Исторический музей "Наша Эпоха"Главная страницаКарта сайтаКонтакты
Наша Эпоха
Наша Эпоха Наша Эпоха Наша Эпоха
   

Соборность

 

РУССКАЯ ГОЛГОФА

Автор:  Виктор Корн

                                                       

 

 

     Русская Голгофа


Дорогие братья и сестры! В этом году, 17 июля 2017 года, исполняется 99 лет величайшей трагедии в жизни русского народа – убийству Государя Императора Николая  II, Царской Семьи и четверых Её верноподанных, разделивших с Ними общую судьбу.

golgofa_01.jpg

Святые Царственные мученики

В этот день, когда в православных храмах совершается торжественная часть Всенощного бдения - служба в память Святых Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии,  совершается также и служба святителю Андрею, архиепископу Критскому, автору Великого покаянного канона, значение и цель которого именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

golgofa_02.jpg

Прп. Андрей Критский. Фреска церкви свт. Николая. Афон, монастырь Ставроникита. 1546 г.

Совпадение это является Промыслом Господним, которым напоминается нам о необходимости в нашем покаянии греха Екатеринбургского злодеяния.
    День 17 июля отмечен в истории русс
кого народа и как день памяти
Святого Благоверного великого князя страстотерпца Андрея Боголюбского, убийство которого было совершено изуверами в 1174 году, 843 года тому назад.

img59706b8dd092d.jpg

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011

День 17 июля является также праздником Галатской иконы Божией Матери, которая имеет схожую иконографию с Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Державная», знаменательное явление которой произошло 2/15 марта 1917 г., в тот день, когда Россия осталась без Царя.
     Датой чудесного явления Галатской иконы, считается 4/17 июля 440 года, а первоначальным её местонахождением называют монастырь, до ХVII в.  находившийся в районе Константинополя Галата. На Галатской иконе Божия Матерь левой рукой поддерживает Младенца, а в Её правой руке царская регалия, символ царской власти – скипетр; в левой руке Богомладенца – держава, а правой рукой Он благословляет; на голове  Божией Матери и Младенца венцы – царские короны, символы власти.

img59706c7c5a622.jpg

Галатская икона Божией Матери. XVII в.

Галатская икона Божией Матери работы мастеров Оружейной палаты конца ХVII века, по преданию являющейся списком с константинопольского образа, находилась в московской церкви святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, упоминаемой с 1620 года. Таким образом, список Галатской иконы Божией Матери является, без семи лет, ровесником восшествия на престол первого Царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.
Место расположения московской церкви святителя Тихона Амафунтского – на границе Белого и Земляного города, за крепостным валом в «предместье» - на Арбате,  соответствует предназначению иконы Пресвятой Богородицы – Небесной покровительницы и заступницы Православной Руси.
     Промыслом Господним, как мы в этом постоянно убеждаемся, не остаются без небесного внимания те события в жизни православного народа, которые сыграли значительную роль, а также  ставшие с тех пор святыми места, связанные с этими  событиями.
    Так на вершине «генеральской горки» Екатеринбурга, название которой связано с именем Василия Никитича Татищева, в 1792 – году, заметьте, начала Французской революции! - была заложена каменная Вознесенская церковь и с той поры, по ее имени, горка стала именоваться Вознесенской.

golgofa_05.jpg

Екатеринбург. Вид на Вознесенскую церковь. Фото XIX в.

Но еще в мае 1770 года на этом месте был заложен и освящен в том же году 19 сентября, деревянный храм в честь Вознесения Господня (Вознесенская церковь) — один из старейших православных храмов Екатеринбурга.

golgofa_06.jpg

Первая деревянная Вознесенская церковь на месте дома Ипатьева.
После постройки каменной церкви была перенесена в Нижне-Исетск.

В этой дате - май 1770 года – провидчески открываются, глубоко сокрытые в ней – канун 1 мая – день 30 апреля 1918 года, когда вошли в Дом Ипатьева Государь с Государыней и великой княжной Марией Николаевной, а также число 17-е с 7-м месяцем года июлем.

img59706f82b2b5d.jpg

Дом Ипатьева. 1928 г.

     Промыслительным было и расположение Ипатьевского дома у подножья Вознесенской горки – русской Голгофы,  с храмом на ней в честь Вознесения Господня, ставшего свидетелем совершенного злодеяния в ночь на 17 июля 1918 года и вывоза останков на Ганину яму. Вспоминая святыню христианства - небольшой холм Голгофу, где был распят Иисус Христос, православный народ наш не может не вспомнить и свою, русскую, Голгофу - Вознесенскую горку и место под ней, где совершалось убийство Помазанника Божиего и Его Семьи.

img59707085b2399.jpg

Вознесенская церковь. Фото "Trassa.narod.ru"

Выбирая Ипатьевский дом для совершения в нем убийства последнего русского царя Николая II  Романова, его организаторы тем самым стремились подчеркнуть мистическую связь с этим домом – ДОНом – Ипатьевского монастыря, места восшествия на престол первого Царя Михаила Романова. Православный народ неоднократно убеждался в том, что Господь поругаем не бывает: место Христоподражательного подвига Помазанника Божиего и смерть Его Семьи Промыслом Господним оказалось у подножья Вознесенской горки с храмом Вознесения Господня.
     Промыслительные небесные дела Господни, отмеченные выше, продолжаются ныне делами земными, совершенными  в честь памяти Государя Императора Николая
II: это Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» — действующий православный храм в Екатеринбурге, который расположен недалеко от железнодорожного вокзала в центральной части города, в Невьянском переулке. Место расположения храма в честь иконы Божией Матери «Державная» было выбрано в память о прибытии из Тобольска в Екатеринбург 30 апреля 1918 года Государя с Государыней и Великой Княжной Марией Николаевной.

golgofa_09.jpg

Екатеринбург. Храм во имя Державной иконы Божией Матери

Возведение храма началось 15 марта 2008 года в 91-ю годовщину отречения Государя Императора Николая II от престола. В этот же день  2 (15) марта 1917 года, в селе Коломенском была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная», где она изображена с царскими регалиями, скипетром и державой, что трактуется как символ принятия ей царской власти до возвращения в Россию монархии. Икона очень быстро стала почитаемой, списки с неё распространились по всей стране.
    Освящение храма иконы Божией Матери «Державная» в Екатеринбурге состоялось 13 декабря 2011 года в день памяти апостола Андрея Первозванного, который издревле почитается на Руси. Чин освящения и первую Божественную Литургию в новом храме совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
    Теперь, братья и сестры, в преддверии дня Русской Голгофы 17 июля, поговорим о великих грехах русского народа, о которых сказал в своей речи святитель Иоанн (Максимович) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года:

golgofa_10.jpg

Свт. Иоанн Шанхайский

«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и его законным наследникам, а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их.
    В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец.     
    Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления... Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».[1]

 В своих проповедях святитель Иоанн (Максимович) не раз указывал на тяжкий грех, тяготеющий на русском народе:
    «Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной... Будем помнить, что это злодеяние совершено в день памяти творца Великого канона святителя Андрея Критского, зовущего нас к покаянию. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божией правдой. Но покаяние наше должно быть без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала.[2]
В «Слове по Царю-Мученику», сказанному в 1960 году святитель Иоанн, чья кончина в 1966 году пришлась на день памяти святого Иова, Патриарха Московского (19 июня / 2 июля), принимавшего покаяние у русского народа в 1607 году, говорит:
    «Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием…
В один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь… Что же произошло в тот день?.. Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю, Помазаннику Божию, и предание его на смерть. Лишен власти, а потом и свободы тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России.
    Перед нами, перед Русским народом путь восстания есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа».[3]
В 90-е годы из Петербурга на всю страну прозвучала всенародная проповедь митрополита Иоанна (Снычева):

golgofa_11.jpg

Митрополит Иоанн (Снычев)

«Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала ХХ веков) связаны с цареубийством…
    История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер царской власти — не земной, но небесной, по слову Писания: «Сердце царя — в руце Господа… Куда захочет, Он направляет его» (Притчи 21:1).

Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил…
Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты… (сегодня – приближается уже вековая дата смуты).

Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России — возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны…»[4]
    Вспомним последствия русской смуты в начале ХХ века. Нет в России, и на 1/6 части суши планеты, которую она занимала, ни одной семьи, не потерявшей нескольких своих близких или не исчезнувшей целиком вместе с гибелью всего своего рода. Правда, что история государства – история его семей и ни в одной из них не отразилась так трагически история России, как в судьбе Царской Семьи, главной Семьи страны, так соответствующей, буквально, значению и происхождению этого слова: семь «Я» – именно столько Их было.

img597073a58131d.jpg


     Несмотря на трагический конец Царской Семьи, она была самой счастливой семьёй в России, согретой взаимной любовью друг к другу и всех вместе к Богу и России. Мученическая смерть Царской Семьи и четверых её верноподданных, которые приняли её в Ипатьевском доме Екатеринбурга – это духовный подвиг, искупительная жертва за свой народ, пример потомкам, как надо любить Россию и быть верными своим чистым сердцам и христианскому служению.
     Но искупительная жертва приведёт к прощению греха убийства Царской Семьи, который лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его совести, только в том случае, если люди в соответствии с открывшейся им Истиной осознают её и покаются в этом грехе путём такого же верного служения Истине и такой же беззаветной любви к России, которые несли в себе, показавшие всему человечеству пример, эти святые великомученики.

golgofa_13.jpg

Екатеринбург. Храм на Крови

     Спаси и помилуй нас Господь наш Всемилостивый!
         Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!


Виктор Корн
Екатеринбург, 12 июля 2017


golgofa_14.jpg

Екатеринбург. Царский крестный ход от храма на Крови до монастыря на Ганиной яме. 17 июля 2017 г.  Фото и хроника события: сайт Екатеринбургской епархии



[1] Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 836.

[2] Там же, с. 856-857.

[3] Алферьев Е.Е. Письма святых Царственных Мучеников из заточения. Джорданвилль, 1983, с. 438, 440.

[4] Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. СПб: «Царское Дело», 1995, с.3841.




Вернуться

Copyright © 2009 Наша Эпоха
Создание сайта Дизайн - студия Marika
 
Версия для печати