Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Читальный зал (книги)

 

Светлой памяти Федора Викторовича Винберга (PDF 15.2 Мб)

Открыть Наша Эпоха





ПОЛКОВНИК Ф.В. ВИНБЕРГ,

АЛЬМАНАХ «ЛУЧ СВЕТА» И ГАЗЕТА «ПРИЗЫВ»


Недавно собрание музея пополнилось редкой книгой, отсутствующей в крупнейших библиотеках России - изданным в Париже в 1927 г. сборником «Светлой памяти Феодора Викторовича Винберга». Ныне брошюра размещена на сайте «Нашей Эпохи» и таким образом становится доступной каждому желающему.
В качестве своего рода справки к публикации предлагаем вниманию читателей связанные с этой темой статьи из книги «Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский Патриотизм». Гл. редактор, составитель О.А. Платонов, составитель А.Д. Степанов. М. Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации». 2003. С. 133-134, 419-420.
ВИНБЕРГ Федор Викторович (1869, Киев†14.2.1927, Chelles/Шелль, Франция) - полковник Лейб-Гвардии Уланского Ее Императорского Величества Александры Феодоровны полка; шталмейстер Высочайшего Двора. Происходил из семьи артиллерийского генерала. Окончил Царскосельский Александровский лицей. Видный монархист. Член Русского собрания, Филаретовского общества, Союза Михаила Архангела. Входил в состав комиссии (29 членов), готовившей к печати «Книгу Русской Скорби», содержавшую «описание жизни и мученической кончины доблестных сынов родины, погибших от рук крамольников в смутные годы за ЦАРЯ и родину». Во время первой мировой войны командовал 2-м конным Прибалтийским полком.
Едва узнав об отречении Государя, не считая возможным изменить присяге, оставляет Действующую армию (март 1917), призвав подчиненных всегда хранить верность Царю. Зачисленному в резерв чинов Петроградского военного округа, однажды ему поручили произвести дознание по поводу пения в казармах нижними чинами Преображенского полка Русского народного гимна «Боже Царя храни». Отказавшись выполнить этот приказ, Винберг писал в рапорте: «Можно только приветствовать этот случай, и я сам бы пел «Боже Царя храни», если бы тогда был там». Благодаря доброжелателям в штабе этот рапорт, угрожавший его автору арестом, был уничтожен, а расследование поручено другому офицеру.
Один из организаторов и руководителей Союза воинского долга, созданного с целью «восстановления благородного духа Русской армии» (май 1917). Участвовал в Корниловском мятеже. Пытался установить связи с Царственными Узниками. Был арестован и осужден большевиками вместе с участниками «заговора В.М. Пуришкевича». Во время следствия находился в Петропавловской крепости (11.12.1917-12.3.1918), где вел дневник, позднее изданный («В плену у обезьян»). На суде Винберг, отказавшись от защиты, говорил сам. Категорически отрицая свое участие в юнкерском восстании, в последнем слове он заявил: «Участвуй я в нем, я бы никогда не бросил юнкеров, но до конца остался бы с ними. Я - полковник, но не полковник Полковников, так постыдно их бросивший. [...] Я был верен в дни счастья Государю Императору Николаю Александровичу, тем более останусь верным Ему в несчастьи. Голова моя может скатиться на вашей плахе, но пред революцией она не склонится». Революционный суд
приговорил его к 5 годам принудительных работ. Стойко перенося заключение, он находил в себе силы ободрять своих сокамерников. С уважением к нему относилась даже большевицкая стража. В заключении он был утешен словами «Высочайшего привета и благодарности от Царственных узников из Тобольска». Часть заключенных по одному с Винбергом делу были освобождены по амнистии 1.5.1918, но он остался в тюрьме, поскольку наотрез отказался дать подписку, что не будет действовать против большевиков.
Будучи в конце концов освобожденным, он уезжает на Украину, где под началом графа Ф.А. Келлера принимает деятельное участие в формировании воинских подразделений для борьбы с «самостийниками». «В декабре 1918 года, - свидетельствовал полковник В.М. Андронников, - он отличается упорной и доблестной обороной Педагогического музея во главе 2-го отдела Дружины генерала графа Келлера при взятии Киева войсками Петлюры». Друзьям с трудом удалось добиться отправки в Германию арестованного петлюровцами Винберга.
Обосновавшись в Берлине, он приступил к изданию журнала «Луч света» (1919) и газеты «Призыв» (Берлин, 1919-1920; редактор С. Золотницкий; с № 4 за 1920 г. - П.Н. Шабельский-Борк). Именно в Берлине в 1919-1920 гг. возник монархический центр, занимавшийся пропагандой «Сионских протоколов», одним из руководителей которого был Винберг. Летом 1920 г. после провала в марте т.н. «Капповского путча», в котором участвовали многие русские офицеры, перебрался в Мюнхен. Здесь он работал в составе Баварской монархической группы, включавшей в себя Мюнхенское монархическое объединение, Русско-немецкий клуб и Русско-немецкое торговое общество. Делегат от Баварии Русского съезда промышленного восстановления в России, проходившего в Бад Рейхенгалле (30.5-14.6.1921). Был тесно связан с Высшим монархическим советом, входил в общество «Балтикум». Участвовал в подготовке покушения на П.Н. Милюкова в Берлинской филармонии, в результате которого был убит др. кадетский лидер В.Д. Набоков (28.3.1922). Оба покушавшиеся: П.Н. Шабельский-Борк (1896†1952) и С.В. Таборицкий (1895†?) (пытавшийся ранее убить в берлинском метро др. «февралиста» А.И. Гучкова) - были ближайшими сотрудниками Винберга. Переехал во Францию, где жил у друзей. Скончался скоропостижно от разрыва сердца в 9 час. вечера. Похороны были назначены на 14.30 16 февраля. Погребен на кладбище г. Шелль. После смерти Винберга его дочь, Александра Федоровна Серябрякова, урожденная Винберг, выпустила сб. воспоминаний и стихов об отце «Светлой памяти Ф. В. Винберга» (46 с.). В его состав вошли четыре стихотворения и ряд статей: полковника князя В.М. Андронникова (1878†1942), бывшего директора департамента полиции А.Т. Васильева (1869†1828), кн. Н.Д. Жевахова, П.Н. Шабельского-Борка, А.К. Киевского и генерал-лейтенанта А.Д. Нечволодова (1864†1938). В сборнике были опубликованы также «Заветные странички из дневника Ф.В. Винберга», посвященные разоблачению масонства и еврейства.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Соч.: В плену у обезьян. Киев. 1918; Жив курилка. Из записок контрреволюционера. Киев. 1918; Подлинность «Сионских протоколов» // La Vieille France. № 218. 1921. 31 марта-6 апреля; Всемiрный тайный заговор. Берлин. 1922; Крестный путь. Ч. 1. Корни зла. 2-е изд. Мюнхен. 1922;

Литература:

1. Голос верноподданного. София 1927. № 15. 24 июля; Двуглавый Орел. Париж. 1927. № 4. 23 фев.; Возрождение. Париж. 1927. № 624. 16 фев.; 1928. № 984. 11 фев.; 1929. № 1348. 9 фев.; 1930. № 1712. 8 фев.; 1931. № 2083. 14 фев.; 1932. № 2447. 13 фев.; 1933. № 2811. 11 фев.;

2. Андронников В.М. Памяти полковника Ф.В. Винберга // Новое время. Белград. 1927. № 1752. 4 марта; Светлой памяти Феодора Викторовича Винберга. Париж. 1927. 47 с.; Заветные странички. Из дневника Ф.В. Винберга. Париж. 1927. 16 с.; Жевахов Н.Д. Светлой памяти шталмейстера Высочайшего Двора Ф.В. Винберга. Париж. 1928; Новое слово. Берлин. 1938. № 8. 20 фев.; 1939. № 8. 19 фев.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

«ЛУЧ СВЕТА» - «литературно-политическое издание», основанное Ф.В. Винбергом. Журнал русских монархистов в эмиграции: №№ 1-3 - редактор-издатель С.В. Таборицкий; с № 4 - редактор-издатель Ф.В. Винберг, редактор П. Попов (П.Н. Шабельский-Борк).

Главными публикациями книги I (Берлин. 1919. 96 с.), безусловно, были: первая часть автобиографических «Берлинских писем» Винберга и «Большевистские эскизы» Шабельского-Борка, содержащие сведения об участии автора в попытке освобождения Царственных Мучеников. Остальную часть номера составляли статьи и воспоминания («Светоч Родины» и «Эпизод из первых дней русской революции» Винберга; «Россия жива» Шабельского-Борка; «Туберозы» Таборицкого), рассказы («Монограмма» и «Предатель» Шабельского-Борка) и стихотворения («Света неземного блеском озаренные» Винберга; «Когда придет желанный час рассвета» и «Спящей Царевне» Шабельского-Борка) и др. В конце журнала появляются разделы «Осведомительный отдел» и «Смесь», сохраняющиеся и в последующих номерах.
Наиболее заметной публикацией книги II (Берлин. 1919. Июнь. 128 с.) оставались «Берлинские письма» (части II-III), и очерк матери одного из редакторов журнала Елизаветы Александровны Шабельской (автора известной трилогии «Сатанисты ХХ в.») «Царь-Освободитель и освобожденные рабы». В номере публиковались статьи и воспоминания («Первые дни революции» П. Васильева; «Кризис социализма» Л. Сельского, «Памяти Н.Н. Родзевича» Шабельского-Борка; «Из недавнего прошлого» Елецкого; «Действия англичан в Закаспийской области» К.; «Пребывание французских войск в Одессе» З.), стихотворения («Отзвуки прошлого» Таборицкого; «Лебединая песня Шабельского-Борка) и др.
В третьей книге (Берлин. 1920. Май, 354 с.) продолжалась публикация «Берлинских писем» Винберга (ч. IV. «Меднолобые»). Среди прочего опубликовано до сих пор малоизвестное свидетельство о мученической кончине председателя Совета министров Российской Империи Б.В. Штюрмера (1848†1917): «Больной, истощенный старик, страдающий хронической болезнью почек, Штюрмер попал в сырую, холодную камеру Трубецкого бастиона, где, в полном одиночестве, терпя постоянный, мучительный голод, в самых отвратительных условиях лишения элементарнейших требований комфорта, он был обречен неизбежно на мучительную, долгую агонию, при которой оставалось только мечтать о смерти, надеяться на нее и ждать ее, как желанную избавительницу. Обращение с заключенным было ужасное: ему приходилось переносить не только самые грубые издевательства и оскорбления, но и побои. Об ужасном положении Штюрмера знал и тогдашний министр юстиции Керенский, и последующие за ним министры того же ведомства, и все вообще «начальствующие лица» из бывших подпольных проходимцев: родственники и друзья заключенных осаждали их всех просьбами умилостивиться и оказать содействие к облегчению страданий их жертв злобного торжества... На все
просьбы они отвечали злорадными отговорками, а то и прямо насмешками. Но все приедается быстро: развлечение, доставленное глумлением и издевательством над умиравшим, находившимся в полной их власти стариком, на которого сыпались площадные ругательства, толчки, пинки и побои (его много били по щекам), все это удовольствие надоело - хотелось чего-либо более пикантного... И вот люди, одетые в мундиры бывших доблестных русских воинов, но волей, работой и стараниями друзей и единомышленников возглавителей революционной рвани превращенные в «сознательных товарищей», «спасающих революцию», придумали новый способ развлечения: поочередно, «справа по одному», они стали подходить к Штюрмеру и мочиться на его лицо. Когда он был уже в агонии и умирал, жена и другие захотели войти в комнату, их задержали караульные и объявили, что никого не пропустят. «Никого не пропустим! Пускай околевает при нас и только при нас. Много чести ему прощаться еще с родственниками!»
Однако главной публикацией этого номера стала перепечатка известного произведения С.А. Нилуса «Великое в малом», воспроизводящая издание 1911 г. (видимо, книги 1917 г. в Германии не оказалось), содержащего, как известно, «Протоколы Сионских мудрецов». Таким образом, появилось на свет первое русское издание «Протоколов» в эмиграции. Именно с этого издания они были переведены на немецкий язык, а позднее и на все европейские языки. Публикацию в журнале предваряло «Введение к немецкому переводу книги С.А. Нилуса», подписанное инициалом «М.» - Готфрид цур Бек (псевдоним немецкого полковника фон Ганзена, первого немецкого переводчика и издателя «Протоколов»). Оно было приложено к отдельному русскому изданию (Берлин. 1920). К этому выпуску «Луча света» была приложена также «Речь раввина».
В номере публиковались также статьи и воспоминания («Грядущее Возрождение» Шабельского-Борка; «Петроградские городовые (Отрывок из дневника)»; «Несколько слов об еврейских погромах» Э. Г.), стихотворения («Кошмар» Аконита) и др. В разделе «Смесь» была напечатана «Знаменитая карта». Речь идет об иллюстрированном политической картой Европы памфлете «Сон Кайзера» английского государственного деятеля Генри Лабушера, опубликованном на Рождество 1890 г. в издававшемся этим масоном еженедельном журнале «The Truth» («Правда»). «Как читатели могут видеть, - говорится в «Луче света», - в наши дни масонское предсказание кое в чем исполнилось. Правда, Германия еще не расчленена на мелкие республики, как это обещано английским листком; правда, в Европе еще не везде господствует республиканский строй, как это знаменательно обозначено на карте. Но зато наша Россия уже расчленена и распродается на части. На картинке представлены четыре венценосца, идущих в английский работный дом: все четверо потеряли свои престолы - двое самолично (германский и болгарский) и двое (русский и австрийский) в лице своих преемников. Какая точность заранее намеченного плана!»
Все три первые книги журнала печатались в Берлине в типографии Вильгельма Зибенмарка. Позднее друзья Винберга вспоминали: «Когда кончилось печатание № 3 «Луча света» (с «Протоколами»), типография неожиданно набавила ок. 10 тыс. марок. На вопрос о причинах владелец типографии при свидетелях заявил: «Я продаю свою типографию. Мне хочется выгоднее ликвидировать предприятие. [...] У меня вчера были
представители «Голоса России», которые предложили мне продать «Луч света» на бумагу, причем дают именно ту сумму, которую я назначаю Вам. Мне все равно кому продать: Вам - как журнал, или им - как бумагу. Если 25 мая не будут мне внесены остающиеся 18 172, 50 марок, то я буду говорить тогда с ними. Кто же себе враг?» Нашлась группа русских людей, которая заплатила недостающую сумму».
Вообще в «Луче света» было опубликовано немало ценнейших материалов. Так, в книге IV (Мюнхен. 1922) на с. 393-394 была помещена коротенькая статья Б. Потоцкого «К материалам новейшей истории» - первое обнародованное свидетельство о желании Императора Николая II (по обоюдному согласию с Императрицей) отречься от Престола в пользу Наследника, приняв монашеский постриг. Государь при этом должен был стать Патриархом (см. сводку подтверждающих эту публикацию материалов в кн.: «На Царской страже. К 25-летию литературно-публицистической деятельности». М. 2006. С. 25-66). Недавно, уже после выхода указ. сб., описанной встрече было найдено безспорное подтверждение (Исторический вестник. 1916. № 2. С. 484-485). В том же выпуске «Луче света» были помещены две публикации Г.В. Бостунича: поэма «Воскресение Руси» (с. 197-206) и драма в одном действии «Последний вздох палача» (с. 207-238).
Книга V «Луча света», как сообщал сам издатель, не вышла. Номер был готов и сдан в типографию, но по не зависящим от типографии причинам не вышел.
Вероятно, в связи с наметившимися трудностями выхода журнала в Германии очередная его VI книга увидела свет в 1925 г. в Новом Саде в Югославии (138 с.).
Основной его особенностью было появление на страницах издания немалого числа публикаций церковного характера. Номер открывался «Молитвой с Афона за русских подвижников», сообщенной иноком Денасием. Его же перу принадлежал очерк «Праведник». Речь, как выяснилось, идет, о схимонахе Денасии (Д.И. Юшкове), мещанине г. Сарапула Вятской губернии, в 1872 г. вступившего в братию Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Еще до революции он собирал материалы о подвижниках Святой горы и печатал их в журнале «Душеполезный собеседник». Скончался о. Денасий в 1928 г. в Руссике на Афоне. Среди других заметных публикаций этого номера: «Беседа с ближними» и «Из записной книжки» Винберга; «Что такое масонство? (Указания масонских документов)»; «Доклад в Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви Заграницей, поданный 18/31 мая 1925 г. прот. В. Востоковым и генерал-майором Генерального штаба Н.С. Батюшиным» (1874†1957), русским разведчиком, о деятельности ИМКА. В этом номере публиковались также: «Еврейский вопрос в изречениях русской народной мудрости», «Достоевский о евреях» и др. Были напечатаны стихотворения «Святой Царь» полковника Г.Н. Зборомирского (1883†1934) и стихотворение С. Бехтеева «Дорогим узникам», посвященное П.Н. Шабельскому-Борку и С.В. Таборицкому, осужденным за покушение на П.Н. Милюкова (1922).
Последняя VII книга журнала, также как и предыдущая увидевшая свет в Новом Саде в следующем 1926 г., осталась для нас недоступной: ее нет ни в одной из библиотек России. Однако она упоминается в переписке участников Бернского процесса, затеянного мiровым еврейством с целью дискредитации «Протоколов Сионских мудрецов», как одна из существенных публикаций.

Сергей ФОМИН

 

 

назад вперед

Вернуться к списку материалов »

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати