Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Соборность For users who are interested in Solaris website history, visit solaris onion link https://solaris6hl3hd66utabkeuz2kb7nh5fgaa5zg7sgnxbm3r2uvsnvzzad.net

 

О «ВОСЬМОМ СОБОРЕ»

Автор:  Сергей ФОМИН

 

 

О «ВОСЬМОМ СОБОРЕ»

 

sobor_01.jpg

Обложка последнего издания сборника «Россия перед Вторым пришествием» (2011 г.): Крестный ход с мощами преп. Серафима в Саровской обители 19 июля 1903 г. с участием Государя и Царской Фамилии. Цветная литография 1903 г. Вверху – икона Божией Матери «Умиление».

 


Ромейское Царство: ключи и отмычки

С 1993 г., когда по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) под издательской маркой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышло первое издание «России перед Вторым пришествием», напечатано уже более 300 тысяч экземпляров этого сборника.
Некоторым, правда, книга пришлась не по вкусу.
Начиная с «человека церкви», небезызвестного диакона Андрея Кураева, присвоившего ей гриф «православного триллера» и советовавшего тем, кому она попала в руки, «перед прочтением сжечь».
И вплоть до главного редактора «Русской народной линии»
А. Д. Степанова, публично каявшегося недавно перед своими читателями, что вот и он в свое время «оскоромился-соблазнился»: «Я и сам грешным делом с интересом читал эту книгу».
Ну, а потом, выходит, прозрел...

 sobor_02.jpg

«Диакон всея Руси» Андрей Кураев


При этом следует упомянуть об одной интересной подробности: дате этой последней публикации – 23 ноября 2015 года.
С одной стороны, это был канун дня рождения автора сборника (что, разумеется, случай частный и не запланированный), а вот, с другой, – канун события, послужившего спусковым крючком для последовавших вслед за этим крупных геополитических сдвигов и, одновременно, для пришедших вдруг в движение (ставших неожиданно сбываться) «древних пророчеств», которым Анатолий Дмитриевич, пришпорив своего Росинанта, решил – как раз накануне начала этого сбытия времен и лет – дать безпощадный бой.
Имею в виду сбитый турками русский самолет и убитого уже на земле нашего летчика на севере Сирии. Случилось же это аккурат 24 ноября 2015 г., т.е. опять-таки накануне появления той самой статьи Степанова.

sobor_03.jpg

Анатолий Дмитриевич Степанов


То, что публикация эта («Путин и “последние времена”») не случайность или ошибка, от которой, разумеется, никто не застрахован, а совершенно осмысленная твердая линия – подтвердили последующие статьи Степанова.
И прежде всего появившаяся 15 января 2016 г. другая его публикация  "Зачем русским Константинополь?", основной пафос которой заключен в подзаголовке-посыле: «Россию снова соблазняют идеей мiровой гегемонии».


Такая позиция в известной степени роднит Анатолия Дмитриевича со старообрядцами. Первые расколоучители называли, как известно, Русское стремление в Царьград «Царской блажью» Алексея Михайловича, Которого при этом они навеличивали «новым жидовином» и «рожком антихристовым»; нынешние старообрядствующие – «греческой диверсией». Не потому ли, кстати говоря, они (из-за того, что попытались некогда стать на пути Божьего замысла о России), и превратились, в конце концов, в своего рода духовных «маргиналов».
Как бы то ни было, а Анатолий Дмитриевич сам своей собственной волей вписал себя в число не познавших времени посещения своего. История, в общем-то, старая как мiр…
Остается только посочувствовать хорошо известными каждому православному словами: да, трудно идти против рожна.


sobor_04.jpg
Греческие монахи в ожидании Президента России в Карее

 

sobor_05.jpg


Теперь и совсем уже непонятно, как вся эта «Цареградофобия» главного редактора РНЛ коррелируется с обозначившимся новым разворотом в связи с посещением 28 мая 2016 г. Президентом В.В. Путиным Святой Горы.
Чтобы понять, в чем тут проблема, следует обратиться к опубликованной на той же РНЛ статье протоиерея Олега Трофимова, поданной редакцией с подчеркнуто заостренным да к тому же еще подложным (по отношению к ее смыслу) заголовком: «Путину место на императорском троне!», о чем мы уже писали.


sobor_06.jpg


«Однозначно, – отмечал в ней отец Олег, – монашество Афона и высшее духовенство Греции и Константинополя сделали небывалую встречу для Президента РФ В.В. Путина, которая соответствует приему Императора. Встреча Президента всеми игуменами монастырей, при колокольном звоне, при зажженных свечах у дьяконов, с выносом Евангелия, при открытых Царских вратах в храме, свече, которую выносят из алтаря на подносе, которую зажигает Император на подсвечнике.
И теперь главное, Священный Кинот горы Афон (управленческий орган) определил ход церемонии встречи Президента – ему место на императорском троне! По восхождению на трон, соответственно византийской традиции, духовенство становится справа, а светская власть – слева от императора.
И это неслучайно. Это не проявление человекоугодия […]

sobor_07.jpg


Безусловно, животрепещущая тема – это конфликт с Турцией. Вряд ли эту тему можно было обойти. Это связано как с историческим противостоянием между турками и греками, так и с пророчествами афонских старцев о роли России в будущем, ее войне с Турцией, о будущем Царе Помазаннике Божьем. Как во время прошлой поездки Путина на Афон, так и в ходе нынешней монахи об этом открыто говорили».

sobor_08.jpg


Прежде чем продолжить, сделаем два важных замечания.
Во-первых, в Успенском храме Путин находился не на «императорском троне», о чем обычно пишут, а стоял на стасидии Ромейского Василевса, предназначавшейся для молитвы Византийского Императора во время богослужения. Так что место это, конечно, Царское, но всё же никак не Трон.
Во-вторых, связано это не с «тайным венчанием В.В. Путина на Царство», о чем заговорили некоторые патриоты-конспирологи, а произошло в силу признания за ним афонским духовенством статуса исполнителя миссии защитника Православия в современном мiре.
Проистекает это из занимаемого им положения (Президента России) и, следовательно, его военно-политических возможностей, а также из того, что от миссии этой он пока что не отказывается. Именно в силу этой последней причины (возможности сложения им с себя этих полномочий) миссия защитника Православия не является, подобно Помазанию на Царство, неотменимой в принципе.

sobor_09.jpg


Будущее Царьграда и исчезнувшего материально (но не духовно) в 1453 г. Ромейского Царства (Второго Рима / Византии) – было, несомненно, одним из нервов той встречи. В Русской мысли тема эта постоянно присутствовала, начиная с середины XV века, то в виде «Греческого проекта», то – призыва водрузить Крест на Святую Софию или борьбы за Босфор и Дарданеллы. После трагического 1917-го мысль эта вынужденно ушла в нети, вынырнув на миг после Великой Отечественной войны. Все эти годы, однако, она продолжала жить в монастырях и скитах Святой Горы, и вот в конце мая 2016 г. вновь вышла наружу…

sobor_10.jpg
Путин перед иконой Пресвятой Богородицы в Успенском храме в Карее

Пребывание В.В. Путина на Святой Горе продемонстрировало (тем, кто, разумеется, хотел и в состоянии был это видеть): Российский Президент всё время находился там в окружении афонского греческого духовенства.
Ровней Президенту (не Царю, конечно, но Его местоблюстителю, – согласно фактическому положению во главе России и именно в силу этого, – фигуре в какой-то мере сакральной) был бы Патриарх Вселенский (с послевоенного времени пребывающий в американской и масонской паутине) – первый по Диптихам и по первенству чести. Патриарх же Московский и всея Руси, несмотря на численное превосходство его паствы и материальную мощь, что бы там ни говорили, – всего лишь пятый.


sobor_11.jpg


Тема эта, кстати говоря, тесно связана с Цареградской.
Еще в 2003 г. мы следующим образом завершали нашу работу, посвященную восстановлению Симфонии в России

("Царь в саккосе"): «Именно при последнем Царе – после завоевания Им Царьграда – разрешится и проблема несоответствия между Русским Царем и Патриархом Московским, соответственно первым и пятым по диптихам. Тогда же, чаем, восстановится и Симфония».

sobor_12.jpg


Общение Президента с афонскими монахами шло на равных. Путин (что бы кто ни говорил) ни на что не претендовал, а ему оказывали честь не только как почетному дорогому гостю, а как власть/право на это имеющему. И в этом смысле он был одновременно и в гостях, и дома, приглашенным и хозяином.
Право на это он не требовал, не присвоил, не приобрел. Ему его поднесли, как принадлежавшее ему.


sobor_13.jpg


И еще одно важное замечание отца Олега Трофимова о тех кулуарных переговорах с глазу на глаз (причем, судя по всему, в отсутствии Патриарха Кирилла): «Многое, что происходило в ходе этого визита, мы видели и слышали, но остается и то, что сказано участниками встречи вне камеры, в узком кругу, а это как геополитические, так и личные духовно-нравственные вопросы».
Так что не только о «Кресте на Святой Софии» шла речь во время собеседований В.В. Путина с афонскими старцами. Наверняка говорили и о предстоящем «Восьмом Соборе». В этом, думаю, ни у кого из добросовестных неангажированных наблюдателей не может быть сомнений.

В организованном в тот день телеканалом «Царьград» специально для освещения визита Президента прямом эфире монахи-афониты открыто призвали представителей Русской Православной Церкви отказаться от участия в грядущем в июне «Великом Всеправославном Соборе», который они, придавая этому событию апокалиптический смысл, прямо именуют «Восьмым Вселенским Собором».
Один из старцев (отец Гавриил из скита Святой Анны) так и заявил:
«Восьмой Вселенский Собор нелегитимен. Мы не должны соглашаться с тем, в чем нас убеждают. Русские архиереи недостаточно осведомлены. Нужно все им сообщить. Главное – мы не должны объединяться с Папой. Мы не должны иметь общения с еретиками. Мы не можем молиться вместе. Мы же – допускаем к себе в церкви папских сторонников и молимся вместе с ними. Сорок пятое апостольское правило говорит о том, что “епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен; если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен”».


Телемарафон "Русский Афон".

Прямая трансляция

 

 

sobor_14.jpg
Старец Гавриил из скита Святой Анны на Афоне обращается к русским православным


Геронта был, конечно, мудро снисходителен. Ибо всё дело не столько в «недостаточной осведомленности» русских архиереев, а в отсутствии благожелательной атмосферы при обсуждении столь важного судьбоносного вопроса даже среди самих архиереев.
Епископа Унгенского и Ниспоренского Петра (Мустяцэ), попытавшегося, было, на Архиерейском соборе обсудить некоторые вызвавшие у него и его паствы недоумения документы к Всеправославному Собору, усадил на место сам Патриарх Кирилл: «Владыка, садитесь, все уже решено». Закрыли рот и другим архиереям.

 

sobor_15.jpg


То, что это не случайность, не эмоциональная реакция, а вполне целенаправленная, продуманная линия поведения, засвидетельствовал сам Патриарх Кирилл, в конце своего большого турнэ по Латинской Америке и Антарктиде открыто заявивший журналистам, интересовавшимся, как прореагировал епископат Русской Православной Церкви на его намерение встретиться с Римским папой, буквально следующее:
«Меня никто не отговаривал, потому что никто не знал [sic!]. Об этой встрече знало пять человек, не буду называть их святые [sic!] имена. Почему это было так? Потому что подготовить такую встречу в условиях гласности невозможно [sic!] – слишком много [sic!] противников. И даже без наших добрых [sic!] православных людей, которые считают, что есть какая-то опасность, есть мощные силы, которые этого не очень хотят. Поэтому надо было спокойно и в тишине ее готовить, что мы и сделали».

sobor_16.jpg
Папа и Патриарх. Справа «человек со святым именем» – митрополит Иларион (Алфеев) – один из тех, благодаря которым прошла эта историческая встреча на «острове свободы»


Что это, если не весьма знаковое превалирование «веяния» католического духа «учительства» над православной Соборностью в головах всех этих «людей Церкви»?
Нам уже приходилось писать об этом.

sobor_17.jpg
Поцелуй века


Что касается пророчеств и суждений о грядущем Восьмом Вселенском Соборе православных святых, подвижников благочестия и церковных писателей, то они были впервые собраны воедино и изданы нами в сборнике «Россия перед Вторым пришествием» двадцать с лишним лет назад.
В то время этот собор последних времен казался событием, хотя и долженствующим произойти, но в то же время делом весьма отдаленным. Доживем ли мы еще, думалось, до этого или нет – неведомо.
Но вот уже несколько лет назад всем, интересующимся этим событием, стало ясно: если Господь не помилует, падет на землю и эта «звезда полынь», отравив источники воды живой.


sobor_18.jpg
Патриарх Кирилл и его ближайшее окружение


Републикуемая нами далее, в преддверии «Великого Всеправославного Собора», подборка пророчеств святых и старцев, а также рассуждений лиц духовных о «Восьмом Вселенском Соборе» позволит не только точнее разобраться в происходящем, но и покажет, как тесно сопряжено это предреченное событие последних времен с исполнением других не менее важных обетований, объединенных одной общей темой: «Царьград в путях Святой Руси».
Первоначально Всеправославный Собор должен был пройти в храме Святой Ирины в Стамбуле, но затем (из-за сбитого самолета) место проведения его было перенесено на остров Крит.
Он должен состояться 16-17 июня. Однако 25 мая остров сильно «тряхнуло». Произошло
землетрясение магнитудой 5,4 балла.

И еще одна весьма важная подробность: Всеправославный Собор будет проходить под наблюдением американских спецслужб. На острове уже высадился большой десант агентов ФБР и ЦРУ. Они будут «помогать обезпечивать антитеррористическую безопасность проведения Собора».

Учитывая эту информацию, трудно уловить подлинный смысл того, что хотел сказать постоянный автор газеты «Завтра», журналист Владимiр Винников, считающий, что «Путин на Афоне был “помазан на царство” или, во всяком случае, находится на пути к этому таинству», прибавляя при этом: «Если ему действительно был вручен или в ближайшем будущем будет вручен imperium от всего православного мiра (не надо забывать, что вскоре должен состояться Вселенский православный собор), то…» Ну, и т.д. Остальные рассуждения в том же стиле не так уж важны.

Нас интересует вот эта связка: «вручение imperium`а от всего православного мiра» и грядущий «Вселенский православный собор», проводящийся под конвоем американских спецслужб. Принимая всё сказанное во внимание, по логике В. Винникова, В.В. Путина продвигает, выходит, ЦРУ или ФБР? Занятный, однако, поворот…
Весьма наивными выглядят также и заявления священника
Сергия Карамышева на «Русской народной линии»: «Православный мiр чувствует, что ему не хватает для единства “епископа внешних дел Церкви” (как в свое время выразился равноапостольный Царь Константин). И важно, что такое понимание приходит в преддверии Всеправославного Собора. Оно будет способствовать тому, что голос Русской Церкви будет звучать там особенно авторитетно».

Особенно, конечно, «авторитетно» всё «зазвучит, если цэрэушники да фэбээровцы нам подмогнут.
А вообще-то, чем скорее избавимся мы от извечной маниловщины, тем будет лучше.
Трудно искать темную кошку в темной комнате, особенно если там ее нет. Лучше обратиться к реальности, в том числе исторической. Вспомнить, к примеру, о том, что пять с половиной веков назад Второй Рим пал именно по причине унии с Ватиканом.
Или безсмертные слова Тараса Бульбы:
«Ну, что, сынку, помогли тебе твои ляхи!?»

Сейчас, когда – после посещения Святой Горы – экуменическое лобби в Московской Патриархии с Всеправославным Собором пошло, похоже, на попятную, нужно быть предельно честными перед самими собой.
Нельзя только потому, что опасность, может быть, и минует нас на сей раз, забывать кто и во что нас хотел ввергнуть. Речь не о злопомнении, а о внимательной жизни, которой всегда учили духовники прежних времен. Иначе всё легко может повториться. Ведь там «всегда готовы».
Итак, что же произошло?
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что, помимо самого главного (смотрения Божия о России и Покрова над ней Царицы Небесной) – это заслуга никак не Патриарха Кирилла (наряду с митрополитом Иларионом, одного из генераторов идеи Собора), а, прежде всего, афонских старцев и Президента В.В. Путина, поверившего им.

 sobor_19.jpg


Только влияние последнего заставило «наших» инициаторов вынужденно дать задний ход.
Да, ослушаться власть они не могут, но и сохранить лицо непременно желают. Потому – как это уже сегодня становится очевидным – действовать они будут не сами, а через посредство других. Ту же, например, Болгарскую Православную Церковь. Если же американцам вдруг удастся «утрясти» с болгарами проблему, настанет черед Грузинской Православной Церкви, находящейся, в представлении нашего священноначалия, в стратегическом резерве.
Что же касается Грузинского Патриарха Илии II, то, в отличие от многих его собратий из других Поместных Церквей, в нем вполне можно быть уверенным. На него можно положиться.
Современное положение ясно нам демонстрирует, как одна, пусть даже самая невеликая по численности и внешнему влиянию, Церковь, может стать на пути «шествия Разрушителя».
«Ведь и крыло мухи, – говорил Оптинский старец, преподобномученик Исаакий (Бобраков), – имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою…»

sobor_20.jpg

Герб Российского государства из Титулярника XVII в. Фронтиспис последнего издания сборника «Россия перед Вторым пришествием (2011). В этом и следующем посту мы помещаем иллюстрации из этой книги

 

Предуведомление

В статье «Про так называемый “Восьмой вселенский собор”», помещенной в журнале "Благодатный огонь" и тут же перепечатанной на «Русской народной линии», священник Георгий Максимов, что называется «на голубом глазу», утверждает:
«По поводу цитат, которые в связи с этим распространяются. Единственная цитата, которая в точности излагает и подтверждает всю эту истерию, – та, которая приписывается прп. Кукше Одесскому […]
Проверив ссылки, предлагаемые в интернете, я нигде не смог обнаружить чтобы был указан источник данной цитаты. Что неудивительно, потому что на самом деле перед нами фейк. Не так уж редко в последние годы тиражируются выдуманные цитаты, ложно приписываемые святым. Нередко их фабрикуют в раскольничьих кругах, и от этой псевдоцитаты пахнет теми же кругами. […]
В этих сборниках цитат намешаны прямо противоположные высказывания. […] То есть, нам приводят прямо противоречащие друг другу цитаты: одна говорит, что восьмого Собора не будет в принципе, другая – что будет, но еретический, еще две – что восьмой Собор будет благочестивый. […]
В распространяемых в интернете подборках типа “ПРОРОЧЕСТВА СВЯТЫХ О ВОСЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ” к цитатам, подписанных именами святых, непременно добавляют цитаты из церковных деятелей, которые никогда не были прославлены (архиеп. Феофан Полтавский), а некоторые и ныне здравствуют […]
Итого – мы имеем какой-то дикий винегрет из цитат 1) ложных 2) противоречащих друг другу 3) из не канонизированных лиц. Все это сдобрено совершенно абсурдными идеями (типа Вселенский Собор может быть еретическим). […] Желаю всем православным хранить трезвомыслие и не поддаваться на бесовские провокации”.


Итак, «критерием истины» для батюшки, судя по его собственным словам, является интернет: именно по нему (и только по нему) он ищет ссылки на цитаты.
А еще его страшно удручает разномыслие. Привыкшему к кристальной ясности, наподобие «десяти Сталинских ударов», отцу Георгию неуютно в этом мiре сквозняков.
Но те «противоречия», так пугающие бедного батюшку, могут на деле и не быть таковыми, а просто относиться к событиям внешне похожим, но на деле, по времени, разнесенным. Или, скажем, относиться к так называемым «пророчествам условным», когда многое зависит от произволения людского…
Что же касается рассуждений церковных писателей и историков и вообще людей не святых, то и отношение к сказанному ими предполагается всё же иное. Но на то, между прочим, и голова дана и дар рассуждения – один из наиважнейших даров Божиих.
Сан и уверенность тона могут, конечно, ввести в заблуждение. Но лишь тех, кто не знаком с вопросом. Ибо, например, во всех изданиях сборника «Россия перед Вторым Пришествием», лично прочитанном и благословленном старцем Кириллом (Павловым) и вышедшим впервые в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, все без исключения цитаты имеют соответствующие библиографические ссылки на источники. (Далее, в нашем ЖЖ мы их, чтобы не усложнять восприятие текста, опускаем.)
Показательно, что даже среди специфической публики «Благодатного огня» статья вызвала раскол: «за» подали голос 345 читателей, «против» – 331.
Словом, заплутался батюшка в трех березках. Но самое печальное – пытается вводит в соблазн других.
В биографической справке об отце Георгии Максимове сказано: религиовед, богослов, миссионер, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной семинарии, член экспертного Совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму.
Учитывая только что продемонстрированные нами методы подтасовки, которыми не брезгует этот священник, помноженные на уверенность тона и внешнюю логику формулировок, страшно даже подумать, в чьих руках находится воспитание будущих служителей алтаря Господня и то, какие «экспертизы» могут ожидать (уже всех нас, а не только православных) в самом ближайшем будущем.



Восьмой Вселенский собор

Преподобный Нил Мvроточивый Афонский (XVI в.):
«Потом (после 1992 г. – С.Ф.) соберется восьмой собор, чтобы разобрать спор и явит (досл.: сотворит) благое благим и злое злым... Земледелец отделяет пшеницу от мякины. Пшеница – для человека, мякина же – для скота. Говорим, будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. – правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди. (Прим. переводчиков: Об этом говорится и в Византийских пророчествах)».

Например, в «Откровении Мефодия Патарского» (IV или VII в.) повествуется о том, что после воцарения «Царя греческого» (последнего Царя) и изгнания им «измаильтян» «умирится земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть година. И на конец века будет веселие на земли [...] и почиют человеци во време оно от скорбий своих».
Ср.: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба [...] и не избегнут» (1 Фес. 5, 3).


Ф.А. Терновский, профессор Киевской Духовной академии (1875):
«Символическим числом семь определился и закончился счет Вселенских Соборов, и в сознании Восточного христианского мiра семь Вселенских Соборов остались навсегда образом седми столпов, утвержденных в здании Премудрости Божией, или семи даров Духа Святаго. Тогда как в западном христианстве число Вселенских Соборов возрастало и не имело пределов своему возрастанию, в Восточном христианстве, а вместе с тем и в России, сложилось убеждение, что больше семи Вселенских Соборов быть не должно и не может и не для чего.
“Дерзновенно дееши, – говорил [Великий] Князь Василий Темный митрополиту Исидору, сбиравшемуся идти на Флорентийский собор, – в латинскую землю идеши, составление восьмаго собора поведаеши”. (Да и вообще современники митрополита Исидора ссылались на некое правило св. Отец, которые будто бы предали проклятию замышляющих восьмой собор.)
Были, правда, и на Руси отчаянные головы, для которых ничего не значило седмеричное число соборов. Таков был первый Лжедмитрий, выражавшийся так: “Соборы, ино то соборы; можно быти, рече, восьмому и девятому собору”. Но таким людям была и честь соответственная их суесловию. Большинство наших предков склонялось, напротив, к тому предположению, что определениями 7 св. соборов исчерпана окончательно и навсегда вся сумма догматических, обрядовых и других важных для церковной жизни вопросов, так что на будущее время нет надобности не только составлять новые соборные определения, но даже и писать церковно-догматические книги».


Преподобный о. Нектарий Оптинский на вопрос, «можно ли надеяться на соединение Церквей», ответил:
«Нет! Это мог бы сделать только Вселенский Собор; но Собора больше не будет. Было уже 7 Соборов, как 7 таинств, 7 даров Духа Святаго. Для нашего века полнота числа – 7. Число будущего века – 8. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности».

Архиепископ Феофан Полтавский (11.6.1930):
«О Восьмом Вселенском Соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами св. Феодора Студита: “Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине”. Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а оттого, будет ли он мудрствовать или учить “Православно”. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый “разбойничий собор” был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название “разбойничьего собора”!..»

Преподобный Кукша (Величко, 1875 † 11/24.12.1964):
«Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием “святой”. Но это будет тот самый “восьмой Собор, который будет сборищем безбожных”. На нем все веры соединятся в одну».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский монастырь (28.5/10.6.1990):
«Хранить заветы, которые были даны предшественниками ныне возведенного на Патриарший престол Алексия.
Первое. Чтобы был у нас стиль старый! Другого мы принимать не можем.
Второе. Чтобы мы были строго православными. Мы никогда ко всем инославным не относились с неприязнью. У нас в этом отношении совесть чиста. Но мы шли своим строго очерченным путем! Как наши предшественники, так и мы, уходящие теперь со дня на день в потусторонний мiр, призываем вас хранить чистоту Православия.
Третье. О том, чтобы свято хранить церковнославянский язык.
Четвертое. Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, а только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в вечность Патриарх [Пимен] в личной беседе, что если что-либо будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе, что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принять.
Вот его завещание, сказанное хотя и в частной беседе, а я вам уже повторяю его второй или третий раз в исполнение своей совести, ибо я задавал эти вопросы, и я получал на них ответы. И поэтому меня сейчас не смущает ничто: ни скоротечность времени, ни избрание, что было.
Всё это можно обобщить одним понятием: мы живем во времена апокалипсические. А поэтому [...]: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды. И все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13-14)».


Иеромонах Серафим (Роуз, † 20 августа/2 сентября 1982) Платинский:
«…Сейчас много говорится о созыве “Восьмого Вселенского Собора”, так как он может объединить всех православных христиан, являясь высшим авторитетом Церкви, и т.д., – и тут можно вспомнить, что в истории Православной Церкви уже был такой “Восьмой Вселенский Собор” – ибо представители всех патриархов подписали постановление Флорентийского собора. Тем не менее, из-за одного епископа, святителя Марка Ефесского, который встал на защиту правды против всего Собора, отвергнув его постановление (об унии с Римом), ибо это противоречило православному преданию, вся Православная Церковь в конце концов отвергла этот собор. Так же и сейчас сторонники реформ и унии с Римом найдут много убедительных доказательств, а мы противостанем им не только с доказательствами из Святых Отцов, но гораздо больше с примером святителя Марка Ефесского».

«…Спаситель в притче о смоковнице говорит: “Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверех”. Другими словами мы должны следить за признаками времени, дабы не прельститься. Поэтому это не совсем верно, что “Царь Славы может придти в любой момент”. Только те, кто не смогут различить знамения времен, будут застигнуты врасплох; но бдительные христиане того времени будут заранее знать, что “близ есть, при дверех”, они распознают признаки и, не поддаваясь прельщениям антихриста, они будут понимать, что до конца осталось лишь несколько лет – конечной даты никто не может знать, пока она не наступит, но ее приближение будет чувствоваться все сильнее и сильнее, как мы наблюдаем распускающиеся листья на фиговом дереве».

sobor_21.jpg
Библейский Царь Давид, играющий на арфе, с супругой Вирсавией и сыном Соломоном. Блюдо VIII-IX вв.


Считали, однако, и по-другому...

Иеромонах Исидор (Иоанн Андреевич Козин, 1833 или 1834, † 3 февраля 1908), Великий старец Гефсиманского Скита:
«...Еще в бытность свою безусым и безбородым келейником наместника Лаврского Антония, однажды он вмешался в разговор его с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым – С.Ф.). Великий иерарх и мудрый наместник сидели за чаем и думали сообща о необходимости Вселенского собора и о соединении с католиками. Но возникает вопрос, кто же будет первенствовать на соборе. Предвиделось, что ни православные, ни католики не захотят уступить, и собор не состоится.
Входит о. Исидор с подносом, уставленным чайною посудою. “А Божия Матерь, вот Кто будет Первой. Так председательское место и оставить не занятым: оно будет для Божией Матери”. Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью, личною обидою. “Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной”, – скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, – видно, мысль о разделении Церквей сильно безпокоила его. Иногда же добавлял еще: “А ведь все – одна канцелярия, из-за одной буквы: мы – каФолики, а они – католики. Надо молиться Божией Матери. Чрез Нее произойдет это соединение [1], а людскими силами не может быть совершено».
Соединение Церквей Восточной и Западной Батюшка связывал с последними судьбами мiра и иногда, указывая на происходящее в России и за границей противохристианское движение, говорил свою более затаенную и более сокровенную, выношенную мысль: “Близки времена антихриста. Вот скоро будет такое гонение на христиан, что придется прятаться”.
При этих словах о. Исидора нельзя было не верить, что воистину это так. Его безоблачное лицо туманилось, исчезала на мгновение ясная улыбка, глаза смотрели серьезно, проницая будущее. Делалось страшно: вот идет что-то, надвигается... Но проходило это мгновение, – и пророческая, вещая серьезность скрывалась, таяла, исчезала. Однако это единое мгновение настраивало надолго.
Мысль о церковном единстве, в связи с этими грозными предчувствиями, была одною из наиболее заветных мыслей Старца. Однажды он написал даже письма об этой вещи Государю Александру III, Гладстону и Бисмарку. Письма были карандашом, еле-грамотны и, конечно, по-русски. Гладстону и Бисмарку Старец послал, кроме того, некоторые наши богослужебные книги и молитву к Божией Матери, cоставленную Н.В. Гоголем [2]. Неизвестно, дошли ли посылки и письма, отправленные в иные страны, но известно, что письмо к Государю дошло до Двора и оттуда был прислан выговор в Скит».


[1] О том, как это могло бы произойти, видно на примере Жития св. Кирилла, архиепископа Александрийского, без причины гневавшегося на св. Иоанна Златоуста. Однажды в видении св. Кирилл увидел чудесный храм, в котором он увидел Богородицу. Припасть к Ее ногам воспрепятствовал св. Иоанн Златоуст, которого Матерь Божия попросила: «Прости его для Меня...» «Когда Пречистая Богородица изрекла эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал Богородице: «По Твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его». Затем дружелюбно подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его, и, таким образом, они примирились друг с другом в видении».

[2] Отец Павел Флоренский писал: «Молитва, cоставленная Гоголем к Пресвятой Богородице; молитву эту любил читать о. Исидор. Она не помещена в «Полном собрании сочинений Н.В. Гоголя», но со слов о. Исидора была напечатана в «Русском архиве» 1899 г. кн. 8 А.А. Третьяковым и в «Московских ведомостях», 1909, № 65 К-им. Отец же Исидор знал ее от своего брата, камердинера в доме гр. А.П. и А.Г. Толстых (Москва, Никитский бульвар, ныне дом Катковых), где жил в последние годы и где скончался Гоголь». А вот и текст молитвы:

«Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению».

sobor_22.jpg

Вознесение на небо Царя Александра Македонского грифонами. Блюдо начала XIII в.


Иосиф Фудель, впоследствии священник, отвечая на опубликованное А.А. Киреевым предложение созвать Вселенский Собор в Киеве в связи 900-летием Крещения Руси (1888):
«...Вселенский Собор фактически возможен лишь тогда, когда политические препятствия ему исчезнут, т.е. когда православный крест будет воздвигнут на соборе Св. Софии, к чему неизбежно, неудержимо влечет нас история. От Восточного вопроса отречься мы уже не можем, а решение его при сложившихся политических комбинациях возможно лишь после войны с Австрией, а, может быть, и со всей лигой мiра.
Тогда только, т.е. по завоевании Константинополя, и возможно будет и крайне необходимо станет созвание Русским Царем собора, на котором присутствовать будут все свободные Патриархи и все митрополиты свободных от политической власти иноверцев автокефальных Церквей. Да и место Вселенскому Собору не в Киеве – колыбели России, а в Царьграде – колыбели Византийской монархии и будущего центра всего Православного мiра.
И какое дивное, торжественное зрелище представит тогда обновленный Царьград, освященный Собором православных святителей.
Это зрелище, действительно, заставит содрогнуться врагов Православия и усмирит их вольных и невольных прихвостней.
Итак, Вселенский Собор в обновленном Царьграде — вот моя основная мысль».


С.А. Нилус, духовный писатель:
(1905): «Проникнуть в глубины сатанинские и осветить их вселенскую тьму может только свет Христов Вселенской Его Церкви. Сердцем чувствую, что созрели времена созыва 8-го Вселенского Собора, на который, забыв перед угрозой близкого огненного прещения свои многовековые распри, должны съехаться иерархи и мiряне в лице избранных своих представителей от всех христианских исповеданий, сохранивших свою Церковь и догматы семи предшествующих Вселенских Соборов. Божественная идея 8-го Вселенского Собора предчувствуется духом всей Церкви Христовой: день ее осуществления настает; опасность, восставшая зловещей угрозой всему мiру, очевидна. Весь вопрос – где ему собраться и кто облечен достаточно властью и авторитетом для его созыва? – Третий Рим – Москва ему место. – Царю Русскому – авторитет и власть для созыва Собора. – Буди! буди!.. – 8-му Вселенскому Собору с помощью благодати Духа Святаго предстоит вся великая задача, осветив положение современного Христианства под натиском Торжествующего Израиля и грядущего воплощения антихристовой идеи в “предзренном” Пророка Даниила, определить или средства борьбы со всемогущим Синедрионом, или дать “крылья орла”, чтобы бежать Церкви в пустыню».

(1911): «Какой степени зрелости достигли признаки эти [“явления антихриста, дня второго страшного пришествия Господа в славе и кончины мiра”] по пророчествам Ветхого и Нового Завета, – определить это со властию дело соборного авторитета Вселенской (не поместной) Церкви. Восьмому Вселенскому Собору предлежит сделать это в непререкаемой силе и власти всецерковного авторитета, и – никому больше, хотя бы, – скажем словами Св. Апостола – и “Ангелу с небесе”, если бы он явился. Такому Вселенскому Собору время быть только при всемiрном царе и владыке, ибо только у него, как такового, и может быть на то достаточная полнота и мера власти; место тому Собору – Иерусалим, где Господь наш распят, ибо там на престоле восстановленного Соломонова Храма и воссядет “презренный”, как Бог, выдавая себя за Бога; цель того Собора непогрешительное обличение этого “бога”, как антихриста.
(В 3-м издании 1905-го года нашей книги “Великое в малом, и антихрист, как близкая политическая возможность”, мы полагали, что 8-му Вселенскому Собору место в Москве. Ныне, представляя читателю нашу ошибку, допущенную неумеренной любовью нашею к родине, т.е. к человеческому, а не к Божиему, мы приносим в ней покаяние. Но ошибка эта только служит к укреплению основного нашего взгляда, здесь высказанного, что только Вселенский Собор может иметь непогрешительную силу и власть безошибочно определить и указать приближение дня оного, великого и страшного.)».

sobor_23.jpg

Двуглавый Орел. Изображение на ковше, принадлежавшем Царю Иоанну Васильевичу Грозному. XVI в.

 

...В марте 1946 года митрополит Николай (Ярушевич)

«писал в Совет по делам Русской Православной Церкви о необходимости проведения в Москве Вселенского Собора. Эта идея была полностью одобрена И. Сталиным, возлагавшим на ее осуществление большие надежды. Первоначальный замысел отличался немалым размахом. 13 января 1947 года Патриарх Алексий писал Карпову о предполагаемом проведении 1-10 октября в Москве Собора всех существовавших тогда в мiре автокефальных Православных Церквей, причем они должны были представляться своими главами.
Планировалось и участие делегаций Сиро-Халкидонской, Армяно-Григорианской, Коптской Церквей в связи с обсуждением вопроса об их соединении с Православием. 23 января начала работать подготовительная комиссия Патриархии. В программу Собора намечалось включить 9 вопросов, главные из которых носили “политический” характер – отношение к воинствующему католицизму и экуменическому движению. [...]
В середине февраля планы были откорректированы: в сентябре 1947 года намечалось проведение предсоборного совещания, основной целью которого провозглашалась подготовка созыва в 1948 году Вселенского Собора “для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской”.
Однако, все эти замыслы сразу стали рушиться. В январе 1947 года тяжело заболел и полностью отошел от дел лояльный к СССР Константинопольский Патриарх Максим. [...] Сыграла свою роль и широкая кампания в западной прессе по компрометации Русской Церкви.
В борьбу за срыв московского замысла активно включился Ватикан, роль которого в мiре явно недооценили. На Восточных Патриархов оказывалось разностороннее давление. Представители различных американских организаций подкупали их разными суммами валюты. Например, руководитель международного общества по охране свободы религии Ж. Нусбаум даже в Софии и Праге убеждал Православных иерархов отказаться от поездки в Москву, обещая значительную материальную помощь».


Вселенский Собор, начиная с 1961 г., намечался в Александрии. Как возможную дату его проведения называли 1972-1973 гг.

«В конце 1960-х годов в «Журнале Московской Патриархии» появилось много публикаций на тему подготовки к восьмому Вселенскому собору церквей. Поднимались вопросы о сокращении и полной отмене постов, о разрешении вдовым священникам вступать во второй брак, о переводе церковного календаря на новый стиль, о переводе богослужебных текстов с церковнославянского на русский язык и прочее.
Молодые монахи были очень обезпокоены этим и спрашивали совета старца, как им поступать в случае нарушения церковных канонов. Батюшка [иеросхимонах] Стефан [(Игнатенко, 1887 † 1973), великий Кавказский старец] ответил, что нужно самим твердо стоять в истине, но ни в коем случае своевольно не уходить из монастыря. Отвечая на их невысказанное тайное желание подвизаться в горных пустынях, он не благословил друзей-семинаристов нести подвиг горного пустынножития. Испытав его опытно, он считал, что в современных условиях удобнее спасаться в большом городе».


(1997): «Архиепископ Миланский кардинал Карло-Мария Мартини, которого многие считают возможным преемником [папы] Иоанна Павла II, дал понять, что он в принципе поддерживает идею созыва Вселенского собора христианской Церкви с целью разрешения основных противоречий между конфессиями. Предложение созвать Вселенский собор было высказано некоторое время назад генеральным секретарем ВСЦ Конрадом Райзером, призвавшим христиан разных конфессий отметить юбилейный 2000 г. началом «соборного процесса».


sobor_24.jpg

Св. Великомученик Георгий Победоносец – символ Московского Великокняжеского Дома. Чаша Князя Юрия Димитриевича Звенигородского. XV в.


Существует также мнение, что Восьмой собор уже состоялся...

«...Несомненная в православной экклесиологии мысль о том, что соборы не имеют внешней власти над Церковью, но сами должны быть засвидетельствованы Церковью в своей правоте. Например, признание каждого из 7 определенных соборов Вселенскими совершалось на следующем вселенском соборе, а VII Вселенский (787) был признан таковым на Константинопольском соборе 879-880 гг., значение которого в Православии показало себя фактически равным Вселенскому» (А.С. Хомяков. Сочинения в двух томах. Т. 2. С. 367).

Архиепископ Василий (Кривошеин, 17.7.1900 † 22.9.1985), Брюссельский и Бельгийский (1968):
«...Следует остановиться на Константинопольском Соборе 879-880 гг., созванном при Патриархе Фотии и папе Иоанне VIII, и на решениях этого Собора. Как по своему составу, так и по характеру своих постановлений этот Собор носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 отца, т. е. это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах “великим и Вселенским Собором”.
И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его Восьмым Вселенским Собором: например, знаменитый канонист XII в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.) и т.д.
Более того, и на Западе, как это доказал проф. Дворник в своем известном монументальном труде “Фотианская схизма” и как это принято сейчас в исторической науке, даже римо-католической, этот Собор 879-880 гг. вплоть до XII в. тоже считался Восьмым Вселенским.
Никакого отвержения его папой Иоанном VIII и никакой “второй фотианской схизмы” (т.е. разрыва с Фотием Иоанна VIII) в действительности никогда не было; все это – легенды, выдуманные врагами Фотия и только в XII в. принятые на Западе, когда в связи со все возрастающими притязаниями пап на всемiрную юрисдикцию, папские канонисты стали считать Восьмым Вселенским Собором не Собор 879-880 гг., а антифотианский лжесобор 867 г. [...]
Представляется весьма желательным, чтобы будущий Вселенский Собор провозгласил [...] Константинопольский Собор 879-880 гг. Восьмым Вселенским Собором, как бывший таковым по своему составу и как выразивший исконную веру всей Церкви в вопросе о Символе веры и правах римского епископа в связи с возникшими тогда вопросами о прибавке Filioque и о притязании пап на всемiрную юрисдикцию. Тем самым и постановления этого Собора как Собора Вселенского получили бы всецерковную и неоспоримую авторитетность, а грядущий Вселенский Собор мог бы считаться девятым».


Профессор Д.П. Огицкий (1985):
«Отношение к соборам 869-870 и 879-880 годов также не оставалось неизменным. Первый из них, как известно, в настоящее время признается в Римско-Католической церкви “восьмым вселенским собором”. Между тем в 879-880 годах [...] собор этот был осужден, с согласия папы Иоанна VIII.
Соответствующий канон собора 879-880 годов [...] читается так: “Римский собор, бывший против Фотия, Святейшего Патриарха, при блаженнейшем папе Адриане, и собор, бывший в Константинополе против того же Святейшего Фотия, признаем всецело осужденным и отвергнутым, не подлежащим сопричислению к святым соборам и учету и не заслуживающим совершенно звания или наименования собора. Да не будет”.
Решение это долгое время уважалось и на Западе. [...] «Выводы, к которым мы пришли, пишет [чешский византолог, католический аббат] проф. Ф. Дворник, – ставят перед нами другую важную проблему. Если правда, что собор 869-870 годов был аннулирован собором 879-880 годов и решения последнего были подтверждены папой Иоанном VIII, как может Западная Церковь продолжать относить этот собор к числу вселенских?» [...]
Западные канонисты именуют собор этот «вселенским», то есть пользуются тем названием, которое собор этот сам к себе прилагал. Поначалу это делается осторожно, с оговорками, вроде: собор, “который был назван восьмым своими учредителями”, “который некоторые называют восьмым” и т.п. Для реформаторов григорианской и послегригорианской эпохи искушение поставить его в разряд вселенских было слишком велико, чтобы ему можно было противостоять. [...]
Проф. Ф. Дворник думает, что собор этот, вопреки общецерковному решению о нем, был отнесен к разряду вселенских в результате ошибки западных канонистов конца XI в. [...]
На Востоке собор 879-880 годов приравнивался к вселенским. Признавался авторитет этого собора даже греками-униатами, несмотря на все свое отрицательное отношение к Фотию. Патриарх-униат Иоанн Векк (XIII в.) называет собор “великим и вполне вселенским”. Признавал его вселенский характер даже Григорий Мамма (XV в.) [– другой Вселенский Патриарх-униат]. [...] В 1604 году иезуит Радерус назвал Собор 879-880 годов “лжесобором”.
Это наименование держалось за Свято-Софийским собором на Западе почти до наших дней. [...] Собор 869-870 годов, наоборот, приобрел на Западе неоспоримый авторитет. От русских униатов требовалось особое клятвенное признание “восьмого” собора и его решений».


Святитель Марк (1391-1392 † 1444), митрополит Ефесский, великий Исповедник:
«...Нас нельзя заставить причислить к вселенским соборы, которые не только не получили признания, но и были осуждены. Ибо собор [869-870] [...] содержит акты против Фотия [...] Но потом имел место другой собор [879-880], восстановивший Фотия и отменивший прежний собор. Собор этот, также названный «восьмым», имел место при папе Иоанне. [...] Поскольку акты того собора были тогда аннулированы, следует обращаться не к ним, а к актам собора, состоявшегося потом».

(1439): «После Седьмого Вселенского Собора собирается иной Собор снова, во время Василия, Императора Ромеев, созванный Святейшим Патриархом Фотием. Этот Собор был назван Восьмым Вселенским и имел легатов Иоанна, блаженного Папы Ветхого Рима – Павла и Евгения епископов, и Петра, пресвитера и кардинала. Этот Собор санкционировал Седьмой (Вселенский) Собор, утвердил блаженного Фотия на его престоле и дерзающих с тех пор говорить оное прибавление в Символе предал анафеме. “Если кто, – говорит он, – помимо этого священного Символа дерзнет иной писать или прибавлять или убавлять и дерзко отзываться об этом постановлении, да будет осужден и извержен из всего христианского общества”. [...] Этот Собор издал также каноны, которые находятся во всех сборниках канонов».

sobor_25.jpg


Однотомник книги «Россия перед Вторым пришествием» можно приобрести наложенным платежом, заказав по телефону 8-985-426-97-86.
Книга большого формата, в твердом переплете, напечатана на белой бумаге крупным шрифтом. Объем 620 страниц, цветная вклейка на мелованной бумаге с изображениями святых и подвижников благочестия, чьи пророчества помещены в сборнике.
Цена – 400 рублей (без почтовых расходов).
По тому же телефону (по особой договоренности) можно заказать и двухтомное издани

 




Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати