими первый в России частный музей на Всероссийском конкурсе разделил даже первое место со знаменитой «Ясной Поляной».

kn_fom_26.jpg

Интерьер дома-музея Г.Е. Распутина.

Однако, как оказалось, музеефикация Покровского на этом не останавливается. Несколько лет назад там началось строительство еще одного музея, о котором и идет речь.

Место для него отведено на так называемых «Распутинских полях», – земле, которую когда-то обрабатывал Григорий Ефимович и его предки.

kn_fom_27.jpg

«Распутинские поля», на которых явилась Григорию Ефимовичу Пресвятая Богородица. Этот участок и был отведен под строительство нового музейного центра в Покровском.

Именно там ему во время пахоты явилась Пресвятая Богородица, указав путь странника.

Кстати говоря, это явление едва ли не уникально для Сибири.

kn_fom_28.jpg

В этом доме, находившемся как раз напротив дома Г.Е. Распутина, в котором он бывал не раз, был открыт первый музей старца в Покровском.

 

– Но чем же будет отличаться он от уже существующего дома-музея?

– Это будет не дом-музей и не просто музей, хотя, понятно, там будет и экспозиция и экспонаты.
По мысли создателей, по материалам, сосредоточенным в нем, он должен стать своего рода центром изучения личности Царского Друга, причем не только в Сибири, но и в общероссийском масштабе.
Несколько лет назад с этой целью заграницей была приобретена целая библиотека книг о Г.Е. Распутине, включающая в себя сотни изданий (в том числе редчайших, уникальных) на многих европейских языках. С тех пор коллекция эта постоянно пополнялась, в том числе во время зарубежных аукционов.
С другой стороны, Ваш покорный слуга, в течение многих лет занимавшийся исследованием этой темы, также собрал библиотеку и большой архив, содержащий тысячи разнообразных материалов: ксерокопии редких статей, архивных документов, газетных публикаций, частных писем, фотографий.
Немало материалов собрано и на электронных носителях. Всё это я передаю в Покровское в общее пользование.

kn_fom_29.jpg

У памятного камня, установленного на месте, где 14 апреля 1918 г. перепрягали лошадей Царственных Мучеников, проезжавших через Покровское.

 

– Еще несколько лет назад Вы писали: «Недалек тот день, когда те, кто захочет изучать биографию Покровского старца, должны будут приехать на его родину и, погрузившись в среду его обитания, изучать собранные в течение долгих лет документы».
Теперь, выходит, всё это уже близко к осуществлению?


– Каждый из читателей может убедиться в этом, взглянув на публикуемую здесь фотографию музейного центра в Покровском.

kn_fom_30.jpg

Будущий музейный центр Г.Е. Распутина в Покровском – филиал московского Царского музея «Наша эпоха».

Всеми работами руководит там Игорь Георгиевич Ястребов. Он из местных, еще недавно был директором Покровской средней школы. Увлекаясь краеведением, он собрал немало материалов о прошлом села и о своем знаменитом земляке.

На основе многочисленных статей, опубликованных в местной прессе, он написал, а затем и издал книгу «“Пусть село совсем неброское…” Покровское – родина Распутина».

kn_fom_31.jpg

И.Г. Ястребов с весами, некогда принадлежавшими семье Распутиных.

Сразу же после того, как было получено разрешение на строительство, Игорь Георгиевич ушел из школы, целиком сосредоточившись на сооружении музейного центра.
Строительство и отделка помещения завершена, заканчивается возведение забора. Впереди – оформление экспозиции, а там и открытие музея.
Что же касается библиотеки, архива и читального зала для исследователей, то организация их потребует, конечно, дополнительных усилий.


– Что ж, будем следить за информацией об открытии нового музея на родине Григория Ефимовича Распутина. А пока будем читать Вашу книгу, всматриваясь в фотографии Царского Друга. Кстати, где ее можно приобрести?

– Пока не знаю. Как только станет известно, дам знать в своем ЖЖ.

 

Эту и другие публикации читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"

 

 

 

назад вперед

Вернуться к списку материалов »

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати