Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Рихард Вагнер. "Лоэнгрин"

 






РИХАРД ВАГНЕР

(22 мая 1813 - 13 февраля 1883)

«ЛОЭНГРИН»

 

vagner_01.jpg

 Август фон Геккель. Лоэнгрин, рыцарь Лебедя. Картина в замке короля Людвига II Баварского

Опера «Лоэнгрин» была создана Вагнером в 1846-1848 гг., премьера состоялась 28 августа 1850 г. в Веймаре. За дирижерским пультом был Ференц Лист - Рихард Вагнер в это время скрывался в Швейцарии, будучи участником революционных событий 1848 г. Из-за участия Вагнера в дрезденском майском восстании 1848 г.1 была отменена намеченная на тот же год премьера «Лоэнгрина» в Дрезденской опере. Парадокс состоит в том, что «Лоэнгрин» (шестая опера Вагнера), в отличие от раннего «Риенци», ни по содержанию, ни по духу не связана с идеологией революции.

vagner_02.jpgЛоэнгрин - не мятежник, не анархист и не демократ. Он послан Богом для того, чтобы восстановить справедливость и оправдать герцогиню Брабантскую Эльзу. Прекрасная, благочестивая девушка ложно обвинена своими подданными - графом Фридрихом Тельрамундом и его женой Ортрудой - в убийстве Готфрида Брабантского, своего младшего брата (ранее пропавшего без вести). На Божием суде в ответ на молитву Эльзы является неизвестный рыцарь в ладье, влекомой лебедем по волнам Шельды. Этот рыцарь в сияющих латах готов с оружием в руках вступиться за Эльзу, он признается ей в

                    Рихард Вагнер

любви. Единственное его условие - никогда («nie») не расспрашивать о его имени и роде. Король Генрих Птицелов и народ радостно приветствуют дивного защитника. В поединке с Тельрамундом рыцарь быстро одерживает победу и дарует побежденному жизнь.
Конец первого акта и, казалось бы, счастливый конец сказки. Но Ортруда и Тельрамунд, «демократы при дворе», смущают душу Эльзы, клевеща на рыцаря. На протяжении всего второго акта в музыку вплетаются «змеиные» ноты лейтмотива клеветы.

vagner_03.jpg

Лоэнгрин побеждает графа Тельрамунда

В третьем акте, после свадьбы, звучит чудесный дуэт Лоэнгрина и Эльзы. Но Эльза не рада своему счастью: ее терзают сомнения, под влиянием клеветников она готова подумать, что Лоэнгрин убил ее брата. Голос Эльзы звучит всё более дико и пронзительно, и наконец, раздается роковой вопрос. Любящий рыцарь сражен горем, и сама Эльза ужасается содеянному. В это время Тельрамунд нападает на рыцаря и падает мертвым под его мечом. Сурово, но с благородной сдержанностью рыцарь Лебедя призывает всех наутро собраться перед судом короля, где «Эльза узрит род супруга». В своем знаменитом рассказе («In fernem Land, unnahbar euren Schritten...» - «В стране далекой, вам всем недоступной...»), словно сотканном из света, рыцарь повествует о замке Монсальват, где хранится святой Грааль. «Отец мой Парсифаль венец там носит, там рыцарь - я, и Лоэнгрин зовусь». Все вновь преклоняются перед посланцем Бога. Лоэнгрин выводит за руку мальчика - Готфрида, герцога Брабантского, и вручает Готфриду и Эльзе кольцо и меч. Плещет волна, ладья, влекомая лебедем, навеки отчаливает от берегов Брабанта. Эльза умирает от горя.

vagner_04.jpg

Прощание Лоэнгрина с Эльзой


Предание о рыцаре Лебедя засвидетельствовано в «Парцифале» великого немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха (XIII в.). Там рыцаря зовут Лоэрангрин, и он покидает Брабант (также из-за рокового вопроса супруги) не сразу после свадьбы, а гораздо позже, после того, как у герцогини родился сын. Таким образом, средневековый немецкий Лоэрангрин - прежде всего легендарный предок рода герцогов Брабантских, тогда как для Вагнера была важна духовная сторона легенды и связь Лоэнгрина с преданием о святом Граале.
По Вольфраму и Вагнеру, Парцифаль (Парсифаль) - король-хранитель Грааля. Его сын Лоэнгрин - принц из иного мира, прибывший в Брабант по воде, в лебединой ладье. Его избранность признана с первого взгляда и народом, и королем Генрихом Птицеловом. И конечно же, мощный и кроткий Победитель, чье царство не от мiра сего, Небесный Жених девы-души - образ Христа Спасителя. Можно видеть, что Вагнер, воплотивший легенду о Лоэнгрине в совершенную музыкальную форму, вопреки своему номинальному «физическому» участию в революции (вплоть до отсутствия за дирижерским пультом на премьере!) духовно двигался совершенно в иную сторону. И не случайно «Лоэнгрин» был одной из любимых опер Святого Царя-Мученика Николая и Святой Царицы-Мученицы Александры2.

vagner_05.gif

Фердинанд Лик. Явление Готфрида Брабантского и уход Лоэнгрина.


В дневниках Государя мы находим много упоминаний о посещении оперы. Его суждения о музыке обнаруживают тонкий вкус. Ясно, однако, что Император Всероссийский не мог позволить себе так отдаваться искусству, как, например, король Людвиг Баварский, и ночи напролет проводить за слушанием музыки. Время было дорого3. Но если многие произведения упоминаются в дневниках Государя (в принципе крайне лаконичных) только однажды и скорее ради констатации факта, то упоминания вагнеровских опер встречаются трижды. Важно, что именно в применении к операм Вагнера Государь дает свою оценку постановке и выражает свои чувства. О «Лоэнгрине» же прямо сказано: «Чудный "Лоэнгрин"...»
Из дневников Государя: «В 7 ч. поехал в город и в первый раз в театр. Давали "Götterdämmerung"4 замечательно хорошо; пели Литвин и Ершов. Мама, Миша и Ольга тоже приехали. Наслаждались все вместе» (8 января 1904). «В 6 1/2 отправились в парадных каретах в театр на spectacle-gala. Давали "Лоэнгрин" отлично» (29 сентября 1896); «Поехал с Ольгой и Татьяной в город - в чудный "Лоэнгрин". Наслаждался дивной музыкой» (8 февраля 1913); «Поехал с Georgie в театр на парадный спектакль. Давали 1-й акт "Лоэнгрина"» (10 мая 1913, Берлин).
Всё в этой опере было по душе Святым Царственным Мученикам - и чувство святыни, и идея Богоизбранности, и благородство, и желание творить правый суд, и сила прощать. Говоря словами поэта-царскосела:

Боже, мы мудро царствовать будем,
Строить над морем большие церкви
И маяки высокие строить.
Будем беречь мы воду и землю,
Мы никого обижать не станем...5

vagner_06.jpg

И. И. Голиков. Леонид Собинов в роли Лоэнгрина

Всё в этой опере созвучно судьбе Святых Царственных Мучеников.
Народ, как слабая, неразумная Эльза, поддавшись клевете «Тельрамундов» и «Ортруд» всех мастей, перестал верить своему Царю. И пожалуй, самое разительное совпадение - трагедия тезки «лоэнгриновской» Эльзы, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, усомнившейся в своей Венценосной Сестре и Государе6 ...
Но не смертью Лоэнгрина, а гибелью усомнившихся в нем кончается опера-легенда7. А главный ее лейтмотив - ноты, звучащие во вступлении (прологе) и рассказе Лоэнгрина о Граале и являющие совершенный образ торжества Правды.

Наталия ГАНИНА

____________________________________

1 Под влиянием анархиста М. Бакунина.
2 Приношу искреннюю благодарность С. В. Фомину за это указание.
3 Что говорить об опере, если даже церковные службы, на которых присутствовал глубоко верующий Государь, не должны были слишком затягиваться.
4 «Гибель богов» (точнее, «Сумерки богов») - название последней оперы тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». .
5 Анна Ахматова. У самого моря (1914).
6Великая Княгиня Елизавета Феодоровна потом покаялась перед Государыней (указание праведного старца Николая Псковоезерского). В 1918 году Сестры примирились.
7Трагическое прощание Лоэнгрина и Эльзы обычно как-то отвлекает внимание от того, что у герцогства Брабант появляется законный правитель - юный Готфрид, брат Эльзы, получающий от Лоэнгрина символы власти и памяти - кольцо и меч.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

 

Вступление. Дирижер Вольфганг Саваллих
Открыть Наша Эпоха

Молитва Эльзы. Ингрид Бьонер
Открыть Наша Эпоха

Явление Лоэнгрина (1). Лауриц Мельхиор
Открыть Наша Эпоха

Явление Лоэнгрина (2). Лауриц Мельхиор
Открыть Наша Эпоха

Явление Лоэнгрина (3). Лауриц Мельхиор
Открыть Наша Эпоха

Дуэт Лоэнгрина и Эльзы (1). Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай
Открыть Наша Эпоха

Дуэт Лоэнгрина и Эльзы (2). Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай
Открыть Наша Эпоха

Дуэт Лоэнгрина и Эльзы (3). Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай
Открыть Наша Эпоха

Дуэт Лоэнгрина и Эльзы (4). Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай
Открыть Наша Эпоха

Ответ Лоэнгрина Эльзе. Лауриц Мельхиор, Астрид Варнай
Открыть Наша Эпоха

Рассказ Лоэнгрина. Лауриц Мельхиор
Открыть Наша Эпоха

Прощание Лоэнгрина
Открыть Наша Эпоха

Рассказ Лоэнгрина. Сергей Лемешев
Открыть Наша Эпоха

Рассказ Лоэнгрина. Николай Гедда
Открыть Наша Эпоха

Рассказ Лоэнгрина. Петер Андерс
Открыть Наша Эпоха

 

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати